Исследование неоднородного уширения линии ЯМР в дисперсии парамагнитных наночастиц
Автор: Жерновой А.И., Наумов В.Н., Рудаков Ю.Р.
Журнал: Научное приборостроение @nauchnoe-priborostroenie
Рубрика: Оригинальные статьи
Статья в выпуске: 3 т.18, 2008 года.
Бесплатный доступ
Исследовались зависимости сдвига и ширины линии ЯМР в водной дисперсии наночастиц магнетита от концентрации С твердой фазы. Получена зависимость от С неоднородной ширины линии в однородном поле.
Короткий адрес: https://sciup.org/14264557
IDR: 14264557
Текст научной статьи Исследование неоднородного уширения линии ЯМР в дисперсии парамагнитных наночастиц
Считается, что неоднородное уширение линии ЯМР жидкости в однородном внешнем магнитном поле наблюдается, если в ней присутствуют парамагнитные или диамагнитные частицы размером больше микрона [1]. Однако в работах [2, 3] методом спин-эха наблюдалось проявление неоднородного уширения в жидкости, содержащей парамагнитные частицы размером 10 нм. Парамагнитные наночастицы на основе магнетита применяются в наномедицине [4]. Естественные парамагнитные наночастицы (гемы) содержатся во многих живых тканях [5]. Создаваемое этими наночастицами неоднородное уширение линии ЯМР вносит искажения в ЯМР-томограммы и спектры высокого разрешения биологических объектов. Поэтому изучение неоднородного уширения линии ЯМР в присутствии магнитных наночастиц является актуальным. В настоящей работе получена зависимость неоднородного уширения от концентрации парамагнитных наночастиц, которая ранее не исследовалась.
ИЗМЕРЕНИЯ И РАСЧЕТЫ
Исследуемая магнитная дисперсия — стабилизированный олеатом натрия коллоидный раствор в воде однодоменных частиц магнетита размером около 10 нм. Сигнал ЯМР протонов растворителя регистрировался импульсным спектрометром С-200 фирмы Bruker с рабочей частотой f 0 = = 200 МГц, источником магнитного поля в виде сверхпроводящего соленоида и цилиндрическим датчиком диаметром 5 мм с осью, параллельной напряженности поля.
На рис. 1 приведены записи линий ЯМР протонов двух образцов магнитной дисперсии с разными концентрациями магнетита С, полученными путем разбавления водой исходной дисперсии с объемной концентрацией магнетита С0 = 2.7 %. По оси абсцисс отложена разница установленной напряженности магнитного поля Н спектрометра ЯМР и напряженности этого поля H0 , при которой наблюдается максимум сигнала ЯМР от протонов эталонного вещества, в качестве которого


Рис. 1. Записи сигналов ЯМР протонов магнитной дисперсии при объемных концентрациях магнетита С = 0.1 С0 (а) и С = 0.2 С0 (б). Химический сдвиг А относительно сигнала воды и ширина 3 указаны в миллионных долях (ppm), 1 ppm = 3.74 Ам взят чистый растворитель (вода). Из рис. 1 можно определить химический сдвиг А (величину H - H0, при которой сигнал 1H ЯМР от магнитной дисперсии максимален) и ширину линии на полувысоте 5. На рис. 2 приведены зависимости А и 5 от объемной концентрации С магнетита. Из рисунка видно, что химический сдвиг А пропорционален С, а 5 с ростом C увеличивается нелинейно.
Приведенную на рис. 2 зависимость А от С можно представить в виде
А = - K а - C , (1)
где K А = 6.9 - 10 4 А/м. Подробно зависимость А от С исследована в [6].
Ширина линии 5 складывается из однородного
5 0 и неоднородного 5 H уширений [7]:
5 = V 5 2 + 5 Н .
Однородное уширение в коллоидных растворах обычно пропорционально концентрации [8]
5 о = K 0 С , (3)
где коэффициент K 0 от С не зависит. Неоднородное уширение также представим пропорциональной зависимостью
Из (2–4):
5 = 7 K О + KH - C (5)
и модуль отношения равен
5 _ У K о 2 + K H
А " K а
На рис. 3 приведена экспериментальная зависимость 5 /А| от С , из которой видно, что с ростом С отношение 5 /А| уменьшается, что, согласно (6), говорит об уменьшении KH с ростом С . Из рис. 3 также видно, что при ( C/C 0 ) > 0.8 отношение | 5 А| от С практически не зависит. Это означает, что при C/C 0 ® 1 K H << K 0 и, из (6):
5 = K
А K а .
Из рис. 3 также следует, что при CC 0 ~1 отношение | 5 /А| = 0.5, откуда с учетом (7) получается значение K 0 = ^2-, подставив которое в (3) и
KC А _ /А2 , ~ (5), получаем о 0 = 2 = у и 5 = J — + он , от-
5 н = Кн - С . (4)
куда находим связь неоднородного уширения

Рис. 3. Экспериментальная зависимость модуля отношения 5 /А| от объемной концентрации С магнетита
Рис. 2. Экспериментальные зависимости химического сдвига А (1) и ширины сигнала на полувысоте 5 (2) от объемной концентрации С магнетита

с экспериментальными величинами ∆ и δ :
Рис. 5. Экспериментальная зависимость ln от С
δ H =

.
∆ 2
δ H ∆
Подставив в (8) экспериментальные значения δ и ∆ , приведенные на рис. 3, получили зависимость δ H от С, отраженную на рис. 4. Она может быть представлена эмпирической формулой
δ H = aK ∆ Ce - bC , (9)
где а и b — коэффициенты, не зависящие от С .
Для проверки адекватности формулы (9) эксперименту ее удобно разделить на ∆ и представить в виде
δ H = ae - bC ∆
.
Прологарифмировав (10), получаем ln δ H /∆ = = ln a - bC .
На рис. 5 построена зависимость ln δ H /∆ от С/C 0 , полученная из экспериментальных результатов, приведенных на рис. 4. Она близка к линейной, что говорит в пользу адекватности выражения (10). Из нее — значения коэффициентов a = 1.8, b = 113.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Теоретический расчет сдвига и неоднородной ширины линии ЯМР в дисперсии сферических частиц в цилиндрическом датчике с осью, ориентированный нормально напряженности магнитного поля, приведен в [9]. Из него следует, что теоретические величины сдвига и ширины определяются формулами (1), (4) с коэффициентами
K ∆ = 105 А/м , KH = 4.2 ⋅ 105А/м . При этом коэффициент KН и отношение δ Н /∆= 8.4 не зависят от С .
Отличие в два раза полученного в настоящей работе экспериментального значения K ∆ от теоретического можно объяснить тем, что в работе [4] не учитывалась агрегация частиц, которая в результате замыкания части создаваемого частицами магнитного потока внутри агрегатов должна приводить к уменьшению ∆ .
Меньшие теоретических экспериментальные значения KН и δ Н I ∆ , а также их зависимость от С можно объяснить влиянием статистических процессов усреднения локальных полей частиц и образованием конгломератов. В частности, уменьшение δ Н /∆ с ростом С на рис. 3 можно объяснить, исходя из того, что сдвиг ∆ пропорционален средней намагниченности Jср , создаваемой наночастицами в объеме образца, а ширина линии δ H пропорциональна среднему квадратичному локальных отклонений намагниченности ∆ J в разных точках образца. Напряженность магнитного поля спектрометра С-200 обеспечивает намагничивание дисперсии до насыщения. При этом Jср = µ nср , ∆ J = µ ⋅∆ n , где µ — магнитный момент частицы, n ср — средняя концентрация частиц, ∆ n — средняя квадратичная флуктуация локальной концентрации частиц. В результате δ ∆ n
H = . Как известно, величина относительной ∆ nср флуктуации концентрации частиц ∆n nср с ростом nср уменьшается пропорционально 1 nср . Следовательно, по этой причине с увеличением С отношение δН ∆ должно уменьшаться пропорционально 1 C . Появление конгломератов уменьшает nср , приводя к росту δН ∆ .
Уменьшение δ H с ростом С на рис. 4 можно объяснить тепловым движением молекул. Известно, что если действующие на движущуюся молекулу локальные поля частиц меняются со временем корреляции τ , то неоднородная ширина линии ЯМР δ H пропорциональна τ [1]. Время τ связано с масштабом неоднородности l и коэффициентами самодиффузии D формулой Эйнштейна τ = l 2 (2 D ) . За масштаб неоднородности можно принять длину свободного пробега молекулы между столкновениями с частицами λ = 1 ( σ n ) ( σ — сечение столкновения, n — концентрация частиц). Подставив n = CV ( V — объем частицы), получаем τ = V 2 ( 2 DC 2 σ 2 ) . В результате ширина δ H пропорциональна 1 C 2 . Появление конгломератов вследствие уменьшения n должно увеличивать λ , приводя к росту δ H .
пользовать для изучения структуры магнитных дисперсий, играющей большую роль при их практическом применении.