Использование сжиженного газа С3Н8 в качестве рабочего тела в тепловом двигателе для утилизации тепловых отходов промышленных предприятий
Автор: Гафуров А.М., Гатина Р.З., Гафуров Н.М.
Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 9 (15), 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются возможности эффективного использования тепловых отходов промышленных предприятий в качестве источников теплоты для установок на низкокипящих рабочих телах. Представлены результаты исследования теплового двигателя с замкнутым контуром циркуляции на С3Н8, обеспечивающего утилизацию тепловых отходов с температурой ниже 80°С.
Утилизация тепловых отходов, органический цикл ренкина, сжиженный газ пропан
Короткий адрес: https://sciup.org/140269757
IDR: 140269757
Текст научной статьи Использование сжиженного газа С3Н8 в качестве рабочего тела в тепловом двигателе для утилизации тепловых отходов промышленных предприятий
В настоящее время утилизация низкопотенциальной теплоты производится в основном в геотермальной энергетики, где в энергетических установках реализуется органический цикл Ренкина (ОЦР) с применением низкокипящих рабочих тел (НРТ), в качестве которых применяются различные углеводороды. Однако возможная область применения таких установок с НРТ значительно шире.
Примерами низкокипящих рабочих тел могут быть углеводороды (бутан, пропан), хладоны (R11, R12, R114, R123, R245+а), аммиак, толуол, дифенил, силиконовое масло или новое синтетическое вещество «Novec 649», разработка компании «3М», известной по брэнду «Скоч» и др. [1].
В последнее время прилагаются большие усилия по утилизации тепловых отходов предприятий промышленности, с возможностью генерации электроэнергии. Потенциал в 750 МВт оценивается для производства электроэнергии от теплоты промышленных отходов в США, 500 МВт в Германии и 3000 МВт в Европе.
Наибольшую долю сбросной теплоты составляют промышленные отходы с температурой ниже 80°С, что затрудняет его использование. Это обстоятельство зачастую крайне неблагоприятно воздействует на окружающую среду, загрязняя ее и приводя к изменениям климата.
В России внедрение экономически эффективных энергосберегающих технологий соответствует основным положениям Энергетической стратегии России до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ №1715-р от 13.11.09). Поэтому возможность эффективного использования промышленных отходов с температурой ниже 80°С, является важной научно-технической задачей.
Предлагается способ утилизации тепловых отходов промышленных предприятий с температурой ниже 80°С с помощью теплового двигателя с замкнутым контуром циркуляции на сжиженном газе С 3 Н 8 (рис. 1). Работа теплового двигателя осуществляется по ОЦР, который охлаждается водными ресурсами окружающий среды с температурой от 5°С до 28°С [2].

Рисунок 1 – Принципиальная схема теплового двигателя с замкнутым контуром циркуляции на С 3 Н 8 для утилизации тепловых отходов. Тепловой двигатель работает следующим образом: сжиженный газ С 3 Н 8 сжимается в насосе, нагревается и испаряется в теплообменнике-испарителе за счет подводимой теплоты промышленных отходов с температурой ниже 80°C, далее перегретый газ С 3 Н 8 расширяется в турбодетандере соединенный с электрогенератором, затем расширенный газ направляется на охлаждение в теплообменник-конденсатор водяного охлаждения, где в процессе охлаждения газа С 3 Н 8 ниже его температуры насыщения происходит интенсивное сжижение, после чего сжиженный газ направляется в насос и цикл повторяется [3].
В промышленных холодильных установках пропан используют уже в течение многих лет. Хладагент С 3 Н 8 характеризуется низкой стоимостью и мало растворимостью в воде. При использовании данного хладагента не возникает проблем с выбором конструкционных материалов деталей турбины, конденсатора и испарителя. Весьма низкая температура тройной точки (около 85 К) и очень крутой ход кривой плавления делают пропан удобной средой, передающей давление при низких температурах.
При этом сжиженные углеводороды обладают большим коэффициентом объемного расширения. Для сравнения: коэффициент объемного расширения пропана составляет 0,00306 на один градус повышения температуры газа, что в несколько раз больше чем у иных жидкостей (воды – 0,00019) [4].
Предлагаемый способ утилизации тепловых отходов обеспечивает дополнительную выработку электроэнергии при минимально допустимых температурных перепадах (разницах температур) между источником сбросной теплоты и окружающей среды равной в 22°С. При этом для выработки 1 кВт полезной электрической мощности с помощью теплового двигателя на С 3 Н 8 необходимо утилизировать в среднем около 100 кВт тепловой энергии. К примеру, в табл. 1 приведены эксергетические КПД различных технических систем.
Таблица 1
Наименование |
Эксергетический КПД, % |
Конденсационная электростанция |
39-42 |
Парокомпрессионная холодильная установка |
30-35 |
Абсорбционная водоаммиачная холодильная установка |
12-15 |
Парокомпрессионный тепловой насос |
35-40 |
Исследуемый тепловой двигатель на С 3 Н 8 |
≤ 26 |
Факторами, затрудняющими применения подобных установок по утилизации тепловых отходов производства, являются относительная дешевизна традиционных углеводородов и слабое развитие оборудования отечественного производства, работающего на НРТ.
Список литературы Использование сжиженного газа С3Н8 в качестве рабочего тела в тепловом двигателе для утилизации тепловых отходов промышленных предприятий
- Гафуров А.М. Возможности использования органического цикла Ренкина для утилизации низкопотенциальной теплоты. // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2014. №2 (21). - С. 20-25.
- Гафуров А.М., Калимуллина Д.Д. Способ утилизации сбросной теплоты в конденсаторах паровых турбин ТЭС, охлаждаемых водными ресурсами. // Инновационная наука. - 2015. - № 12-2. - С. 28-29.
- Гафуров А.М. Способ преобразования сбросной низкопотенциальной теплоты ТЭС. // Вестник Казанского государственного энергетического университета. - 2015. - №4 (28). - С. 28-32.
- Гафуров А.М., Гафуров Н.М. Характерные особенности использования пропана С3Н8 в качестве низкокипящего рабочего тела. // Инновационная наука. - 2016. - № 1-2 (13). - С. 21-23.