Исследование связи параметров иммунной системы с эффективностью неоадъювантной химиотерапии у больных раком молочной железы

Автор: Кухарев Я.В., Медюхина А.А., Черников А.В., Сорокина А.В., Дорошенко А.В., Кокорина Н.А., Гарбуков Е.Ю.

Журнал: Сибирский онкологический журнал @siboncoj

Статья в выпуске: S1, 2008 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14055010

IDR: 14055010

Текст статьи Исследование связи параметров иммунной системы с эффективностью неоадъювантной химиотерапии у больных раком молочной железы

ГУ «НИИ онкологии Томского научного центра СО РАМН»1

ГОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет», г. Томск2

Актуальность. В настоящее время активно изучаются иммунологические аспекты химиотерапии рака. В литературе содержится достаточно много сведений о связи состояния иммунной системы опухолевых больных с эффективностью химиотерапии (Zitvogel et al., 2007). Неоадъювантная химиотерапия (НАХТ)

широко используется при раке молочной железы (РМЖ), позволяя повысить резектабельность опухоли, оценить непосредственную эффективность химиотерапии и прогнозировать отдалённый исход (M. Kaufman et al., 2006).

Цель исследования. Определить особенности динамики параметров иммунного статуса у больных РМЖ с различной эффективностью НАХТ.

Материал и методы. В исследование включены 127 больных раком молочной железы, II– III стадии (средний возраст – 50,8 ± 1,1 года), находившихся на лечении в НИИ онкологии ТНЦ СО РАМН, и 37 относительно здоровых женщин сопоставимого возраста (группа контроля). НАХТ проводилась по схемам FAC, CAF, CMF, а также использовались схемы с применением кселоды. До начала лечения и после НАХТ определяли количественные и качественные характеристики параметров иммунного статуса (ИС). Эффективность НАХТ оценивалась клинически и методами УЗИ и маммографии. По результатам лечения были сформированы 2 группы пациентов: первая группа (n=61) – с полной и частичной регрессией первичной опухоли после НАХТ, вторую группу составили 66 больных со стабилизацией и прогрессией опухолевого роста на фоне химиотерапии. Статистический анализ проводился с помощью программы STATISTICA 6.0.

Результаты. Оценка исходного уровня параметров иммунного статуса двух клинических групп в сравнении с показателями здоровых доноров (ЗД) выявила однонаправленные изменения в функционировании иммунной системы на фоне опухолевого роста: признаки угнетения функциональной активности Т-клеточного звена (достоверное снижение пролиферативной активности лимфоцитов при стимуляции фитогемагглютинином (ФГА) (р<0,05), снижение способности клеток к спонтанной и стимулированной продукции IL-4 (р<0,05) (одного из ключевых стимуляторов В-клеточного звена). Со стороны показателей врождённого иммунитета как в первой, так и во второй группе отмечены признаки усиления активности фагоцитарного звена (достоверно повышенные в сравнении со ЗД значения, характеризующие фагоцитарный резерв (р<0,05), ассоциированные с высоким уровнем циркулирующих иммунных комплексов (ЦИК) (р<0,05)). Сравнительная оценка клинических групп показала, что у пациенток с выраженной эффективностью НАХТ (полная и частичная регрессия опухоли) до лечения регистрировалось значимое снижение в сравнении со II группой содержания общего количества Т-клеток (CD3+-лимфоциты) (р<0,05), повышение уровня фагоцитарного резерва (р<0,05), повышенная способность культур монону-клеаров периферической крови (МНПК) к продукции провоспалительного цитокина TNF-α (р<0,05) и противовоспалительного цитокина IL-10 (р<0,05), что может быть расценено как проявление воспалительных процессов на фоне снижения функции Т-лимфоцитов. После НАХТ у больных I группы зарегистрировано статистически значимое в сравнении с исходным уровнем снижение относительного количества лимфоцитов и активированных клеток с повышенной готовностью к апоптозу (CD95+-клетки) (р<0,05), а также повышение уровня Т-цитотоксических лимфоцитов (CD8+-клетки) (р<0,05) и интенсивности стимулированной секреции IL-4 в культуре МНПК (р<0,05). У пациенток II группы в динамике изменения параметров после НАХТ зарегистрировано достоверное снижение концентрации сывороточного IgM (р<0,05) и снижение фагоцитарного резерва (р<0,05). Различия иммунологических параметров после лечения в двух сравниваемых группах заключались в более высоком уровне продукции ИЛ-10 (р<0,05) и показателей фагоцитарного резерва (р<0,05) у пациенток с положительным эффектом НАХТ.

Выводы. В динамике иммунологических параметров пациенток с высокой эффективностью НАХТ (полная и частичная регрессия опухоли) отмечаются признаки активации иммунной системы с наличием противовоспалительного компонента до и после цитостатической терапии (повышение количества цитотоксических лимфоцитов, усиление продукции ИЛ-4, ИЛ-10, фагоцитарного звена), тогда как низкая результативность НАХТ (стабилизация и прогрессия опухоли) сопряжена с отсутствием признаков функционального напряжения иммунной системы и с ослаблением фагоцитарного звена.

Статья