Исследование механизма взаимодействия бороуглеродного слоя BC3 c компонентами дыма SO2, H2S и CO

Автор: Борознина Евгения Викторовна, Какорина Олеся Александровна, Смирнов Константин Олегович

Журнал: НБИ технологии @nbi-technologies

Рубрика: Инновации в металлургии и материаловедении

Статья в выпуске: 4 т.15, 2021 года.

Бесплатный доступ

В данной работе изучаются особенности взаимодействия двумерного слоя ВС 3 с молекулами, входящими в состав дыма и являющимися опасными для здоровья человека. Нами были выбраны следующие молекулы: угарный газ (СО), сероводород (H2S), сернистый газ (SO2). Цель исследования: установление возможности создания на базе слоистого материала ВС3 сенсорного устройства, способного фиксировать присутствие рассматриваемых молекул при их низкой объемной концентрации в воздухе. Оксид углерода, он же угарный газ, считается наиболее опасным в случае возникновения пожара. Угарный газ, в сравнении с кислородом, может более эффективно примыкать к гемоглобину, что влечет за собой ухудшение способности крови поглощать кислород. В связи с этим наступает кислородное голодание. Сернистый газ SO2 бесцветен, но обладает довольно резким запахом и образуется в случае, если в горючем или взрывчатом веществах содержится сера. Кроме того, сернистый газ ядовит и может образовать серную кислоту на поверхности глаз или дыхательных путей в случае их поражения. Может вызывать отек гортани и легких, воспаление бронхов. Опасная концентрация для жизни составляет всего 0,05 % даже при кратковременном дыхании. Сероводород (H2S) так же, как и сернистый газ, бесцветен, однако имеет сладковатый вкус и запах. Способен выделяться во время пожаров и при гниении органических веществ. Крайне ядовитый газ, поражает глаза и дыхательные пути. Смертельно опасная концентрация даже в случае кратковременного дыхания всего 0,1 % [1; 2].

Еще

Двумерный слой, угарный газ, сероводород, сернистый газ, сенсорное устройство

Короткий адрес: https://sciup.org/149139182

IDR: 149139182   |   DOI: 10.15688/NBIT.jvolsu.2021.4.5

Текст научной статьи Исследование механизма взаимодействия бороуглеродного слоя BC3 c компонентами дыма SO2, H2S и CO

DOI:

Монослой BC3 представляет собой гексагональную сетку из атомов бора и углерода. Для моделирования процесса присоединения атомов (СO, SO2, H2S) была смоделирована расширенная элементарная ячейка BC3, состоящая из 24 атомов бора и 72 атомов углерода. Краевые эффекты были исключены путем замыкания псевдоатомами водорода. Пример расширенной элементарной ячейки BC3 представлены на рисунке 1. Расчеты проводились в рамках теории функционала плотности, с использованием функционала B3LYP, который хорошо себя зарекомендовал для расчета графеноподобных структур и имеет хорошую сходимость с экспериментальными данными. Нужно отметить, что данный функционал превосходит по своей точности все известные неэмпирические методы и хорошо применим для поиска основных электронно-энергетических характеристик многоатомных систем [3; 4].

Длины связей В-С были нами оптимизированы для используемого метода и функционала и составили 1,48 Å.

Нами была рассчитана энергия связи атомов рассматриваемого фрагмента одноатомного слоя ВС3 по формуле (1). Данные для расчета были получены путем квантово-химических расчетов и представлены в таблице.

Есв = EВС3 – (NBEB + NCEc). (1)

Тот факт, что значение энергии связи получилось отрицательным, подтверждает стабильность рассматриваемой структуры [5; 6].

В данном пункте представлены результаты исследования процесса приближения молекулы монооксида углерода CO (молекула угарного газа) к слою BC3. Были рассмотрены бездефектный и дефектный слои. В качестве дефекта рассматривалась одиночная вакансия в центре слоя. Для получения энергетической зависимости процесса присоединения CO к слою, молекула CO нормально приближалась к центральным атомам (B и C) или к фиктивному атому, который отождеств-

Рис. 1. Фрагмент расширенной элементарной ячейки BC3

Энергии одиночных атомов и слоя ВС3 ( Е ), N – число атомов в слое, Е св – энергия связи слоя ВС3

Атом В Атом С ВС3 Е, эВ -24,39 -37,39 -3314,18 N 24 72 – Есв, эВ -37,36 лялся нами как вакансия (рис. 2 и 3). Шаг, с которым происходило приближение СО составлял 0,1 Å, молекула была развернута к слою атомом углерода. Расчет потенциальной энергии на каждом шаге позволил получить энергетические кривые приближения молекулы угарного газа к выбранным адсорбционным центрам.

Формула для проведения нормировки потенциальной энергии структуры:

Е = ЕВС3 + СО – (ЕВС3 + ЕСО).     (2)

В случае приближения CO к бору, минимум энергии не наблюдается рисунке 2а.

В случае приближения атома CO к фиктивному атому (вакансия), на графике наблюдается минимум энергии, приходящийся на расстояние 1,4 Å (рис. 3а). При этом происходит незначительное изменение ширины запрещенной зоны рассматриваемой структуры с атомом СО, ΔЕg ~ 0,01 эВ. Данное изменение можно рассматривать как отклик систе- мы на присутствие вблизи одиночной молекулы угарного газа.

Следующим этапом нашего исследования стало изучение процесса приближения молекулы оксида серы SO2 (сернистый газ) и сероводорода H2S к слою BC3. Аналогичным образом производился расчет потенциальной энергии адсорбции, как в случае с молекулой CO, шаг приближения молекул к слою составил 0,2 Å. Проведенные расчеты показали, что при приближении SO2 и H2S к поверхностному атому B, потенциальная энергия системы возрастает, как показано на рисунках 4а и 5а.

Профили поверхности потенциальной энергии процесса приближения атома SO2, H2S к слою BC3 представлены на рисунках 4 и 5.

Таким образом, был изучен процесс присоединения молекул SO2, H2S и CO к атомам бороуглеродного слоя, и установлено, что адсорбция возможна лишь в отношении молекул угарного газа и только в слое, содержащем вакансионный дефект.

Рис. 2. Молекула CO над атомом В расширенной элементарной ячейки BC3

Рис. 2а. Профиль поверхности потенциальной энергии присоединения CO к слою BC3 в положении над атомом B

Рис. 3. Молекула CO над фиктивным атомом расширенной элементарной ячейки BC3

Рис. 3а. Профиль поверхности потенциальной энергии присоединения CO к слою BC3 в положении над фиктивным атомом

Рис. 4. SO2 на расширенной элементарной ячейки BC3, присоединено над атомом B

Рис. 4а. Профиль поверхности потенциальной энергии присоединения SO2 к слою BC3

Рис. 5. Молекула H2S над слоем BC3, положение над атомом B

Рис. 5а. Профиль поверхности потенциальной энергии присоединения H2S к слою BC3

Использование беспримесных и бездефектных двумерных слоев ВС3 в качестве претендентов на роль сенсорных устройств в отношении компонентов дыма SO2, H2S и CO считаем не целесообразным.

Список литературы Исследование механизма взаимодействия бороуглеродного слоя BC3 c компонентами дыма SO2, H2S и CO

  • Корольченко, А.Я. Процессы горения и взрыва / А. Я. Корольченко. - М.: Пожнаука, 2007. - 265 с.
  • Рабинович, В. А. Краткий химический справочник / В. А. Рабинович, З. Я. Хазов, - Л.: Химия, 1978. - 356 с.
  • Эварестов, Р. А. Квантовохимические методы в теории твердого тела / Р. А. Эварестов, В. А. Смирнов. - Л.: ЛГУ, 1982. - 280 с.
  • Chen, Z. The B3LYP hybrid density functional study on solids / Z. Chen, J. Yang // Frontiers of Physics in China. - 2008. - Vol. 1, № 3. - P. 339-343. - DOI: 10.1007/s11467-006-0026-8
  • Krishnan, K. M. Structure of newly synthesized BC3 films / K. M. Krishnan // Appl. Phys. Lett. - 1991. - Vol. 58, № 1857. - DOI: 10.1063/1.105053
  • Synthesis of dense BCx phases under highpressure and high-temperature / L. C. Ming, P. V. Zinin, X. R. Liu, Y. Nakamoto, R. Jia // Journal of Physics: Conference Series. - 2010. - Vol. 215. - P. 012135. - DOI: 10.1088/1742-6596/215/1/012135
Статья научная