Истина и модусы познания у Боэция: неоплатонический подход

Автор: Замора Кальво Хосе Мария

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Статья в выпуске: 2 т.11, 2017 года.

Бесплатный доступ

Боэций не принял принципа реализма, согласно которому истина - это адаптация, или адекватность, субъекта познаваемому объекту. Вместо этого он доказывал, что знание должно быть соотнесено с субъективной познавательной способностью. Значит, истина соотносится со способностью или уровнем знания, которым мы обладаем, так как каждая способность и каждый уровень знания соотносится со своим объектом: материальные формы соотносятся с ощущением, нематериальные формы - с воображением, общие понятия - с разумом, а простые формы - с умом. Этот эпистемологический релятивизм довольно умерен, благодаря своему иерархичному характеру. Значит, хотя в некотором смысле истина многогранна, совершенная истина, присущая божественному знанию, включает в себя все остальные истины и во всем превосходит их. Для того, чтобы скрепить свою стройную систему познавательного релятивизма, Боэций начинает с толкования образа линии из Государства (VI.510a-b) и Тимея Платона, однако не удовлетворяется им в полной мере. Бытие, наполненное знанием, упорядочено у него при посредстве неоплатонической иерархии космических сущностей.

Еще

Боэций, истина, модусы познания, утешение, неоплатонизм

Короткий адрес: https://sciup.org/147103511

IDR: 147103511   |   DOI: 10.21267/AQUILO.2017.11.6466

Список литературы Истина и модусы познания у Боэция: неоплатонический подход

  • Armstrong, A. H., ed. (1967) The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy. Cambridge.
  • Bakhouche, B. (2003) "Boèce et le Timée," in A. Galonnier, ed. 2003, 5-22.
  • Bakhouche, B. (2011) Calcidius. Commentaire au Timée de Platon, 2 vols. Paris.
  • Boudon-Millot, V. (2000) Galien. Exhortation à l'étude de la médecine. Art médical. Paris.
  • Brisson, L. (2004) "Kronos, Summit of the Intellective Hebdomad in Proclus’ Interpretation of the Chaldean Oracles," in G. Van Riel, C. Macé, eds. Platonic Ideas and Concept Formation in Ancient and Medieval Thought, Leuven, 191-210.
  • Burkert, W. (1962) Weisheit und Wissenschaft: Studien zu Pythagoras, Philolaos und Platon. Nuremberg.
  • Burnet, J. (1900-1907) Platonis Opera, 5 vols. Oxford.
  • Chantraine, P. (1999) Dictionnaire étymologique de la langue grecque. Histoire de mots. Paris.
  • Courcelle, P. (1943) Les lettres grecques en Occident. De Macrobe à Cassiodore. Paris.
  • Courcelle, P. (1967) La Consolation de Philosophie dans la tradition littéraire: Antécédents et postérité de Boèce. Paris.
  • Courcelle, P. (1975) "Connais-toi toi-même" de Socrate à saint Bernard, 3 vols. Paris.
  • De Libera, A. (1999) L'Art des généralités. Théories de l'abstraction. Paris.
  • De Libera, A.; Segonds, A.-P. (1998) Porphyre: Isagoge. Texte grec, translatio Boethii. Paris.
  • Diehl, E. (1903-1906) Procli Diadochi In Platonis Timaeum commentaria, 3 vols. Leipzig.
  • Dodds, E. R. (1963) Proclus. The Elements of Theology, 2nd edition. Oxford.
  • Dondaine, A. (1970-1976) Sancti Thomae de Aquino opera omnia; 22-23. Quaestiones disputatae de veritate. Tomus 22/Volumen 1/Fasc. 2/jussu Leonis XIII P.M. edita. Roma.
  • Dougherty, M. V. (2004) "The Problem of humana natura in the Consolatio Philosophiae of Boethius," American Catholic Philosophical Quarterly 78, 273-292.
  • Ebbesen, S. (2009) "The Aristotelian Commentator," in J. Marenbon, ed. 2009, 34-55.
  • Galonnier, A., ed. (2003) Boèce ou la chaîne des savoirs. Actes du colloque international de la Fondation Singer-Polignac (Paris, 8-12 juin 1999). Louvain/Paris.
  • Galonnier, A. (2013) Boèce, Opuscula Sacra. Volume 2. De sancta trinitate, De persona et duabus naturis (Traites I et V): Texte latin de l'edition de Claudio Moreschini. Louvain/Paris.
  • Gersch, S. (1986) Middle Platonism and Neoplatonism. The Latin Tradition. Vol. 2. Indiana.
  • Goulet, R. (2000) "Hermeias d'Alexandrie (H 78)," in R. Goulet, ed. Dictionnaire des Philosophes Antiques. Vol. 3, 639-641.
  • Gruber, J. (2006) Kommentar zu Boethius De Consolatione Philosophiae, 2nd edition. Berlin/New York.
  • Häring, N. M. (1981) "Magister Alanus de Insulis. Regulae caelestis iuris," Archives d'Histoire doctrinale et littéraire du Moyen Âge 48, 97-226.
  • Heidegger, M. (1930) "Vom Wesen der Wahrheit," in: Wegmarken. Gesamtausgabe. Vol. I. 9. Frankfurt am Main, 3rd edition. 2004.
  • Heidegger, M. (1930/31; 1942) "Platons Lehre von der Wahrheit," in: Wegmarken, Gesamtausgabe. I. 9. Frankfurt am Main, 3rd edition. 2004.
  • Jaeger, W. (1957) Aristotelis Metaphysica. Oxford.
  • Klingner, F. (1921) De Boethii consolatione philosophiae. Berlin.
  • Lerer, S. (2014) Boethius and Dialogue: Literary Method in the Consolation of Philosophy. Princeton.
  • Machan, T. W. (2005) Sources of the Boece. Athens, Ga. Magee, J. (1989) Boethius on Signification and Mind. Leiden.
  • Marenbon, J. (2003) Boethius. New York. Marenbon, J. (2005) Le temps, l'éternité et la prescience de Boèce à Thomas d'Aquin. Paris.
  • Marenbon, J., ed. (2009) The Cambridge Companion to Boethius. Cambridge.
  • Meiser, K. (1877-1880) Anicii Manlii Severini Boetii Commentarii in librum Aristotelis Peri hermenias, 2 vols. Leipzig.
  • Michon, C. (2015) "La prescience et la liberté, le temps et l'éternité. Une relecture du livre (V) de la Consolation de Philosophie," in A. Giavatto, F. Le Blay, eds. Autour de la Consolation de Philosophie de Boèce. Neuilly, 127-163.
  • Moreschini, C. (2005) Boethius. De Consolatione Philosophiae. Opuscula Theologica. 2nd edition. München/Leipzig.
  • Obertello, L. (1974) Severino Boezio, 2 vols. Genova.
  • Paton, W. R., Wegehaupt, J., Gärtner, H. (1993) Plutarchus. Moralia. Vol. 1. Leipzig/Stuttgart.
  • Pérez Gómez, L. (1997) Boecio. La Consolación de la Filosofía. Madrid.
  • Picasso Muñoz, J. (2002) Boecio: cinco opúsculos teológicos (Opuscula Sacra). Lima.
  • Pistelli, E. (1888) Iamblichi Protrepticus. Lepzig.
  • Rand, E. K. (1904) "On the Composition of Boethius' Consolatio Philosophiae," Harvard Studies in Classical Philology 15, 1-28.
  • Schüssler, I. (2004) "Certitude et vérité. La question de la vérité dans les idéalismes et les postidéalismes modernes," in D. J. O'Meara, I. Schüssler, eds. La vérité: Antiquité-Modernité. Lausanne, 93-117.
  • Shiel, J. (1990) "Boethius’ Commentaries on Aristotle," in R. Sorabji, ed. The Ancient Commentators and their Influence. London, 349-372.
  • Siebert, G. (2011) "Aeternitas est interminabilis vitae tota simul et perfecta possessio: Sinnbildung und Naturstudium im Pflanzendekor des Rayonnant," in: H. Krohm, H. Kunde, eds. Der Naumburger Meister. Bildhauer und Architekt im Europa der Kathedralen. Vol. 1. Petersberg, 301-309.
  • Solère, J.-L. (2003a) "Bien, Sphères et Hebdomades," in A. Galonnier, ed. 2003, 55-110.
  • Solère, J.-L. (2003b) "L'ordre axiomatique comme modèle d'écriture philosophique dans l'Antiquité et au Moyen Âge," Revue d'histoire des sciences 56 (2), 323-345.
  • Stewart, H. F., Rand, E. K., Tester, S. J. (1973) Boethius: The Theological Tractates, The Consolation of Philosophy. Cambridge, Mass./London.
  • Tisserand, A. (2000) Boèce. Traités théologiques. Paris. Van der Meeren, S. (2012) Lectures de Boèce. La Consolation de la Philosophie. Rennes.
  • Volkmann-Schluck, K.-H. (1979) Die Metaphysik des Aristoteles. Frankfurt am Main.
  • Zamora Calvo, J. M. (2010) Platón. Timeo, con notas y apéndices de L. Brisson. Madrid.
  • Zamora Calvo, J. M. (2015) "Alcibíades busca tutor: los riesgos del método socrático," in J. M. Zamora Calvo, Garrocho Salcedo, D. S., eds. Sócrates. La muerte del hombre más justo. Madrid, 199-232.
Еще
Статья научная