Исторический опыт зарубежных стран, подтверждающий необходимость развития обрабатывающей промышленности и ухода России от сырьевой зависимости

Автор: Наумов Денис Владимирович

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Экономические науки

Статья в выпуске: 1, 2013 года.

Бесплатный доступ

Рассматривается исторический опыт развития государств, делавших ставку на развитие обрабатывающей промышленности и получавших большую ренту от ввоза золота и серебра, и потому отказавшихся от ее развития. Сравнение этого исторического опыта с идентичной ситуацией, сложившейся в России.

Экономическая политика государства, обрабатывающая промышленность, сырьевая промышленность, экономические кластеры, исторический опыт экономического развития

Короткий адрес: https://sciup.org/14934770

IDR: 14934770

Текст научной статьи Исторический опыт зарубежных стран, подтверждающий необходимость развития обрабатывающей промышленности и ухода России от сырьевой зависимости

The article considers historic experience of the countries, which focused on the manufacturing industry and held a big annuity for import of gold and silver, and therefore stopped its development. The author compares this historical experience with the similar situation in Russia.

Вот уже на протяжении нескольких десятилетий в мировой экономике наблюдается рост цен на энергоносители, которыми так богата Россия. Она имеет колоссальные доходы от экспорта нефти и газа и в этих условиях оказалось, что не выгодно развивать перерабатывающие отрасли, связанные как с их переработкой, так и другие отрасли. Попытки государства изменить ситуацию не приносят заметных результатов. В истории экономики подобная ситуация складывается не первый раз, поэтому в связи с этим полезно восстановить в памяти некоторые события и их последствия, извлечь соответствующие уроки.

В период колониального ига и после того, как колонии приобрели независимость, но остались малоразвитыми, бедными государствами экономически развитые страны от прямого юридического господства перешли к более скрытой, но не менее жестокой форме эксплуатации – экономической. Они навязывают этим государствам политику свободной торговли с невыгодными для последних условиями, а если использовать терминологию классической школы экономики, то в соответствии со сравнительными преимуществами, которые в реальной действительности просто отсутствуют. Здесь уместно привести высказывание Э.С. Райнерта: «Производство, специализирующееся на сырьевых товарах, способствует созданию феодального политического строя. Государство продолжает изымать экономический излишек, как это делалось при колониализме, и почти ничего не дает взамен» [1, с. 322].

Итальянский меркантилист А. Сера еще в 1613 г. писал о том, что крайне сложно выработать стройную единообразную политику для всех отраслей экономики, поскольку одни и те же меры по-разному влияют на разные отрасли экономики. Примерно также как действует солнце на воск и глину – воск плавится и становится жидким, а глина, наоборот, твердеет и становится крепкой. Его идеи были восприняты правящей элитой во многих странах и в целях поддержки развития промышленности ограничивали доступ к власти лобби, защищавших интересы производителей сырьевых товаров. Особенно яркое проявление такого недопущения было в Средние века во Флоренции и в Англии, а также в Южной Корее в шестидесятые годы прошлого столетия.

А. Сера также отмечал, что в силу того, что в городах одновременно проживают люди разных профессий и ремесел, способные создавать больше разнообразного продукта, а следовательно, больше продавать и получать доходов, чем в деревне. В это же время ученый и государственный деятель Б. Латини назвал общим благом, выделенный А. Сера эффект взаимодействия профессий и ремесел. В наше время эта категория была названа М. Портером экономическими кластерами. Правда, произошла некоторая корректировка, в кластеры включаются производственные предприятия, научно-исследовательские учреждения и правительственные организации.

История экономики доказывает, что экономическая политика, которая строится на основе развития перерабатывающей промышленности, достигает серьезных положительных эффектов. Так, в Англии в период правления Эдуарда III снижение налогов на импорт готовой продукции и экспорт сырья способствовали росту в стране производственных мощностей. Король Англии Генрих VII, выросший в Бургундии, видел, что производство шерстяных тканей приносило ей процветание. Ремесленники других профессий также находились в хорошем экономическом положении. Король решил усилить мощь страны за счет еще большего их укрепления и превращения страны в экспортера шерстяных тканей. Для этого стала проводиться соответствующая налоговая политика. Налоги на экспорт сырья – шерсти – были увеличены, а налоги на экспорт шерстяных тканей сведены практически к нулю.

Выделение перерабатывающей промышленности в качестве приоритетной произошло в Германии в середине ХVI в., когда активно начала развиваться немецкая экономическая мысль. У ее истоков стоял Ф.Л. Зекендорф, говоривший об интеллектуальном развитии нации как важнейшей необходимости. По его мнению, экономическое развитие страны возможно только при наличии развития людей, поэтому правительство должно не только управлять, но и интеллектуально их развивать. Уже в наши дни эта идея прозвучала совершенно по-новому и сегодня мы говорим о необходимости развития человеческого капитала.

Первым, кто привлек внимание к развитию и повышению экономической значимости перерабатывающей промышленности в молодом государстве – Соединенных Штатах Америки – был первый министр финансов – А. Гамильтон. Им были разработаны положения экономической политики поддерживающей и выводящей ее на первое место среди других отраслей, аналогичные тем, которые в свое время с большим успехом применил Генрих VII. Он считал, что экономически сильной, способной выиграть войну может быть лишь то государство, которое обладает развитой перерабатывающей промышленностью.

Приведено только три исторических примера, показывающих, что ставка на развитие перерабатывающей промышленности позволила правительствам этих стран достичь высокого уровня их процветания. Современная практика также подтверждает факт того, что ее развитие упрочивает общую экономическую ситуацию в стране, и люди одинаковой профессии живут в ней лучше, чем в той, где она не развита. По данным Всемирного банка, если сравнить заработную плату водителей автобуса в Германии и Нигерии, то она будет больше в первой, чем во второй стране в 16 раз.

Однако такие правильные решения принимались далеко не всегда и тогда они критиковались учеными того времени. Так, еще в 1581 г. Дж. Хейлс критиковал английскую экономическую политику ХVI в., и писал о том, что нужно иметь недалекий ум, «чтобы позволять нашему собственному сырью быть отправленным на обработку чужакам, а потом выкупать получившееся назад у этих чужаков» [2, с. 104]. Вслед за ним английский экономист Дж. Кэри вообще предлагал ввести смертную казнь за экспорт сырьевых товаров из страны.

Большинство экономистов, творивших до А. Смита, были убеждены в том, что экономическая политика государства должна способствовать развитию прежде всего именно перерабатывающей, а не сырьевой промышленности. Они считали, что именно ее развитие позволяет решать основные проблемы, такие как: рост занятости населения, увеличения прибыли и заработной платы, увеличение налогооблагаемой базы и улучшения денежного обращения.

Ученые постсмитовского периода также придерживались мнения необходимости развития перерабатывающей промышленности. Так, известный в свое время итальянский экономист Ф. Галиани говорил о том, что она может дать решение двух важнейших проблем человечества – рабства и суеверности. Если выразить это другими словами, то развитие перерабатывающей промышленности – это основа развития демократии. Французский историк А. Де Токвиль видел близкую связь и взаимозависимость между развитием свободы и развитием перерабатывающей промышленности.

Следует констатировать тот исторический факт, что все государства, использовавшие политику ее развития и продвижения, на сегодняшний день являются богатыми и экономически развитыми. В немецкой терминологии эта государственная экономическая политика называлась «покровительственной таможенной пошлиной», а в Англии ее рассматривали как «защиту младенческих отраслей». Несмотря на то, что слова подобраны разные, они выражают одну и ту же суть – протекционистскую защиту государством развивающейся прибыльной отрасли, способствующую росту экономического развития всей страны. Кстати сказать, эта политика диаметрально противоположна той, которую Всемирный банк и Международный валютный фонд навязывают развивающимся странам, пропагандируя либеральные идеи свободы торговли и предпринимательства, построенные на взглядах монетарной школы М. Фридмана.

Однако можно привести пример другого плана, демонстрирующий то, как неверно выбранная экономическая политика, привела к деградации страну, имеющую богатый приток дешевого золота и серебра, затормозила индустриализацию и, в конечном счете, сделала ее одной из самых бедных. Таким примером является Испания. В то время как выше названные государства стремились развивать промышленность и, в частности, перерабатывающие отрасли, в Испании приоритетом в экономическом покровительстве пользовалась сельскохозяйственная отрасль, производящая различные вина и масла. Наряду с этим, подрывом экономики стал поток дешевого золота и серебра, поступавшего из новых колоний Средней и Южной Америки. Огромные даровые богатства, которые, образно говоря, рекой текли в страну, снимали необходимость прилагать усилия в развитии промышленности и других сфер экономики. Значительно проще было приобрести необходимые товары в других странах, где перерабатывающая промышленность того времени была достаточно хорошо развита. В конечном счете, это привело к тому, что многие отрасли собственной промышленности оказались неразвитыми, отсталыми или вообще отсутствовали. Эти, имевшие место исторические события, в дальнейшем были обобщены Д. Рикардо и названы им «сравнительными преимуществами» во внешней торговле.

Справедливости ради следует заметить, что впервые в научной мысли высказывание о том, что для экономики более важной является перерабатывающая промышленность, а не золотые и серебряные рудники, было сделано итальянским ученым Дж. Ботеро. Такой же точки зрения придерживался, известный философ и, как сегодня его бы назвали, общественный деятель Томазо Компанелла, создавший произведение «Город солнца» и вошедший в историю науки как социалист-утопист.

В самой Испании были люди, которые понимали абсурдность сложившейся ситуации, способной полностью подорвать экономику страны. Так, Л. Ортис министр финансов испанского государства отмечал, что иностранцы покупают сырье в Испании и привозимое из Вест-Индии всего за один флорин, производят из него товары, а затем провозят их и продают в десять, а то и в сто раз дороже. По его мнению, это ставит Испанию в унизительное положение, какому они сами подвергают индейцев за их недомыслие, наивность и глупость, когда они за практически ничего не стоящие безделушки обменивают золотые и серебряные изделия. А у себя на родине эти же испанцы продают сырье за копейки, а выкупают изделия и продукцию из них за огромные деньги. Поэтому у европейских народов других стран есть все основания глумиться над испанцами точно так, как они делают это над аборигенами Вест-Индии.

В подобной ситуации находится и российская экономика, достаточно процитировать следующее высказывание: «За последние 20 лет по российским проектам были построены единичные установки. Все текущие проекты реализуются по лицензиям зарубежных компаний. В своем нынешнем состоянии отрасль не способна обеспечить потребности страны в качественном топливе, соответствующем мировым стандартам» [3, с. 124]. Предпринятые правительством попытки пока не дают ожидаемого эффекта и модернизация экономики буксует и предпринимаемые им меры не действуют. В связи с этим представляется вполне правомерным высказывание В.В. Путина в Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012 г. о том, что возрождению экономики должно помочь «возрождение национального самосознания», его культуры, патриотизма граждан, которые будут стараться достичь улучшения своего уровня жизни, реализуя не только собственные интересы, но и интересы государства и всего общества в целом.

Ссылки:

  • 1.   Райнерт Э.С. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными. М., 2011.

  • 2.   Цит. по: Райнерт Э.С. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными. М., 2011.

  • 3.    Асташов Ю. Золотой век российской нефтепереработки: итоги и перспективы // Вопросы экономики. 2012. № 2.

Статья научная