Исследования стояночного комплекса Усть-Ката-2 в Северном Приангарье в 2012 году

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521918

IDR: 14521918

Текст статьи Исследования стояночного комплекса Усть-Ката-2 в Северном Приангарье в 2012 году

В 2012 г. Ангарским отрядом БАЭ ИАЭТ СО РАН проводилось вскрытие широкой площадью территории памятника, известного как стоянка и могильник Усть-Ката-2. Он расположен в одном километре от устья левого берега р. Ката (правый приток р. Ангары), на двух 4- и 17-метровых надпойменных террасах. Объект ограничен с запада береговой линией реки Ката, с юга – краем второй надпойменной террасы, а с востока – оврагом. С севера граница распространения археологического материала установлена по итогам рекогносцировочных работ 2010–2011 гг.

Данный объект открыт и обозначен как стоянка в 1998 г. Е.О. Роговским и В.В. Белоненко в рамках межведомственной программы выявления, картирования и мониторинга археологических объектов Иркутской области. В 2006-2007 гг на памятнике выявлены следы погребений. В ходе разведочных исследований 2010 г установлено, что территория объекта подвергалась перепашке и иному техногенному воздействию. Археологический материал фиксировался на поверхности, в пахотном слое и в шурфах в непотревоженном состоянии.

Площадь памятника разделена на два участка, дислоцированных на второй (участок 1) и первой, находящейся выше по течению (участок 2) террасе р. Ката. Здесь зафиксирована ситуация многослойного залегания ископаемых культурных остатков от неолита до эпохи раннего железного века. В 2011 г. работы на памятнике производили Усть-Катинские отряды ИАЭТ СО РАН под руководством О.В. Ковалевой и П.Б. Амзаракова. Площадь исследований составила 1 945 м2. Обнаружены три погребения и отмечена высокая концентрация находок.

В ходе работ 2012 г. на участке 2 разбит раскоп № 6 общей площадью 1 750 м2, соединивший раскопы № 2 и 5 2011 г. и продолживший их нумерацию. В его площадь были включены рекогносцировочные раскопы № 2 и 19, давшие археологический материал. Раскоп расположен на второй надпойменной террасе, южной стороной по бровке ее склона. Северная половина локализована на ровной площадке, использовавшейся в период этнографической современности как культивированный покос. Западная граница примыкает к раскопу № 2, восточная – к раскопу № 5 2011 г.

В раскопе № 6 зафиксировано три основных литологических слоя, включающих культурные отложения от эпохи неолита до этнографичес- кой современности. В первом слое сохранились результаты жизнедеятельности местного населения эпохи средневековья и российского поселения XVII–XX вв. Во втором слое найдены артефакты и объекты эпохи бронзы – раннего железного века. В третьем слое представлены изделия эпохи неолита – бронзы.

Большую часть коллекции составляют изделия из камня периода неолита – бронзы: продукты обработки сырья, орудия – шлифованные тесла (в т.ч. из нефрита), топоры с «ушками», наконечники стрел и копий, ножи, концевые скребки и др. Вторая по численности группа артефактов – фрагменты керамических сосудов, отражающие традиции ангарских культур. Каменные и керамические изделия имеют широкий хронологический диапазон, что привлекает исследователей Ангарской Сибири [Окладников, 1976; Васильевский, Бурилов, Дроздов, 1988]. К железному веку (рубеж эр, средневековья) относятся остатки железоделательного производства, предметы из металла, среди которых железные наконечники стрел и китайская монета. Аналоги металлургического производства на памятниках Северного Приангарья широко представлены в опубликованных трудах [Гладилин, 1985] и новых материалах, полученных в ходе исследований БАЭ последних пяти лет.

Особый интерес представляет слой русской деревни XVII–XX вв. На чертеже С. Ремезова в районе устья р. Ката обозначены тунгусские юрты и указано, что русского жилья нет. Деревня Ката известна по письменным источникам с 1699 г. [Шерстобоев, 1949, с. 83]. В региональной географии место расположения деревни представляет собой поворотный участок, на котором русло переходит в субширотное направление с течением на запад. Река Ката является самым крупным северо-восточным притоком р. Ангары, что предполагает необходимость целенаправленных архивных изысканий по вопросу о месте Каты в российском освоении Сибири и установлении сухопутного пути на северо-восток Азии.

В 2011 г. исследования дали артефакты, относящиеся к истории русского старожильческого населения Каты XVIII–XIX вв. Археологи впервые при исследовании устья Каты вышли на фрагменты деревянных сооружений – вертикальные столбы, прослойку древесной трухи, фрагменты оконных перекрытий (мусковит). Продолжение раскопа в 2012 г. позволило более точно представить слой русской деревни, который включал разрушенные деревянные конструкции, столбы, плахи и горизонтальные бревна, отдельные линзы деревянной трухи. С данной толщей сопряжена прослойка горелого дерева, углей. Тонкой линзой в стратиграфии и сплошным пятном в плане уголь подстилает деревенский слой на всей поверхности его проявления. На всей площади остатки деревянных конструкций покрыты слоем супесчаного бара.

В ходе полевых исследований удалось сопоставить архивные сведения с обнаруженными конструкциями и убедительно представить остатки деревянных конструкций как следы православного храма во имя Благове- щения Пресвятой Богородицы, построенного во второй половине XIX в. (освящен 10 марта 1864 г.) и разрушенного в 1930-х гг. Конструкции храма вскрыты в шести частях раскопа. Четко прослеживаются в плане следующие части храма: паперть – крыльцо, занимает западный край раскопа. С запада на восток фиксируются остатки колокольни и главного помещения храма. Четко видна первая паперть храма: ее первый венец остался внутри пристроенной позднее колокольни и новой паперти. Это предположение подтверждается тем, что стена колокольни стоит вплотную к стене основного храмового строения. Подобное характерно для небогатого сельского прихода: высокую колокольню могли пристраивать уже спустя годы.

Благовещенская церковь имеет ряд особенностей в конструкции. С историко-архитектурной точки зрения, в плане она похожа на древние церкви, возводимые сибирскими первопроходцами: венцы паперти, храма, алтаря стоят на одной линии. Эта черта характерна для строений ранее конца XVII в. В катинской церкви прослеживается некая имитация этой старой традиции.

Исследованы большая часть церковного двора, крыльцо и часть внутреннего пространства. За пределами раскопа осталась важнейшая часть храма – алтарь. К периоду существования церкви относятся остатки землянки с очагом и боковым срубом, предназначение которой устанавливается предположительно как связанное с задачами обслуживания храма.

Статья