Исследования стоянки Толстый Мыс-2 в зоне затопления Богучанской ГЭС

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521701

IDR: 14521701

Текст статьи Исследования стоянки Толстый Мыс-2 в зоне затопления Богучанской ГЭС

В июле-августе 2010 г. Мысовой отряд Богучанской археологической экспедиции ИАЭТ СО РАН проводил охранно-спасательные работы на стоянке Толстый Мыс 2, расположенной в зоне затопления Богучанской ГЭС.

Основной задачей работы было исследование сплошным раскопом культурного слоя памятника в объеме 700 квадратных метров.

Стоянка Толстый Мыс 2 расположена в Кежемском районе Красноярского края между деревнями Мозговая и Панова на правобережной

8-10 метровой террасе берега р. Ангары близ вдающегося в реку скального массива. Памятник открыт в ходе первых археологических разведок в Северном Приангарье в 30-х гг ХХ столетия А.П. Окладниковым [Окладников, 1937]. Вторично стоянка исследовалась в ходе разведок по паспортизации и инвентаризации археологических памятников в зоне затопления Богучанской ГЭС отрядами ИАЭТ СО РАН и КГПУ в 2006 и 2008 гг. Географические координаты стоянки Толстый Мыс 2 определены 58° 57’ 38,6” с.ш. и 101° 33’ 34,9” в.д.

Археологические исследования 2010 г. продолжают разведочные работы предшествующих лет и впервые произведены на памятнике двумя стационарными раскопами общей площадью 700 м. кв.

Культурный слой стоянки приурочен к коричневой супеси на глубине 18 - 47 см от современной дневной поверхности. Общее количество находок - более 700, из которых отходы производства в виде отщепов, сколов и пластин составляют 58 %.

Группа выразительных изделий немногочисленна и насчитывает 27 орудий. Основная их часть концентрируется близ очажных пятен, зафиксированных в раскопе. Среди орудий небольшое теслецо из зеленого нефрита размерами 6,6 х 4,3 см. Изделие в плане подтрапециевидной формы с зауженным обушком и дугообразно выпуклым лезвием. Обе поверхности орудия по спинке и брюшку, включая лезвие, тщательно зашлифованы. Исключение составляют боковые края орудия, сохраняющие негативы ударной ретуши.

Наиболее представительна группа скребков и скребел – 18 экз. Изделия подразделяются на 2 типа - боковые и концевые. Все орудия выполнены на отщепах серого кремнистого сланца средних и крупных размеров.

Ряд отщепов, вероятно, служил и в качестве ножей, о чем свидетельствует рабочая ретушь по краям изделий. В целом, отщепы в три раза 546

Неолитические изделия со стоянки Толстый Мыс-2.

1 – нефритовое тесло; 2 – выпрямитель древков стрел из песчаника;

3, 4 – каменные скребла; 5, 6 – фрагменты керамики.

численно преобладают над микропластинами. На ряде пластинок также фиксируются фасетки ретуши, что говорит об их использовании в качестве вкладышей. Материалом для получения пластин и отщепов служили окремненные речные гальки, о чем свидетельствуют сочетание негативов снятий и сохранившиеся части галечной корки на нуклеусах. Несколько пластинок имеют дополнительную обработку дистального края формирующих острый конец изделий, служивших, вероятнее всего, проколками или провертками.

Из пластинок изготавливались и каменные наконечники стрел, найденные в раскопе лишь в обломках, что затрудняет определение их формы и размеров. Единственный целый экземпляр найден в подъемном материале в осыпи террасы у раскопа № 2. Он небольшой по размерам, треугольной формы с вогнутой базой.

Среди каменных изделий присутствует выпрямитель древков стрел из песчаника.

Костяные орудия представлены массивным наконечником копья размерами 20 х 3,8 см.

40 % всех находок стоянки Толстый Мыс 2 составляет керамика – 285 фрагментов. Абсолютно преобладают фрагменты с техническим орнаментом в виде сетки плетенки. Черепки коричневого цвета, без какой либо дополнительной орнаментации по внешней поверхности. В осыпи террасы у раскопа № 2 найден фрагмент венчика «посольского типа». У верхнего края венчик имеет треугольный в сечении налеп украшенный оттисками зубчатого штампа и пояском мелких сквозных отверстий нанесенных по всей длине опоясывающего желобка. Под налепом фрагмент украшен параллельными желобками оттисков горизонтально отступающей лопаточки. Оба типа керамики находят аналогии в памятниках неолита Ангары [Окладников, 1950; Васильевский, Бурилов Дроздов, 1988] Подобная керамика обнаружена ранее на соседних стоянках Толстый Мыс и Чирида [Макаров, 1977]. Неоднократно встречена она и на других памятниках Ангары, Енисея и Прибайкалья. [Макаров, 1985, 1986].

По современным представлениям аналогичная керамика на сопредельных территориях с Ангарой датируются V - IV тыс. до н . э. [Макаров, 2 0 05, 2006]. Не противоречат этой дате описанные находки нефритового топора и серии каменных скребков и скребел.

Таким образом, археологический материал культурного слоя стоянки Толстый Мыс 2 датируется эпохой неолита в пределах V-IV т ыс. до н .э.

Статья