Исследование редкоземельных элементов бурого угля южного региона Кыргызстана

Автор: Эркинбаева Н.А., Шакирбаев К.С.

Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki

Рубрика: Технические науки

Статья в выпуске: 6 т.11, 2025 года.

Бесплатный доступ

Представлены результаты ренгенофлуоресцентного анализа бурого угля южного региона Кыргызстана. Установлено, что в составе угля месторождений Мин-Куш и Бел-Алма содержится от 0,007% до 15,12% Ir, 0,174% Zr, 0,198% Rb, от 0,232% до 0,242% In, от 1,106% до 1,188 % Pd и 58,97% Os.

Редкоземельный металл, тяжелый металл, ренгенофлуоресцентный

Короткий адрес: https://sciup.org/14132788

IDR: 14132788   |   DOI: 10.33619/2414-2948/115/14

Текст научной статьи Исследование редкоземельных элементов бурого угля южного региона Кыргызстана

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice

УДК 631.82:662.642.2                              

В настоящее время наблюдается тенденция к изменению структуры мировой экономики, развитию высокотехнологичных производств, формированию в развитых странах модели «зеленой экономики», росту электрогенерации на основе использования возобновляемых источников энергии. В модернизации экономики стран в направлении развития высокотехнологичных отраслей редкоземельные элементы (РЗЭ) играют ключевую роль. Роль РЗЭ в современной экономике объясняется их уникальными свойствами, делающих их незаменимыми для развития высокотехнологичных, наукоемких отраслей. Известно, что к редкоземельным металлам относятся: лантан, церий, неодим, прадезим, самарий, прометий, гадолиний, европий, тербий, гольмий, диспрозий, эрбий, иттербий, лютеций, тулий, скандий, иттрий. Насчитываются десятки сфер эффективного использования редких металлов. Быстрорастущие области использования редкоземельных металлов связаны с ростом производства оборонной, телекоммуникационной, компьютерной техники, катализаторов для крекинга, сверхпроводников, лазеров, топливных элементов, металлургической инновационной продукции. Основные и быстро растущие области применения редких металлов и РЗЭ в мире связаны с производством стали, труб, аккумуляторов, постоянных магнитов и т.д. Среди перечисленных направлений использования РЗЭ в целях перехода к устойчивому развитию, наибольший интерес представляет применение редкоземельных металлов в «зеленых» технологиях: электрические и гибридные автомобили, солнечная энергетика, очистка воды, ветряные турбины, гидроэнергетика [5].

Таким образом, при переходе к модели устойчивого развития редкие металлы и РЗЭ являются необходимым сырьем, что прогнозирует повышение спроса на них в будущем ввиду тенденции к экологизации производства в странах Европейского союза, Японии, США и ряде новых индустриальных стран. Для производства одного ветрогенератора мощностью 2 МВт на постоянных магнитах требуется до 360 кг неодима и 60 кг диспрозия. Редкоземельные элементы обладают стратегической важностью в мировом промышленном производстве, не говоря уже о будущем. Данные элементы и их соединения используются в производстве высокотехнологичной продукции в таких отраслях как атомная энергетика, медицина, оптика, химическая и стекольная промышленность, металлургия, а также при производстве электроники, лазерной техники и телекоммуникационного оборудования и т.д. Отметим, что при производстве оборудования для «зеленой» энергетики, а именно электромобилей, ветрогенераторов, солнечных панелей, энергосберегающих ламп и других технологий, способствующих развитию «зеленого» тренда экономики, РЗЭ являются основными и необходимыми элементами. Зарубежными исследователями (США) к стратегическим и незаменимым в сфере развития технологий «зеленой» энергетики отнесены шесть химических элементов: неодим (постоянные магниты и батарей); диспрозий (ветровые турбины); иттрий, европий и тербий (люминофоры); индий (фотоэлектрические пленки) [1].

Производство покрытий для солнечных батарей обеспечивается за счет индия, галлия, теллура; неодим, диспрозий, празеодим обеспечивают производство магнитов для ветрогенераторов. В производство популярных на сегодняшний день гибридных автомобилей вовлекается целый спектр редкоземельных металлов. Таким образом, РЗЭ являются важнейшим сырьем для современного высокотехнологичного производства, в том числе необходимы для развития «зеленых» технологий, а также возобновляемых источников энергии. В настоящее время крупнейшим производителем и экспортером редкоземельных металлов является Китай, обеспечивающий порядка 95% мировых потребностей, т.е. можно сделать вывод, что КНР имеет потенциальную возможность осуществлять тотальный контроль над всем рынком наукоемкой высокотехнологичной продукции, в том числе над производствами на основе «зеленых» технологий, которые невозможны без использования редких и редкоземельных элементов, (Таблица 1).

Таблица 1

ДОБЫЧА РЗЭ ПО СТРАНАМ, 2023 г.

Страна

Добыча РЗМ, т

Добыча РЗМ, %

Китай

238000

68,0

США

43000

12,3

Мьянма

12000

3,43

Индия

7300

2,09

Таиланд

7100

2,03

Вьетнам

4300

1,23

Россия

3500

1,0

Другие страны

34800

9,92

Итого

350000

100

Ввиду развития высокотехнологичных производств, в том числе «зеленых» технологий, мировые потребности в редкоземельных металлах и РЗЭ будут постоянно увеличиваться и согласно прогнозам, вырастут к 2025 г до 400‒600 тыс. т. в год. Киргизия, по сведениям Industrial Mineral, занимает второе место по запасам сырья [1].

Кыргызская Республика имея собственные месторождения редких и редкоземельных элементов (Кутессай-II и Калесай), не производит редких металлов и РЗЭ. В настоящее время, остаток балансовых запасов месторождение Кутессай-II по категории B+C1+C2 составляет: руда (20,2 млн. т), РЗМ (51,5 тыс. т), молибден (2,4 тыс. т), висмут (2,3 тыс. т), свинец (21,3 тыс. т). Среднее содержание РЗМ в руде составляет 0,25%, 0,012% Mo, 0,012% Bi, 0,12% Pb. Извлечение суммы редких земель составляет 65%. Разведанные запасы с месторождений бериллия Калесай оставляют 9245 тыс. т руды и 11701 т оксида бериллия при среднем содержании 0,127% [2].

На территории Кадамжайского сурьмяного комбината (КСК) Кыргызской Республики имеются десятки миллионов тонн промышленных отходов [3]. Ранее были исследованы и определены химический состав техногенных отходов (шлак намагниченный. шлак в виде песка, флотационные хвостовые отходы) [4]. Результаты химического, спектрального, и рентгено-флуоресцентного анализа показали, что в техногенных отходах содержатся очень ценные редкоземельные элементы: иттербий, иттрий, лантан и скандий (Yb, Y, La, SC), а также титан, ванадий, вольфрам, ниобий, индий, германий, галлий, тантал, молибден, стронций, фермий, цирконий, кобальт и др. Определены оксиды элементов для использования в качестве сырья производства портландцемента и строительных материалов: 50%‒60% SIO 2 ; 4%‒5,6% AL 2 O 3 ; 4%‒7% Fe 2 O 3 ; 4%‒17,5% CaО и др. [5]. Извлечение редкоземельных элементов проводились на основании электроактивированной воды с добавлением 50%-ной серной кислоты в количестве 3%‒10% в соотношении Т:Ж=1:1 и температуре 40‒800C [6]. Разработана технология очистки нежелательных примесей редкоземельных элементов из шлака Кадамжайского сурьмяного комбината с применением неорганических и органических реагентов методом осаждения и методом транспортных реакций с конвекцией газов и получение РЗЭ металлотермическим методом [7, 8].

Спрос и цены на редкие металлы и РЗЭ продолжают расти. В будущем это создает дополнительные риски для высокотехнологичных производств КР и поэтому необходимо развивать собственную редкоземельную промышленность, и она обусловлена следующими обстоятельствами: 1) области применения редких металлов активно развиваются; 2) прогнозируется увеличение производства и потребления редкоземельных металлов ввиду роста использования альтернативных источников энергии и высокотехнологичной продукции. В настоящее время, основным источником редкоземельных элементов являются природные руды, которые добываются в некоторых странах в ограниченных количествах. Однако извлечение редкоземельных элементов из промышленных отходов является сложной технологической задачей, которая требует разработки технологии их извлечения. Исследованы процессы извлечения редкоземельных элементов из фосфогипса и куларита (отхода золотодобычи) [9].

Куларитовый концентрат с размером зерен 0,5–1,0 мм имеет состав, % (мас.): 3,4 Si; 0,5 Th; <0,1 U; 60 РЗЭ. РЗЭ представлены фосфатами, в основном цериевой группы. Минерал легко вскрывается растворами серной кислоты, гидроксида натрия или спеканием с карбонатом натрия. Предложена технология разделения РЗЭ, полученных из куларита до концентратов лантана, церия, самарий-европий-гадолиниевого концентрата и неодима. Изучены особенности извлечения РЗЭ из другого типа отходов — фосфогипса, образующегося при сернокислотном вскрытии апатита. Предложена технология переработки

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 11. №6 2025 фосфогипса, Данная технология обеспечивает 100%-ную утилизацию фосфогипса, являющегося комплексным химическим сырьем. Также существуют ряд работ выделения РЗЭ сернокислотной переработкой из апатита и продукта его переработки фосфогипса с последующим контролем [10].

Наибольшую известность получила экстракция РЗМ трибутилфосфатом (ТБФ), который является нейтральным. Процесс применим для нитратных и азотнокислых растворов. Длительное время экстракцию ТБФ также использовали для разделения РЗМ по группам и получения индивидуальных РЗМ [11].

Рентгенофлуоресцентный анализ — это метод элементного анализа, основанный на взаимодействии вещества с высокоэнергетическим рентгеновским излучением, генерируемым рентгеновской трубкой, которое приводит к испусканию веществом вторичного рентгеновского излучения (рентгеновская флуоресценция). При этом атомы каждого химического элемента излучают фотоны со строго определенной энергией, которая фактически не зависит от химического строения вещества [12].

Спектрофотометрия, особенно в варианте производной, использована для определения не слишком низких содержаний РЗЭ в смесях других РЗЭ в работе «Derivative spectrophotometry — recent applications and directions of developments» [13].

Экспериментальная часть

Метод измерений содержания РЗЭ основан на регистрации и последующем анализе спектра, полученного путём воздействия на исследуемый образец бурого угля южного района Кыргызстана рентгеновским излучением. При облучении образца возникает возбуждение и характеристическое флуоресцентное излучение атомов, при этом каждый атом испускает фотон с энергией строго определённого значения. После возбуждения спектр регистрируется на детекторе, и далее по пикам полученного спектра можно определить, какие химические элементы присутствуют в данном образце.

Химический состав бурого угля южного района Кыргызстана исследован рентгенофлуоресцентным методом на основе методики XRF-, измерительным аппаратом LANTA olympus. Полученные данные представлены в Таблице 2.

Таблица 2

ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ БУРЫХ УГЛЕЙ ЮЖНОГО РАЙОНА КЫРГЫЗСТАНА, %

Элемент

Кара-Добо

Мин-Куш

Зак-Кашка суу

Бел-Алма

Ir

0,011

-

0,007

15,12

Cr

0,018

-

0,016

-

Mn

0,017

-

0,244

-

Ti

0,327

0.204

0,604

-

Fe

2,066

-

2,648

20,49

Os

-

-

-

58,97

Ni

-

0,044

-

-

Sb

-

0,081

-

-

Zr

-

0,174

-

-

Ru

-

0,198

-

-

Sn

-

0,208

-

0,209

In

-

0,232

-

0,242

Cd

-

0,430

-

0,439

Ag

-

0.610

-

0,617

Pd

-

1,106

-

1,188

Au

-

-

-

2,023

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 11. №6 2025

Для определения количественного содержания, спектр неизвестного вещества сравнивается со спектрами, полученными при облучении стандартных образцов (библиотеки спектров). В настоящее время РФА (XRF) позволяет определять концентрации химических элементов от бериллия (Be) до урана (U) в твердых, жидких и порошкообразных пробах различного происхождения. Рентгенофлуоресцентный анализ — высокоточный, быстрый и неразрушающий метод, с низкими пределами обнаружения (0.1‒10 ppm) и высокой воспроизводимостью результатов. К достоинствам РФА можно также отнести простую и быструю пробоподготовку, а также то, что любую пробу можно анализировать практически любое число раз. Одними из лучших портативных анализаторов (спектрометров) на основе РФА по праву являются XRF-анализаторы.

Статья научная