Исследование антиоксидантной активности экстрактов чая электрохимическими методами
Автор: Сажина Н.Н., Мисин В.М., Дорожко Е.В., Короткова Е.И., Воронова О.А., Петрова Е.В., Плотников Е.В.
Журнал: Академический журнал Западной Сибири @ajws
Рубрика: Биология
Статья в выпуске: 5 (48) т.9, 2013 года.
Бесплатный доступ
Проведен сравнительный количественный анализ суммарного содержания антиоксидантов и их активности по отношению к процессу электровосстановления кислорода в водных экстрактах некоторых видов чая и их смесей методами амперометрии и вольтамперометрии. Выявлена динамика суммарного содержания фенольных антиоксидантов от времени после экстракции.
Антиоксидантная активность амперометрия, аntioxidant activity, вольтамперометрия, экстракты чая
Короткий адрес: https://sciup.org/140221289
IDR: 140221289
Текст научной статьи Исследование антиоксидантной активности экстрактов чая электрохимическими методами
В настоящее время особое внимание уделяется изучению содержания антиоксидантов и их активности в чаях, лекарственных растениях и растительных добавках. Наиболее типичными представителями антиоксидантов в экстрактах чая и растительных добавках являются водорастворимые полифенолы [8]. Хотя их антиоксидантная активность связана с разными механизмами действия, наиболее распространенным является радикальный механизм взаимодействия полифенолов с активными кислородными радикалами [1].
За последнее время появились многочисленные публикации о профилактическом действии полифенолов чая в отношении онкологических заболеваний [7, 9, 11] и значительном снижении риска развития ишемической болезни сердца и других сердечнососудистых заболеваний [12]. В [6] приведен широкий обзор работ, в которых различными методами определены состав чаев. Однако результаты определения суммарного содержания антиоксидантов и их активности в смесях экстрактов чаев с различными растениями практически отсутствуют. Такие исследования могли бы дать исследователям ценную информацию о возможном влиянии природных полифенолов в экстрактах смесей чая и растений друг на друга, так как известно, что антиоксиданты фенольного типа могут проявлять эффекты синергизма и антагонизма, усиливая или ослабляя тем самым свое действие [3].
Целью настоящей работы являлось определение суммарного содержания и биологической активности антиоксидантов в водных экстрактах некоторых видов чая и растительных добавок. Проводилось сравнение содержания антиоксидантов и их активности в экстрактах отдельных чаев и добавок с экстрактами смесей этих продуктов для исследования возможного влияния компонентов смесей друг на друга. В качестве методов исследования использовались экспрессные электрохимические методы анализа: амперометрический и вольтамперометрический.
Материалы и методы.
Пробоподготовка исследуемых объектов. Объектами исследования служили водные экстракты трех видов чая (китайского зеленого «Ресницы красавицы», серого с бергамотом «Earl grey tea» и черного цейлонского «Real»), мяты перечной (Mentha piperita L.) и высушенной лимонной цедры, а также экстракты бинарных смесей исследуемых объектов с разным соотношением компонентов.
Выбор данных объектов не случаен, поскольку они содержат большое количество биологически активных веществ. В чаях это катехины, теафлавины и теарубиги-ны, кофеин, различные аминокислоты, сахара (глюкоза, фруктоза и сукроза), витамины (С, Е, К, Р и группы В), фенольные кислоты (основная – галловая кислота), катионы и анионы щелочных и щелочноземельных металлов и металлокомплексы [6]. Мята содержит эфирное масло, дубильные и смолистые вещества, каротин, аскорбиновую кислоту, рутин (0,015%) и другие полифе-нольные соединения [2]. В лимонной цедре содержится лимонная и аскорбиновая кислоты, тиамин, рибофлавин, горькое вещество лимонин и др. [2].
Для проведения исследований образец измельчали в ступке до размера частиц 1-2 мм. Навеску измельченного образца (0,5 г) заливали дистиллированной водой объемом 50мл с температурой 950С. Экстрагирование проводили в течение 10 минут без термостатирования, экстракты тщательно отфильтровывали через бумажный фильтр «синяя лента», аналогично [10].
Амперометрический метод определения суммарного содержания антиоксидантов. Амперометрический метод, реализованный на приборе «Цвет Яуза-01-АА» (НПО «Химавтоматика», Москва), позволяет определить суммарное содержание антиоксидантов фенольного типа в исследуемых образцах [5]. Сущность данного метода заключается в измерении электрического тока, возникающего при окислении исследуемого вещества (или смеси веществ) на поверхности стеклоуглеродного электрода (СУЭ) при постоянном потенциале 1,3 В. При этом потенциале происходит окисление только групп -ОН природных антиоксидантов фенольного типа. Полученный сигнал (площадь под кривой тока) сравнивался с сигналом индивидуального антиоксиданта – галловой кислоты с известной концентрацией, измеренным в тех же условиях. Для этого предварительно строилась градуировочная зависимость сигнала образца сравнения (галловой кислоты) от его концентрации. Экспрессность метода позволила проследить динамику содержания антиоксидантов в исследуемых образцах непосредственно после экстракции.
Погрешность измерения содержания антиоксидантов составила не более 10%, а время измерения - 10 - 15 мин при наличии градуировки.
Вольтамперометрический метод определения суммарной антиоксидантной активности. Вольтамперометрический метод, реализованный на анализаторе «АОА-анализатор» (НПП «Полиант», Томск), в качестве модельной реакции использовался процесс электровосстановления кислорода (ЭВ О2) на ртутнопленочном электроде, идущий по механизму, аналогичному восстановлению кислорода во многих объектах искусственного и природного происхождения [10]. Процесс ЭВ О2 на ртутнопленочном электроде (РПЭ) идет в несколько стадий с генерацией на поверхности электрода активных кислородных форм.
В качестве критерия антиоксидантной активности исследуемых объектов использовался кинетический критерий К , который отражает количество кислорода и активных кислородных радикалов, прореагировавших с антиоксидантами во времени, мкмоль/л - мин:
K = — (1 - -)
t Iо где I, I0 — токи ЭВ О2, соответственно, в присутствии и в отсутствии АО в растворе, С0 — исходная концентрация кислорода в растворе (мкмоль/л), t — время экспозиции индикаторного электрода при постоянном потенциале предельного тока кислорода, характеризующее протекание реакции взаимодействия антиоксидантов с активными кислородными радикалами.
Погрешность измерения данным методом с учетом повторяемости результатов составила 25% при числе параллельных определений n=5.
В качестве фонового электролита использовался фосфатный буферный раствор объемом 10 мл с известной исходной концентрацией молекулярного кислорода, куда добавлялось дозированное (V=30÷150 мкл) количество исследуемого образца.
Концентрация исследуемых экстрактов чая, добавок и их смесей в объеме буферного раствора соответствовала концентрации экстрактов, вводимых в амперометрическую ячейку прибора «Цвет Яуза-01-АА», для чего экстракты перед введением в ячейку прибора разбавлялись в 50-300 раз.
Результаты и обсуждение.
На рис. 1 и 2 приведены примеры амперограмм и вольтамперограмм, полученных в течение 10 минут при введении в ячейку исследуемого экстракта черного цейлонского чая. Видно, что в течение этого времени наблюдается уменьшение аналитического сигнала обоими методами, кроме того при вольтамперометрических исследованиях наблюдается сдвиг потенциала максимум тока ЭВ О 2 в положительную область относительно максимума тока фонового электролита.
Результаты измерений суммарного содержания фенольных антиоксидантов ( С мг/г в галловом эквиваленте) амперометрическим методом и кинетического критерия ( К, мкмоль/л мин) вольтамперометрическим методом для экстрактов чая, добавок и экстрактов их смесей в разном соотношении представлены на рисунках 3 и 4 соответственно.

Рис. 1. Амперограммы экстракта черного цейлонского чая.
не только для экстракта зеленого чая (1,46 мкмоль/л ⋅ мин), но и для экстракта мяты (1,50 мкмоль/л ⋅ мин), минимальный – для экстракта черного чая (0,31 мкмоль/л ⋅ мин).

Рис. 2. Вольтамперограммы тока ЭВ О2на РПЭ в фосфатном буфере(0.025M, pH 6.86) в отсутствии (1) и присутствии экстракта черного цейлонского чая (2).

Рис.3. Значения суммарного содержания антиоксидантов фенольного типа (а) и кинетического критерия (б) для экстрактов: 1 – зеленого китайского чая, 2 – серого чая с бергамотом, 3 – черного цейлонского чая , 4 – мяты, 5 – лимонной цедры.
Поскольку в экстрактах чая и мяты содержание фенольных соединений оказалось значительно больше, чем в лимонной цедре, можно предположить, что суммарная антиоксидантная активность экстрактов чая и мяты определяется фенольными соединениями. В пользу достаточно высокого содержания в чаях и мяте полифенольных соединений говорит и значительный
Кроме того, на рис. 4 представлены результаты суммарного содержания фенольных антиоксидантов и кинетического критерия рассчитаных по аддитивному вкладу содержания антиоксидантов компонентов смеси, в соответствии с их соотношением. Обобщенные результаты представлены в таблице 1.
Видно, что наибольшее содержание антиоксидантов фенольного типа имеет экстракт китайского зеленого чая (43,5 мг/г), наименьшее – экстракт лимонной цедры (1,4 мг/г). В отличие от содержания фенольных антиоксидантов, измеренного амперометрическим методом, кинетический критерий оказался максимальным сдвиг потенциала максимума тока восстановления кислорода в положительную область.
Что касается смесей чая и добавок, то значения содержания фенольных антиоксидантов в экстрактах смесей исследуемых объектов, измеренных экспериментально, значительно ниже в сравнении с аддитивным вкладом содержания фенольных соединений компонентов смеси, т.е наблюдается их сильный антагонизм. Особенно он значителен для экстрактов смесей чая или мяты с лимонной цедры (образец 4, 7, 9 и 10).

Рис.4. Значения суммарного содержания антиоксидантов фенольного типа (а) и кинетического критерия (б) для экстрактов смесей чая и добавок: 1 – чай 1 + чай 2 (1:1), 2 – чай 1 + чай 3 (1:1), 3 – чай 1 + мята (4:1), 4 – чай 1 + лимонная цедра (3:2), 5 – чай 2 + чай 3 (1:1), 6 – чай 2 + мята (4:1), 7 – чай 2 + лимонная цедра (3:2), 8 – чай 3 + мята (4:1), 9 - чай 3 + лимонная цедра (3:2), 10 – мята + лимонная цедра (2:3). В скобках указано соотношение между компонентами смесей.
В тоже время при исследовании суммарной антиоксидантной активности в экстрактах смесей вольтамперометрическим методом экспериментальные значения в большинстве случаев достаточно большие от вычисленных по аддитивности значений. По видимому в смеси антиоксидантов с однотипным действием и схожей активностью по отношению к процессу ЭВ О2 может наблюдаться явление кооперативного действия, а принцип аддитивности не работает, т.к. активность составляющих смеси имеет разную природу и механизм взаимодействия с кислородом и его радикалами, а на активность смесей влияют не только химические взаимодействия между веществами, но коэффициенты диффузии этих веществ к электроду и т.д.
По данным видно, что активность экстрактов смесей чая не очень меняется по сравнению с активностью экстрактов отдельных чаев, мята снижает активность зеленого чая (образец 3), лимонная цедра также снижают суммарную антиоксидантную активность экстрактов смесей (образец 4, 7), кроме смеси их с мятой, где влияние лимонной цедры оказалось незначительным (образец 10).
При экстрагировании смесей чая и добавок, в экстрактах происходят сложные биохимические реакции взаимодействия компонентов смесей между собой, приводящие, к образованию менее эффективных соединений, окисляемость которых, регистрируемая амперометрическим методом, ниже. Это – химический антагонизм [3]. Возможно, при экстракции смесей происходит конкуренция различных веществ, приводящая к меньшему экстрагированию некоторых из них. Кроме того, некоторые экстракты, например смесей чая с лимонной цедрой, всегда более обесцвечены по сравнению с чистыми экстрактами чая, что говорит о возможном разрушении теарубигинов, теафлавинов или других составляющих чая некоторыми соединениями лимонной цедры. Вероятно, эти причины и приводят к уменьшению содержания антиоксидантов фенольного типа в экстрактах бинарных смесей по срав- нению с аддитивными значениями. Что касается активности экстрактов смесей к кислороду и его радикалам, то она определяется, вероятно, главным образом теми соединениями, присутствующими в компонентах смеси, которые имеют более высокую активность и действуют эффективно даже при малых значениях концентраций.
Кроме того, в работе амперометрическим методом исследовалась динамика изменения суммарного содержания фенольных антиоксидантов для всех исследуемых образцов (рис. 5).

Рис.5. Динамика изменения содержания антиоксидантов (в галловом эквиваленте) в экстрактах: 1 – зеленого китайского чая, 2 – серого чая с бергамотом, 3 – черного цейлонского чая, 4 – мяты, 5 – лимонной цедры.
Наиболее значительное снижение концентрации фенольных антиоксидантов наблюдается в экстрактах чая (20-25%), что, по-видимому, связано с распадом в них нестойких фенольных соединений (катехинов, те-афлавинов, теарубигинов и др.). Для экстракта лимонной цедры содержание фенольных антиоксидантов значительно меньше и практически не меняется в первые моменты времени после экстракции.
Таблица 1
Значения суммарного содержания антиоксидантов фенольного типа и кинетического критерия К в экстрактах смесей чая и добавок
Название образца |
С, мг/г эксперимент |
С, мг/г расчетные данные |
К, мкмоль/л ⋅ мин эксперимент |
К, мкмоль/л ⋅ мин расчетные данные |
Чай зеленый китайский (чай1) |
43,5±2,2 |
-- |
1,46±0,28 |
-- |
Чай серый с бергамотом (чай 2) |
19,2±1,5 |
-- |
0,68±0,14 |
-- |
Чай черный цейлонский(чай 3) |
14,9±1,3 |
-- |
0,31±0,07 |
-- |
Мята перечная |
20,6±0,7 |
-- |
1,5±0,32 |
-- |
Лимонные корки |
1,4±0,1 |
-- |
0,45±0,08 |
-- |
Чай 1 + чай 2 (1:1) |
25,6±2,6 |
31,3±2,5 |
1,48±0,32 |
1,07±0,28 |
Чай 1 + чай 3 (1:1) |
23,3±1,7 |
29,2±2,4 |
1,31±0,21 |
0,89±0,26 |
Чай 1 + мята (4:1) |
29,5±1,1 |
38,9±2,3 |
0,53±0,12 |
1,46±0,42 |
Чай 1 + лимонные корки (3:2) |
16,2±1,6 |
26,7±2,2 |
0,68±0,21 |
1,06±0,25 |
Чай 2 + чай 3 (1:1) |
12,9±1,1 |
17,0±1,8 |
0,81±0,06 |
0,50±0,12 |
Чай 2 + мята (4:1) |
13,5±1,0 |
19,5±1,6 |
0,50±0,14 |
0,84±0,31 |
Чай 2 + лимонные корки (3:2) |
7,1±0,6 |
12,0±1,5 |
0,48±0,09 |
0,59±0,11 |
Чай 3 + мята (4:1) |
9,6±0,6 |
12,2±1,4 |
0,71±0,15 |
0,55±0,21 |
Чай 3 + лимонные корки (3:2) |
6,4±0,5 |
9,5±1,3 |
0,78±0,15 |
0,37±0,01 |
Мята + лимонные корки (3:2) |
5,5±0,3 |
9,0±0,8 |
1,42±0,41 |
1,08±0,10 |
Заключение.
В настоящей работе в водных экстрактах чая, мяты и лимонных корок и их бинарных смесях измерены суммарное содержание АО и их активность к кислороду и его радикалам амперометрическим и вольтамперометрическим методами. В экстрактах чая и его смесях обнаружено снижение содержания фенольных АО непосредственно после заварки. При определении активности экстрактов к кислороду и его радикалам выявлено, что доминирующим механизмом их взаимодействия с компонентами чая и мяты является каталитический механизм восстановления кислорода через образование промежуточных комплексов. Для экстрактов смесей чая с добавками обнаружено значительное отклонение экспериментально полученных значений содержания антиоксидантов и их активности в большинстве смесей от значений, рассчитанных исходя из принципа аддитивности этих параметров компонентов смеси.
Работа выполнена в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (№ 14.B37.21.1183)
Список литературы Исследование антиоксидантной активности экстрактов чая электрохимическими методами
- Бурлакова Е.Б. Биоантиоксиданты: вчера, сегодня, завтра // Биологическая кинетика // Сб. обзорных статей. – 2005. – Том 2. – С. 10-45.
- Дудченко Л.Г., Козьяков А.С., Кривенко В.В. Пряно-ароматические и пряно-вкусовые растения. -К.: Наукова думка, 1989. -304 с.
- Карпухина Г.В., Эмануэль Н.М. Классификация синергических смесей антиоксидантов и механизмов синергизма//Докл. АН СССР. -1984. -Том 276, № 5. -С. 1163-1167.
- Мисин В.М., Сажина Н.Н., Завьялов А.Ю., Яшин Я.И. Измерение содержания фенолов в экстрактах лекарственных трав и их смесях амперометрическим методом//Химия растительного сырья. -2009. -№ 4. -С. 127-132.
- Яшин А.Я. Инжекционно-проточная система с амперометрическим детектором для селективного определения антиоксидантов в пищевых продуктах и напитках//Российский химический журнал. -2008. -Том 7, № 2. -С. 130-135.
- Яшин Я.И., Рыжнев В.Ю., Яшин А.Я., Черноусова Н.И. Природные антиоксиданты. Содержание в пищевых продуктах и их влияние на здоровье, и старение человека. -М.: ТрансЛит, 2009. -84 с.
- Bushman J.L. Green tea and cancer in humans: a review of the literature//Nutr. Cancer. -1998. -Vol. 31. -P. 151-159.
- Dillard C.J., German J.B. Phytochemicals: nutraceuticals and human health//J. Sci. Food Agric. -2000. -Vol. 80. -P. 1744-1756.
- Katiyar S.K., Mukhtar H. Tea antioxidants in cancer chemoprevention//J. Cell. Biochem. Suppl. -1997. -Vol. 27. -P. 59-67.
- Korotkova E.I., Karbainov Y.A., Avramchik O.A. Investigation of antioxidant and catalytic properties of some biological-active substances by voltammetry//Anal. and Bioanal. Chem. -2003. -Vol. 375, №. 3. -P. 465-468.
- Mukhtar H., Amad N. Tea polyphenols: prevention of cancer and optimizing health//J. Clin. Nutr. Suppl. -2000. -Vol. 71. -P. 1698-1702.
- Sano J. Effects of green tea intake in development of coronary artery diseases//Circ. J. -2004. -Vol. 68. -P. 665-670.