Использование ресурсного подхода в управлении цифровыми ресурсами

Автор: Пожарицкая И.М.

Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness

Статья в выпуске: 4-3 (62), 2020 года.

Бесплатный доступ

Исследованы ключевые особенности ресурсной концепции, к которой относятся ресурсные группы, способности и компетенции для обеспечения конкурентных преимуществ. Выделены свойства ресурсов и их особенности в условиях цифровой трансформации бизнеса. Определены три вида стратегии цифровой трансформации бизнес-моделей: коммуникация/обучение, унификация/оптимизация, сертификация/автоматизация. Для трех видов стратегии цифровизации предприятий выделены особенности ресурсных групп.

Цифровые ресурсы, цифровая трансформация, управление, бизнес-процессы, ресурсная концепция

Короткий адрес: https://sciup.org/170182635

IDR: 170182635   |   DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10326

Текст научной статьи Использование ресурсного подхода в управлении цифровыми ресурсами

Ресурсный подход в стратегическом менеджменте стал преобладающим в конце XX века. Сущность концепции Resource-Based View (RBC) представляет собой бизнес-модель, отражающую взаимосвязь между затратами ресурсов и результатами деятельности. При этом в основе лежит компетентностный подход, включающий способность разрабатывать новые стратегии путем управления «ценными» ресурсными группами [1].

При формулировании стратегии ключевым в ресурсной теории является комбинация взаимосвязей между ресурсами, способностями и конкурентным преимуществом [2]. И каждая организация (компания), обладая одними и теми же ресурсами (материальными, трудовыми и организационными) по-разному может их использовать (комбинировать) на основе операционных способностей, необходимых для выживания и поддержания ключевых бизнес-процессов.

Одним из элементов современной биз-нес-стратегии наряду с клиентами, поставщиками и сотрудниками организации являются внутренние бизнес-процессы (аутсорсинг, реинжиниринг, бенчмаркинг, стратегическое планирование, программы по управлению изменениями и пр.). Поэтому в период цифровой трансформации высшему менеджменту необходимо обратить внимание именно на реконфигурацию внутренних и внешних компетенций в ответ на быстрые изменения окружающей среды. Это характеризует динамические способности организации, что соответствует одному из подвидов ресурсной концепции (в отличие от статической концепции).

Согласно классической ресурсной теории, ресурс является стратегически важным для предприятия, если соответствует таким критериям [2]:

  • 1)    ценный, т.е. позволяет компании улучшить свое положение на рынке по сравнению с конкурентами;

  • 2)    редкий, т.е. спрос на ресурс превышает его предложение;

  • 3)    немобильный;

  • 4)    не подлежит копированию или замене (замещению субститутами).

Исследуем свойства цифровых ресурсов по аналогии со свойствами экономических ресурсов, что является одной из проблем управления цифровыми ресурсами [3].

Основным свойством экономических ресурсов (земли, капитала, труда, предпринимательства и знаний) является их ограниченность. Менеджменту постоянно приходится принимать решения о целесообразности применения ограниченных ресурсов для достижения максимального результата. И речь идет в классической экономической литературе об альтернативных издержках и альтернативном выборе. Для цифровых ресурсов, которые носят в основном нематериальный характер, данное свойство нехарактерно. Наоборот, можно говорить о главном свойстве таких ресурсов как мобильность. Именно подвижность и возможность мгновенно перемещаться и распространяться в пространстве делает цифровые ресурсы безграничными и практически неисчерпаемыми.

Следующим свойством ресурсов является их взаимосвязанность и взаимозаменяемость. В классической интерпретации, в условиях рыночной экономики применение ресурса предпринимательских способностей и знаний оптимизирует и минимизирует использование природных, трудовых и материальных ресурсов. При этом увеличение объема производства за счет роста затрат только по одному ресурсу имеет предел (техника - люди, капитал -труд, капитал - знания).

Однако, в условиях цифровой экономики, новым характерным свойством, как цифрового бизнеса, так и цифровых ресурсов является их социализация. В-первую очередь, это использование социальных сетей для построения новых бизнес-моделей. Во-вторых, это создание спроса среди потребителей и его удовлетворение, т.е. экономическая трансформация и направленность на социальные нужны населения, а не только экономические потребности.

Третьим свойством, присущим только цифровым ресурсам, является возможность их использования только при наличии высокотехнологической техники (компьютеров, серверов, гаджетов и пр.). Сами по себе цифровые ресурсы бесполезны, если отсутствует энергетические ресурсы, а также мобильная или спутниковая связь и IT - техника. Например, производство цифровых денег - добыча криптовалюты (maining) может остановиться, если выйдет из строя мощный компьютер или элементарно отключат электричество.

Четвертым свойством, характерным опять же только для цифровых ресурсов, может являться их уязвимость со стороны киберугроз. Именно цифровая (информационная) безопасность является неотъемлемым элементом системы управления цифровыми ресурсами. Начиная от установки лицензионных операционных систем и программного обеспечения до антивирусной защиты облачных технологий и пр.

Оценим с точки зрения цифровой стратегии возможность использования ресурсной концепции и ее динамического (процессного) подхода.

Под цифровой стратегией будем понимать часть общей стратегии бизнеса, направленной на достижение целей организации с учетом цифровых инноваций и технологий. Уточним, что реализация цифровой стратегии возможна только с использованием цифровых ресурсов, к которым можно отнести цифровые знания, цифровой капитал, цифровые активы, цифровые трудовые ресурсы и цифровое предпринимательство.

Ученые выделяют три архитипа стратегии для цифрового преобразования исходя из базовых особенностей существующей бизнес-модели. Выделим особенности применения ресурсного подхода в управлении цифровыми ресурсами в каждой из них.

Первая стратегия «коммуника-ции/обучение» предполагает разработку комплексного коммуникационного плана, чтобы предоставить своим сотрудникам необходимую информацию о проекте трансформации. Такая стратегия приемлема для компаний с высоким уровнем децентрализации и свободой оперативного руководства нижнего звена. При этом, чтобы обеспечить ориентацию на процесс, для сотрудников предлагаются обучающие курсы по основам бизнес-ориентированного управления, цифровизации и смежным темам. Компании рекомендуется установить программный продукт, который управляет действиями биз-нес-процессов и предоставляет функции социальных сетей (обмен, комментарии, голосование и пр.). Данная стратегия будет приемлема для трудоемких видов деятельности, например, страховых компаний, туристских компаний, консалтинговых фирм и пр.

При этом, на наш взгляд, преобладающими ключевыми ресурсами будут трудо- вые (человеческие) ресурсы и их способность обладать (обучиться) цифровыми компетенциями. Успешная интеграция цифровых технологий, возможный аутсорсинг ряда бизнес-процессов и цифровых трудовых ресурсов позволит организации успешно конкурировать в условиях динамичной внешней среды (например, ситуации с пандемией коронавируса).

Вторая стратегия «унифика-ция/оптимизация» включает в себя всесторонний анализ организационной структуры компании, план коммуникации и ответственных участников. Успех этой стратегии зависит от участия заинтересованных сторон, которые предоставляют информацию, необходимую для оптимизации биз-нес-процессов. Следовательно, компании должны способствовать информированности и приверженности процессу трансформации. Поэтому необходимо предоставить образовательную программу для всех заинтересованных лиц в целях повышения производительности и эффективности. Такая стратегия применима для высокотехнологичных видов деятельности и ИТ-компаний.

Здесь наибольшее значение играют организационные ресурсы компании, к которым согласно ресурсной теории относят образование, опыт, повышение квалификации, интеллектуальный уровень менеджеров и работников организации [4]. Однако, публикация Дж. Барни вышла в 1991 году и следует подкорректировать понятие организационных ресурсов компании, под которыми следует понимать «совокупность преимуществ, имеющиеся у организации за счет уникального сочетания общедоступных материальных и нематериальных ресурсов» [5]. Значит, это тот потенциал, способности, управленческий талант, которые дифференцированы у каждой компании и по-разному могут реализовать стратегию оптимизации бизнес-

Для реализации стратегии «сертифика-ция/автоматизация» компании должен обеспечить участие высшего руководства и высокое качество результатов бизнес-процессов. Рекомендуется использовать нисходящее управление, которое централизованно определяет правила, роли и обязанности при реализации стратегии цифровой трансформации. Также целесообразно организовать многоступенчатый процесс проверки междисциплинарными заинтересованными сторонами. И только после проверки качества результатов рекомендовать передачу процессов в производственную среду. При такой стратегии будут способствовать успеху инструменты моделирования бизнес-процессов и привлекаемых ресурсов, в том числе корректирующие действия. Компания должна полагаться на ИТ-инфраструктуру, которая легко интегрируется для повышения управляемости автоматизации процессов. Данная стратегия приемлема для применения в производственных отраслях.

Для реализации данной стратегии, безусловно, основными будут являться материальные и нематериальные ресурсы. В условиях цифровой экономики, целесообразнее говорить именно о цифровых ресурсах, в частности цифровых знаниях, цифровом капитале, цифровых активах.

Вывод. Таким образом, рассмотрев стратегии цифровой трансформации бизнеса, было установлено, что ресурсная концепция вполне применима, хотя требует актуализации в современных условиях. Стратегический характер цифровых ресурсов определяется их свойствами, более продвинутой версией по сравнению с классическим подходом. При этом дальнейшему исследованию подлежат способности и компетентности цифровых бизнес-процессов в рамках применимости ресурсной концепции.

процессов.

Список литературы Использование ресурсного подхода в управлении цифровыми ресурсами

  • Балашова, Е.С. Современные модели ресурсного менеджмента промышленного предприятия // Управление в социально-экономических системах. - 2015. - № 1. - С. 105-111.
  • Каталевский, Ю.В. Эволюция концепций стратегического менеджмента: от Гарвардской школы внешней среды до ресурсного подхода к управлению // Государственное управление. Электронный вестник. - 2008. - № 16. - С. 1-18.
  • Пожарицкая, И.М. Проблемные аспекты управления цифровыми ресурсами // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - № 3-1 (61). -С. 156-159.
  • Barney, Jay B. Firm resources and sustained competitive advantage // Journal of Management - 1991. - №17 (March). - pp. 99-120.
  • Хомицкий, А.А. Понятие и классификация организационных ресурсов // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: ООО СИБПРИНТ, 2013. - С. 312-317.
Статья научная