Исследование репрезентации территориальной идентичности (на примере граждан Республики Крым)

Автор: Дорошенко В.А.

Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka

Статья в выпуске: 6 (34), 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются результаты пилотажного исследования, направленного на изучение процесса репрезентации территориальной идентичности граждан в Республике Крым.

Территориальная идентичность, крымское общество, ценностные ориентации, привязанность к краю, репрезентация, самооценка

Короткий адрес: https://sciup.org/140286801

IDR: 140286801

Текст научной статьи Исследование репрезентации территориальной идентичности (на примере граждан Республики Крым)

Doroshenko Victoria Alekseevna

Undergraduate of the 2nd course, group MP-17 GBOU VO RK "KIPU"

Supervisor:

Associate Professor, K. psikhol. sciences, Associate Professor of Psychology GBOU VO RK "KIPU"

Korol Olga Feliksovna

EMPIRICAL ANALYSIS OF REPRESENTATION OF TERRITORIAL IDENTITY (ON THE EXAMPLE OF CITIZENS OF RK)

Annotation: The article discusses the results of a pilot study aimed at studying the process of representing the territorial identity of citizens in the Republic of Crimea. Keywords : territorial identity, the Crimean society, value orientations, attachment to the edge, representation, self-esteem.

Постановка проблемы. Известно, что одной из фундаментальных составляющих образа социального мира является образ среды, частью которого является территориальная идентичность личности [1; 2; 4- 7; 10]. Интерес к понятию территориальной идентичности значительно вырос в связи с активно происходящими процессами регионализации, которые предполагают не только конструирование значений самости, отвечая на вопрос «Кто мы?», а и формируют чувство единства, общего мироощущения. Иными словами, основу территориальной идентичности составляет ареальная парадигма осмысления пространства, ценностно маркированная [7]. В связи с этим, как справедливо отмечает Каганский В.Л., предполагается, что между территорией (ареалом), определенной группой и личностью существуют различные отношения, одним из которых является идентичность [2, с. 10–19]. Все эти компоненты актуализируются в разной степени в процессе их взаимодействия под влиянием различных факторов (политических, экономических, культурных, исторических, структурных, социально-психологических, ситуативных), поэтому мы можем рассматривать территориальную идентичность как сложный многоуровневый феномен.

Значительный вклад в исследование компонентной структуры территориальной идентичности населения и отдельных ее элементов сделан Н. Межевич, К. Тумаковой, Е. Морозовой и Е Улько, М. Назукиной, М.Китинг, А. Ткаченко, И. Самошкиной, М. Крыловым Дж. Кроссом и др.

Относительно Крымской территориальной идентичности необходимо заметить, что на ее формирование оказывало влияние географическая изоляция полуострова и его многогранное и сложное историческое прошлое, остающееся значимым для многих людей старшего возраста. Социальные трансформации, которые происходили и происходят в Крымском обществе и связанные с ними процессы социальной категоризации населения, когда люди пытаются найти новую систему координат, способствующую повысить или сохранить их самоуважение, приводят к формированию уникальной системы территориальной идентичности.

В задачи нашего исследования входило изучение структуры и степени выраженности основных компонентов территориальной идентичности граждан Республике Крым. Мы предположили, что содержательное наполнение крымской территориальной идентичности будет обеспечиваться совокупностью более развитой системы ценностно-смысловых установок и стереотипов.

Основное изложение материала. Теоретический анализ научных взглядов отечественных и зарубежных авторов определил, что территориальную идентичность можно рассматривать с нескольких позиций и в нескольких смыслах [1 - 4;10]. В узком смысле под этим термином понимается пережитое и/или воспринимаемое чувство территориальной принадлежности к конкретному человеку, определенной субъективной социально-географической реальности [4, с.13 ].

В связи с этим определено, что в структуру территориальной идентичности включены такие компоненты как: когнитивный (образ района, его жителей и себя в нем), аффективный (эмоции и переживания, возникающие в районе и по поводу района) и ценностный (оценка своего района и его соотнесение с определенными потребностями, а также мотивация сохранения или изменения района проживания) [3; 10].

Мы проводили исследование с помощью следующего диагностического инструментария: опросника М.Куна-Мак-Партланда «Кто Я?» (модификация В. И. Юрченко), теста «Ценностные ориентации

(М. Рокича, адаптированного А. Гоштаутасом, А.А. Семеновим, В.А. Ядовим) и Анкеты «Репрезентация территориальной идентичности» (Король О.Ф., Дорошенко В.А.).

Здесь отметим, что с помощью теста «Кто Я?» изучались объективные и субъективные характеристики семантического поля респондентов. Тест «Ценностные ориентации» М. Рокича использовался нами в связи с утверждением о том, что социальное поведение и взаимодействие между людьми является «обменом ценностями». Исходя из этого мы предположили, что происходит актуализация функции ценностных ориентаций как «моделей должного» [6], которая заключается в ориентации поведения респондентов в ситуациях со значительным личностной и социальной неопределенностью.

Выборка была стратифицирована по месту проживания, уровню образования, гендеру и возрасту. Исследования проводились в Симферополе, Алуште, Евпатории, Саки, Феодосия, Бахчисарайском районе, Нижегорском районе, Севастополе.

Анализ результатов эмпирического исследования. Обобщенный анализ эмпирических данных позволил определить особенности репрезентации территориальной идентичности респондентов:

По результатам методики М. Рокича «Ценностные ориентации» определено, что из списка терминальных ценностей (Т-ценностей) наиболее предпочтительными для респондентов являются ценности «активная деятельная жизнь», «счастливая семейная жизнь», «уверенность в себе», «наличие хороших и верных друзей». Среди инструментальных ценностей (И-ценностей) респонденты отдавали предпочтение таким как: «воспитанность», «честность», «терпимость», «смелость в отстаивании своего мнения», «жизнерадостность». Анализируя иерархию ценностных ориентаций респондентов можно сделать вывод о том, что для респондентов наиболее важными являются ценности общения и альтруистические ценности.

Результаты опросника Куна-Макпартленда «Кто Я?» позволяют нам предположить, что 65 % опрошенных респондентов имеют тенденцию к адекватной самооценке, что проявляется в способности реалистично осознавать и оценивать как свои достоинства, так и недостатки, в противоположность этому 7% испытуемых показывают тенденцию к неадекватно завышенной самооценке. Около 13% респондентов имеют тенденцию к неадекватно заниженной самооценке, а 15% демонстрируют неустойчивую самооценку. Выявлено, что 20% испытуемых продемонстрировали низкий уровень рефлексии. Кроме того, соотношение социальных ролей и индивидуальных характеристик по результатам тестирования свидетельствует о том, что 80% респондентов осознает и принимает свою уникальность, а также важность принадлежности к той или иной группе людей.

Качественный анализ результатов по Анкете «Репрезентация территориальной идентичности», разработанного нами, показал, что 55% респондентов имеют негативные представления о поведении людей, 35% имеют положительное представление, и 10% сохраняют нейтральные представления. В противоположность этому респонденты имеют несколько отличающиеся представления о поведении людей в своём городе. Так, 55% респондентов при описании людей живущих в их городах, используют такие слова и словосочетания, как: «уникальные», «в меру свободные», «отзывчивые», «открытые», «вежливые и толерантные», что свидетельствует о наличии тенденции к позитивному представлению. Далее, 15% респондентов при негативном представлении использовали такие описания, как: «грубые», «ничем не отличаются от других», «заносчивые и самоуверенные». Кроме того, 30% испытуемых показали нейтральное представление о поведения людей в своем городе.

У 65% испытуемых была выявлена положительная идентификация с крымским ареалом, что свидетельствует о том, что поселение в том или ином городе сопровождается эмоциональной привязанностью к месту своего обитания. Детерминантами эмоциональной привязанности в данном случае выступает семья, работа, и, в некоторых случаях, непосредственно любовь к краю. У 35% респондентов определена негативная привязанность к краю, что выражается в отсутствии выбора для места проживания, люди остаются в городе только из-за того чтобы «упустили шансы» или потому, что «так всё сложилось».

В контексте социальной безопасности нами было выявлено, что 95% испытуемых чувствует себя в безопасности на территории проживания, которая исключает политическое, экономическое и духовное угнетение, применение силы и сил против государства и других социальных субъектов против них. Кроме того, 5 % выражают неуверенность в том, что они находятся в безопасной среде проживания.

В эмоциональном компоненте территориальной идентичности мы выявили чувство удовлетворенности местом и исследовали его на двух уровнях: на городском и на региональном. На городском уровне у 80% испытуемых выявлены высокие показатели по компоненту «привязанность к месту обитания». У 15% респондентов показан низкий уровень привязанности, и 5% испытуемых затрудняются дифференцировать свои чувства к месту проживания. Соответственно, на региональном уровне 75% респондентов имеют высокий уровень привязанности к месту обитания, 20% - низкий уровень привязанности и 5% - средний уровень привязанности к краю.

Далее отметим, что результаты исследования показывают наличие трех категорий респондентов, определяющих уникальность края. Так, например, 17% считают, что уникальность Республики Крым преобладает в многолетней, сложной и разноплановой истории. 50% испытуемых выделили природные богатства как основную уникальность края и 33% указали на многонациональную особенность жизни в Республике Крым.

В целом, оценка крымского региона у 50% респондентов проявляется в таких параметрах, как «лучшее»,   «дружное»,   «перспективное»,

«разностороннее». 45% испытуемых оценивают крымский регион проживания с помощью негативные характеристик, среди них такие как «эгоистичное», «не такое хорошее, раньше было лучше», «далеко до идеала». И 5% респондентов придерживаются более нейтральных характеристик в отношении своего места проживания.

Вывод. Таким образом, полученные в результате исследования данные свидетельствуют о том, что территориальная идентичность является базовой для всех респондентов, проживающих на территории Республики Крым. Структура территориальной идентичности обеспечивается совокупностью когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов. Исследования подтверждают , что у респондентов чётко прослеживается процесс переструктурирования системы территориальной идентичности, выражающийся в степени актуализации ценностно-смысловых установок и стереотипов.

Список литературы Исследование репрезентации территориальной идентичности (на примере граждан Республики Крым)

  • Иванова Н. Л., Румянцева Т. В. Социальная идентичность: теория и практика
  • Каганский В. Л. Ареальная парадигма пространственной идентичности: основания пределы, выходы за пределы // Вестник Пермского научного центра. Политология. Пермь, 2014. № 5. С. 10-19.
  • Король О. Ф. Особенности репрезентации территориальной идентичности граждан Республики Крым: теоретические подходы и поиск критериев / О. Ф. Король, В. А. Дорошенко // Научное мнение Серия «Педагогические, психологические и философские науки». Санкт-Петербург: Книжный дом, 2019. №5. С. 55 -58.
  • Крылов М. П. Региональная идентичность в историческом ядре европейской России // Социологические исследования, 2005. № 3. С.13.
  • Кун М., Макпартленд Т. Эмпирические исследования установок личности па себя // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. С. 180-188.
  • Леонтьев Д.О. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании / Д.О. Леонтьев // Психологическое обозрение. - 1998. №1. С.15 - 25.
  • Назукина М. В. Региональная идентичность / отв. ред. И. С. Семененко //Идентичность как категория политической науки: словарь терминов и понятий. М., 2012. С. 143-147.
  • Психологические тесты для профессионалов/ авт.- сост. Н.Ф. Гребень. - Минск: Соврем. шк., 2007. - 496с
  • Психологические тесты. / ред. А.А. Карелина. М., 2000. Т.1. С. 25 - 29.
  • Самошкина И. С. Территориальная идентичность как предмет социально-психологического исследования // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2008. №3. С. 43-53.
Еще
Статья научная