Исторический концерт как проявление сотворческого феномена просветительства (на примере «Маленьких концертов» Ш.-В. Алькана)

Автор: Елена Юрьевна Куприна

Журнал: Сфера культуры @journal-smrgaki

Рубрика: Искусство и культура

Статья в выпуске: 2 (8), 2022 года.

Бесплатный доступ

Традиция исторических концертов, представлявших собой форму популяризации музыкального наследия прошлого, восходит ко второй четверти XIX века. В статье описывается зарождение данного явления во Франции (Ф.Ж. Фетис), Германии (И. Мошелес), Англии (Э. Пауэр) и России (А.Г. Рубинштейн, С.В. Смоленский, С.Н. Василенко, М.Ф. Гнесин). На основе критических публикаций в периодическом издании «Музыкальное обозрение и парижская музыкальная газета» (Revue et gazette musicale de Paris) рассматривается один из эпизодов творческой биографии выдающегося французского композитора-романтика Ш.-В. Алькана (1813–1888), чей шестилетний цикл «Маленьких концертов» (Petits concerts, 1873–1880) считается уникальным примером музыкального сотворчества.

Еще

Музыкальное сотворчество, просветительский концерт, исторический концерт, Ф.Ж. Фетис, И. Мошелес, Э. Пауэр, Ш.-В. Алькан, А.Г. Рубинштейн, педальер, Маленькие концерты

Короткий адрес: https://sciup.org/170195107

IDR: 170195107   |   DOI: 10.48164/2713-301X_2022_8_41

Список литературы Исторический концерт как проявление сотворческого феномена просветительства (на примере «Маленьких концертов» Ш.-В. Алькана)

  • Стрижакова Е. К вопросу о роли Ф.-Ж. Фетиса в формировании французской органной школы второй половины XIX века // Современные проблемы музыкознания. 2020. № 4. С. 75-89.
  • Шекалов В.А. Возрождение старинной музыки и клавесина В XIX веке // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 8, № 34. С. 123-135.
  • Энциклопедия российско-американских отношений XVIII–XX веков / авт. и сост. Э.А. Иванян. Москва: Междунар. отношения, 2001. 692 с.
  • Мельников М.В. «Klavierübung» Ферруччо Бузони. «Всеобъемлющий план» и закономерности пианистической концепции: автореф. дис. … канд. искусствоведения. Санкт-Петербург, 2013. 22 с.
  • Аникиенко С.В. Музыкально-общественная и творческая деятельность М.Ф. Гнесина в Екатеринодаре (источниковедческий аспект): автореф. дис. … канд. искусствоведения. Ростов-на-Дону, 2015. 32 с.
  • Smith R. Alkan: The Enigma. New York: Crescendo Publishing, 1977. 280 р.
  • Eddie W. A. Charles Valentin Alkan: His Life and His Music. Aldershot: Ashgate Publishing Ltd., 2007. XI, 270 р.
  • Lejeune J. Les Petits Concerts de Ch.-V. Alkan: programmes, durées et consequences // Bulletin de la Société Alkan. 2019. N 80. P. 6-16.
  • Bertha A. de. Ch. Valentin Alkan aîné: étude psycho-musicale // Bulletin Français de la Société Internationale de Musique. 1909. № 2. P. 135-147.
  • Sitsky L. Notes brèves pour une étude sur Alkan / trad. de l’anglais et notes par François Luguenot // Bulletin de la Société Alkan. 1999. № 47. Р. 5-21.
  • Смотров В. Е. Шарль-Валантен Алькан: личность, эстетика, творчество: дис. … канд. искусствоведения. Москва, 2019. 415 с.
  • MacDonald H. Alkan // The New Grove Dictionary of music and musicians: [in 29 vol.]. Vol. 1/ ed. by Stanley Sadie. 2 ed. London: Grove, 2001. Р. 377.
Еще
Статья научная