Исследование метаболического синдрома на основании анализа ультразвуковых данных

Автор: Надиров Д., Хакимов Н.С.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 10 (77), 2020 года.

Бесплатный доступ

Метаболический синдром, для которого характерно наличие у одного больного тканевой инсулинорезистентности, гиперинсулинемии, нарушения толерантности к глюкозе, первичной артериальной гипертензии, дислипидемии, а также абдоминального ожирения и гиперурикемии, не случайно вызывает большой интерес исследователей. В клинической лекции представлены данные о различных вариантах метаболического синдрома (МС) и его распространенности в популяции. Даны диагностические критерии МС и алгоритм обследования пациентов.

Метаболический синдром, инсулинорезистентность, гиперинсулинемия, нарушение толерантности к глюкозе, артериальная гипертензия, дислипидемия, ожирение, гиперурикемия

Короткий адрес: https://sciup.org/140251392

IDR: 140251392

Текст научной статьи Исследование метаболического синдрома на основании анализа ультразвуковых данных

Введение. Метаболический синдром (МС) представляет собой комплекс метаболических, гормональных и клинических нарушений, являющихся факторами риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, в основе которых лежит инсулинорезистентность и компенсаторная гиперинсулинемия. Жировая ткань (ЖТ) является основным диагностическим критерием висцерального ожирения (ВО), обладает ауто, пара- и эндокринной функцией и секретирует большое количество веществ, имеющих различные биологические эффекты для развития и прогрессирования инсулинорезистентности — основного звена в патогенезе МС [2,4]. Разработаны различные методики определения количества жировой ткани в абдоминальной области. Длительное время основным методом определения ВО являлось измерение антропометрических параметров [2].

Новые возможности в изучении абдоминальной жировой ткани и диагностике МС внесли современные высокоразрешающие диагностические технологии. Применение компьютерной (КТ) и магнитнорезонансной томографии (МРТ) позволило разделить ее на висцеральную (ВЖТ) и подкожную (ПЖТ) и подтвердить взаимосвязь между ВЖТ и инсулинорезистентностью, нарушениями метаболизма [3].

Однако в силу как лучевой нагрузки (КТ), так и большой продолжительности исследования (МРТ) данные методы не могут рассматриваться в качестве скрининга. В связи с этим в последнее десятилетие интерес ученых был направлен на изучение возможности применения ультразвукового метода диагностики ВО.

При этом все авторы сходятся во мнении, что полученные ультразвуковые индексы гораздо более связаны с количеством висцеральной жировой ткани, измеренной томографическими методами, чем антропометрические показатели оценки ВЖТ (окружность талии (ОТ), соотношение ОТ и окружности бедер (ОБ)) [1,3].

Однако, несмотря на значимость приоритетной оценки висцерального ожирения в диагностике метаболического синдрома и перспективы современной лучевой диагностики в этой области, многие вопросы выявления висцерального ожирения далеки от разрешения. Так, при диагностике ВО не установлены критические значения для ВЖТ МРТ, КТ и УЗИ. Что касается доступной отечественной литературы, то в ней данные об ультразвуковом исследовании при определении ВО практически отсутствуют.

Цель исследования. Совершенствование способов ультразвуковой диагностики неалкогольной жировой болезни печени, основанных на количественной оценке эхогенности паренхимы печени.

Материалы и методы исследования. Группа исследования представлена 153 пациентами (47 мужчин и 106 женщин) с метаболическим синдромом. Контрольную группу составили 88 человек (19 мужчин и 69 женщин) в возрасте от 25 до 65 лет.

Результаты исследования. Требующим дополнительных изучений фактом, является существование такого явления как популяционный диморфизм МС, то есть существование различий в распространенности и выраженности МС в разных этнических группах. Существование данного явления установлено и на территории Республики Узбекистан

Средний возраст пациентов с МС составил 50 (42-53) лет и был достоверно выше возраста пациентов в контрольной группе 43 (36-49) лет. Мужчины в исследуемых группах были сопоставимы по возрасту, женщины с МС синдромом были достоверно старше женщин контрольной группы (49 (45-53) лет и 43 (36-50) лет, соответственно).

В обеих группах преобладали женщины. В виду того, что доля мужчин включенных в исследование, была значительно меньше, чем женщин, анализ показателей в зависимости от полового признака мы сочли нецелесообразным. Так как значения ОТ, используемые для включения в группу исследования, различаются у мужчин и женщин, то сравнение показателя проводилось только в группе женщин.

Антропометрические показатели пациентов исследуемых групп закономерно статистически значимо различались по окружности талии и ИМТ (достоверно выше данные показатели были в группе у пациентов с МС). У больных МС, относящимся к пришлому населению, установлено более выраженное висцеральное ожирение, на основании более высоких значений показателей ОТ и ИМТ.

Вывод. Таким образом, нами получены дополнительные сведения, свидетельствующие о наличии явления популяционного диморфизма метаболического синдрома у жителей Узбекистан. В том числе и в формировании изменений артериальных сосудов, приводящих к развитию сосудистых осложнений, а именно - утолщение КИМ. Выявленные нами различия являются одним из оснований для разработки персонифицирован-ных подходов для диагностики, профилактики и лечения МС у жителей Узбекистан.

Список литературы Исследование метаболического синдрома на основании анализа ультразвуковых данных

  • Дедов И.И., Мельниченко Г.А. (ред.). Ожирение (этиология, патогенез, клинические аспекты): Руководство для врачей. М.; 2004.
  • Беляков Н.А., Мазуров В.И. (ред.). Ожирение: Руководство для врачей. СПб.: СПбМАПО; 2003.
  • Беляков Н.А., Сеидова Г.Б., Чубриева С.Ю., Глухов Н.В. Метаболический синдром у женщин (патофизиология и клиника). СПб.: СПбМАПО; 2005.
  • Макацария А.Д., Пшеничникова Е.Б., Пшеничникова Т.Б., Би-цадзе В.О. Метаболический синдром и тромбофилия в акушерстве и гинекологии. М.: Медицинское информационное агентство; 2006.
Статья научная