История бывшего села Житкур Палласовского района Сталинградской области

Автор: Шишкина Мария Владимировна

Журнал: Грани познания @grani-vspu

Рубрика: История

Статья в выпуске: 6 (20), 2012 года.

Бесплатный доступ

Кратко описана столетняя история села Житкур Палласовского района Сталинградской области, жители которого были эвакуированы в 1953 г. для обеспечения безопасности испытаний на государственном центральном межвидовом полигоне Капустином Яре.

Житкур, царевский уезд, астраханская губерния, бандитизм, степь, полигон, эвакуация

Короткий адрес: https://sciup.org/14821833

IDR: 14821833

Текст научной статьи История бывшего села Житкур Палласовского района Сталинградской области

Судьбы малых городов и поселений нередко отличаются исторической насыщенностью. Это связано не только с деятельностью выдающихся уроженцев того или иного края, но и с характером местности, этническими и психологическими особенностями населения, региональными традициями, словом, со всеми теми факторами, которые вступают в действие под влиянием общенациональных событий.

Тем не менее многие села и даже города России сейчас вычеркнуты из ее истории. Дело даже не в самом факте их отсутствия на современной карте (в контексте данной темы заслуживает интереса интернет-проект А.В. Караковского «Исчезнувшие города», посвященный заброшенным поселениям России и постсоветского пространства [15]; однако сведения о Житкуре, представленные здесь, трудно назвать достоверными), а в том, что с их исчезновением в лучшем случае в нашей исторической памяти образуются пробелы, в худшем – мифологизируется и искажается реальное знание. Ярким примером таких процессов является судьба не существующего в настоящее время села Житкур, относившегося (1953 – 1954 гг.) к Палласовскому району Сталинградской области. Несмотря на то, что это крупное село почти никогда не оказывалось на периферии региональной истории (особенно в XX в.), в «Энциклопедии Волгоградской области» [28] оно не упоминается. В Сети же на запрос «Житкур» поисковые системы отвечают в основном ссылками на сайты по уфологии. Все это, несомненно, требует вмешательства точного исторического знания.

Одно из первых документальных свидетельств о Житкуре относится к 1861 г. В «Списках населенных мест Российской империи» за 1861 – 1865 гг. Житкур назван хутором («малороссийским селением без церкви»). В то время он состоял из 60 домов [24].

Основание Житкура при одном из степных лиманов на Эльтонском тракте относится к 1840 г. [26, с. 620]. Мощные миграционные процессы в этих краях были связаны с необходимостью освоения малозаселенных областей империи, а также с двумя видами промыслов – рыболовством и соледобычей [24]. Кроме того, государству требовался контроль над кочевыми племенами приволжской степи. Ца-ревский уезд, на территории которого был основан Житкур, относился к самым заселяемым в Астраханской губернии (с 1851 г.), поскольку здесь можно было заниматься не только скотоводством, но и земледелием [20, с. 42].

Название села, как сообщает директор Палласовского музея Н.Я. Жевак, ссылаясь на рассказы старожилов, восходит к имени казаха – одного из первых жителей. По всей видимости, это имя Жытқыр («ловкий, сноровистый»).

Несмотря на довольно суровые степные условия (частые засухи, холодные зимы), село быстро разрослось. Так, в 1861 г. здесь проживали 410 чел. [24], а по данным первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., число жителей Житкура составило 2 857 чел. [21]. Таким образом, за 36 лет население увеличилось практически в семь раз.

В 1894 г. в Житкуре была построена деревянная церковь Рождества Богородицы. Высота колокольни составляла 9 саженей (свыше 19 м), высота среднего храма внутри до купола – 7 саженей (око- ло 15 м). Внутренняя площадь храма была равна 73 кв. саженям (155,5 м2) [2]*. В 1908 г. в церкви появились иконы, написанные Б.М. Кустодиевым по просьбе его соученика по Астраханской духовной семинарии Д.Т. Алимова, ставшего настоятелем житкурской церкви [18]. Это были картины «Поклонение волхвов», «Воскресение» и «Богоматерь». В описи церковного имущества (1921 г.) упоминаются только иконы «Рождество Христово» (названная художником «Богоматерь») и «Воскресение Христово» [2. Л. 198]. Ни одна из них не сохранилась.

В начале 1910-х гг. в Рождество-Богородицкой церкви служил священник Николай Леторов, который 25 января 1915 г. указом Астраханской духовной консистории был переведен в поселок Разин Бугор, где стал настоятелем Александро-Невской церкви. В 1918 г. он был арестован и доставлен в Астрахань, где его пытали и заставляли отказаться от веры, а позже убили. Сейчас его имя находится среди имен астраханских новомученников [10].

Советская власть стала устанавливаться в уездах Астраханской губернии только зимой 1918 г. [14, с. 29–30], однако довольно быстро на местах появились новые органы самоуправления. В 1918 г. был образован Житкурский волостной исполнительный комитет [2. Ф. 215. Оп. 1]. Тем не менее в селе было достаточно много зажиточных крестьян, которых через некоторое время стали настраивать против большевиков организаторы антисоветского мятежа 1919 г. в Астрахани. Житкур наряду с Царевым имел стратегическую ценность для белогвардейцев, т.к. располагался там, где могли соединиться силы Колчака и Деникина [1].

И все же бóльшую угрозу для новой власти в Царевском уезде представляли партизанские банды, нападавшие на села и хутора со стороны степи. В.Г. Ященко отмечает: «Действия партизан полностью парализовали работу большевиков в Заволжье с осени 1918 г. по 1923 г.» [29]. Так, в марте 1919 г. Житкур был захвачен отрядом Н.Р. Сабинина. Партизаны арестовали 66 членов житкурской ячейки РКП(б). 5 марта 1919 г. не без участия некоторых жителей села [3] арестованные были убиты [29].

Действия партизан наряду с продвижением белогвардейских войск в Царевском уезде (3-й Кубанской конной дивизии генерала П.П. Мамонова [23]) требовали немедленной реакции Красной армии. В конце августа – начале сентября 1919 г. 2-й и 3-й полки Московской кавалерийской дивизии ** взяли Житкур и Пришиб. После этого дивизия была брошена в наступление на Царицын (Там же).

Однако в начале 1920-х гг. Житкур еще не раз подвергался нападениям партизан. Здесь необходимо отметить масштабность такого явления, как бандитизм, в советской России первой половины 1920-х гг. (его очаги вспыхивали не только в европейской части страны, но и в Сибири, на Дальнем Востоке). Вообще бандами в то время называли «любые вооруженные группы, не имеющие отношения к силовым и вооруженным структурам, а также действующие на определенной территории с целью подрыва деятельности административно-хозяйственных аппаратов и органов государственной власти путем вооруженных нападений на данные институты» [27, с. 10]. В Нижнем Поволжье на начало 1920-х гг. пришелся «расцвет повстанческого движения» [29].

Особенно трудным для Житкура оказался 1921-й год. Из-за плохого урожая в волости не были обеспечены хлебом 4933 чел. (при населении 5154 чел.) [2. Л. 170]. В начале февраля голодные толпы ежедневно собирались у исполкома, требуя хлеба. Председатель житкурского волисполкома А.М. Романенко вынужден был обращаться в Ленинский уездный исполком для выдачи населению хлеба, поскольку представители Ленинского районного продовольственного комитета отказывали ему в этом (Там же. Л. 234). Положение жителей села, страдавших от недостатка продовольствия, ухудшили возобновившиеся с весны набеги степных партизан.

С апреля до конца 1921 г. Житкур многократно подвергался налетам банд численностью от 19 до 60 чел. [3. Ф. 215. Оп. 1. Д. 5]. Приведем описание одного из таких случаев, представленное в докладе житкур- ского волостного исполкома Ленинскому уездному исполкому: «5 мая 1921 г. в 5 часов утра был сделан налет партизанских банд на с. Житкур. Их было в селе 13 человек верховых, 2 паровицы и при них 6 пеших партизан <…> Из них командир и еще трое русских, все же остальные киргизы. Все они вооружены шашками, винтовками, револьверами и бомбами. Вокруг всего села стояли их конные патрули, приблизительно человек 30 <…> Партизаны, въехав в село, остановились на площади у лавки кооператива и тут же стали делать сбор служащих. Были взяты с квартир и пригнаны на площадь <…> председатель волисполкома Вавилин и секретарь Косырев. Когда их гнали, то били плетьми <…> Собрав служащих, направились в здание исполкома, где отперли и изломали шкафы, взяли все бумаги и дела и сожгли в печах, а хорошую бумагу, метрические книги и книги разные другие, библиотеку положили на подводы и увезли с собой. Потом заставили секретаря исполкома Косырева сосчитать остаток кассы <…> взяли денег 805 рублей, часть мелких денег оставили <…> обошли все склады, ища пшеницы <…> потом направились в лавку кооператива, где взяли мануфактуру и весь материал, присланный для раздачи красноармейцам, как-то: мыло, галоши, нитки и фуражки, потом направились в милицию, обошли все склады и забрали все, что им нужно было <…> направились в театр, где уничтожили сцену. После этого убили содержавшегося при милиции за воровство румынца. Совершив убийство, выехали из села по направлению к Лощине <…> Просим прислать вооруженную силу, иначе работу продолжать невозможно» [2. Л. 86 – 86 об.]. 15 мая 1921 г. по приказу командующего войсками Астраханской и Царицынской губерний в Житкуре был основан гарнизон и введено осадное положение, которое в конце мая сменили на военное (Там же. Л. 93). Позднее в селе был организован отряд самоохраны, который возглавил В.М. Демченко*.

Трудности борьбы с бандитизмом были связаны в том числе и с тем, что среди жителей села находились сочувствующие партизанам. Так, один из житкурских крестьян держал связь с бандитами, привязывая донесения на шею собаки [3. Л. 8]. Однако военные и политические мероприятия, организованные государством для борьбы с бандитизмом, оказались достаточно эффективными. Постепенно деятельность партизанских отрядов пошла на спад.

Постановлением ВЦИК от 19 ноября 1923 г. Житкурская волость была объединена с Ново-Эльтонской, однако вследствие особых экономических условий этого степного богатого района, удаленного от других, на заседании Царицынской губернской административной комиссии было решено согласиться с губернским планом относительно образования самостоятельной волости в селе Житкур. В марте 1924 г. Житкурская волость стала существовать самостоятельно, а в мае 1927 г. была объединена с Кайсацкой волостью [2. Ф. 215. Оп. 1] (административно-территориальную принадлежность Житкура в разные годы см. в таблице).

История административно-территориальной отнесенности с. Житкур **

Годы

Административно-территориальная единица

1840 г. – 1 января 1851 г.

Царевский уезд Саратовской губернии

1850-е гг. – 7 сентября 1918 гг.

Царевский уезд Астраханской губернии

7 сентября 1918 г. – 15 февраля 1919 г.

Царевский уезд Царицынской губернии

15 февраля 1919 г. – 10 апреля 1925 г.

Ленинский уезд Царицынской губернии

10 апреля 1925 г. – 21 мая 1928 г.

Ленинский уезд Сталинградской губернии

21 мая 1928 г. – 11 июня 1928 г.

Нижневолжская область (с 11 июня 1928 г. – Нижневолжский край)

23 июля 1928 г. – 23 июля 1930 г.

Астраханский округ Нижневолжского края

10 января 1934 г. – 29 января 1935 г.

Владимирский район Сталинградского края (с 5 декабря 1936 г. – Сталинградская область)

29 января 1935 г. – 15 июля 1953 г.

Эльтонский район Сталинградской области

15 июля 1853 г. – 4 марта 1954 г.

Палласовский район Сталинградской области

* В.М. Демченко был убит 4 декабря 1921 г. во время очередного налета партизанских банд [2. Л. 65–65 об.]. Памятники В.М. Демченко и расстрелянным 5 марта 1919 г. – единственные знаки, которые сегодня указывают на бывшее местоположение села. По словам Н.Я. Жевак, в 2012 г. памятник коммунарам, убитым белобандитами, был восстановлен силами дислоцированной неподалеку воинской части.

** с оставлено по [12; 25].

Зажиточные крестьяне в Житкуре держали ветряные мельницы, маслобойни, занимались извозом (до Сайхина и Эльтона), плотницким делом и ремонтом зданий, скупали и перепродавали картофель, получали доход с работы на бахчах, продавали табак, масло, молоко. Некоторые из них использовали труд наемных рабочих [3. Д. 3]. В начале 1930-х гг. репрессиям здесь были подвержены (согласно Книге памяти жертв политических репрессий Астраханской области) около полусотни человек [17]. Примечательны приведенные в протоколе заседания Житкурской избирательной комиссии формулировки при отказе отдельным жителям села в восстановлении избирательных прав: «ходатайство гр. Лемеш-кина, раскулаченного (отец выслан органами ГПУ), поддерживающего постоянную связь с отцом, отклонить <…> гр. Вавилину как служителю культа, поддерживающему постоянную связь с раскулаченными, от ходатайства отказать…» [3. Л. 11 об.].

Гражданская война и репрессии 1930-х гг. привели к закономерному снижению численности населения в Житкуре. Так, в 1935 – 1936 гг. в селе было 1886 жителей [22].

Отдельно следует сказать о культурно-просветительской и образовательной работе, проводившейся в Житкуре в 1920-х – 1930-х гг. Здесь действовали клуб, библиотека, работала неполная средняя школа (Там же, с. 265). В библиотеке были издания преимущественно советской направленности («Конституция (основной закон РСФСР)», «Наемный труд и капитал» К. Маркса, «Доклад и заключительная речь Ленина», «Долой международных разбойников» Н.И. Бухарина, «Творчество буржуазного гения и посрамление коммунистов» А. Ломова и т.д.), нередко популистского толка («Как тульский мужик уму-разуму научился. Простое объяснение про войну и революцию», «Что такое советская власть и как она строится» В.А. Карпинского, «Весь хлеб – всему народу» Л.С. Сосновского и др.) [2. Д. 6. Л. 85]. В 1931 г. на заседании Житкурского исполкома было решено выделить из сельского бюджета средства на выписку «периодических изданий для избы-читальни на украинском и казахском языках» [3. Л. 15]. О ремонте школьных зданий в волости заботились даже в трудные 1920-е гг. [2. Д. 8. Л. 24–24 об.].

В 1930-х гг. в селе выпускалась газета «Степной колхозник» [22, с. 265]. В те же годы при Жит-курском сельсовете было организовано три колхоза: имени Буденного (1930 – 1950 гг.) [5], «Путь Ильича» (1930 – 1946 гг.) [6], «Красное знамя» (1936 – 1948 гг.) [7].

Летом 1942 г. рядом с Житкуром, находившимся в тылу Юго-Восточного фронта, был в рекордные сроки построен военный аэродром. В сентябре 1942 г. сюда прибыл 9-й гвардейский истребительный авиационный полк «для переукомплектования и переучивания» [9]. На одном аэродроме были собраны асы 9-го, 11-го и 296-го авиационных полков. В составе 8-й Воздушной армии прошедший переобучение 9-й авиационный полк уничтожил множество боевых и транспортных немецких самолетов в битвах над Сталинградом.

В Житкур также отправляли эвакуированное население и раненых, поскольку здесь был устроен госпиталь [11]. В Книге памяти Волгоградской области 380 имен уроженцев села Житкур, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны [16]. В Обобщенном банке данных «Мемориал» есть сведения о еще 7 солдатах, родившихся в этом селе [19]. При этом следует учитывать то, что не во всех сохранившихся документах имеются данные о месте рождения бойцов, а значит, число погибших в Великой Отечественной войне житкурцев намного больше.

Постановлением Совета Министров СССР от 13 мая 1946 г. был основан Государственный центральный межвидовой полигон Капустин Яр. Здесь должны были проводить испытания баллистических ракет [8]. Начало истории полигона послужило завершением истории Житкура: село попало в зону отчуждения, и его жители были эвакуированы в другие населенные пункты Палласовского района Сталинградской области.

Яркая судьба Житкура, в которой четко просматриваются многие значимые для нашей страны временные пласты, на наш взгляд, должна быть вписана в историю края, поскольку ее поучительность для современного общества несомненна.

Список литературы История бывшего села Житкур Палласовского района Сталинградской области

  • Абросимов М., Жилинский В. Страницы былого (из истории Астраханской губернской чрезвычайной комиссии). Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1988.
  • Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). Ф. 215. Оп. 1. Д. 5. Л. 196 об.
  • ГАВО. Ф. 1073. Оп. 1. Д. 1. Л. 8, 11 об.
  • ГАВО. Ф. 2059. Оп. 2. Д. 749.
  • ГАВО. Ф. Р-5459.
  • ГАВО. Ф. Р.-5620.
  • ГАВО. Ф. Р-5624.
  • Государственный центральный межвидовой полигон Министерства обороны Российской Федерации (полигон Капустин Яр)//Министерство обороны Российской Федерации: официальный сайт. URL: http://structure.mil.ru/structure/forces/strategic_rocket/structure/details.htm?id=11234@egOrganization.
  • Губин Б.А., Киселев В.Д. Восьмая воздушная. Военно-исторический очерк боевого пути 8-й Воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. М.: Воениздат, 1980//Военная литература: сайт. URL: http://militera.lib.ru/h/gubin_kiselev/index.html.
  • Игумен Иосиф (Марьян). Астраханские новомученики//Благовест. 2005. 8 июля. URL: http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=24&article=9632.
  • Из воспоминаний Зои Михайловны Дементьевой//Защитники Отечества: интернет-проект. URL: http://pobeda.aspu.ru/sections/689.html.
  • История административно-территориального деления Волгоградской (Сталинградской) области. 1936 -2007 гг.: справочник (интернет-версия). URL: http://volga.rusarchives.ru/atd.shtml.
  • История Астраханского края: моногр. Астрахань: Изд-во Астрах. гос. пед. ун-та, 2000.
  • История Гражданской войны в СССР. 1917 -1922. М., 1958. Т. 3.
  • Исчезнувшие города России и СССР: сайт. URL: http://www.dead-cities.ru.
  • Книга памяти Волгоградской области: сайт. URL: http://memorybook.volgadmin.ru.
  • Книга памяти жертв политических репрессий Астраханской области. URL: www.old.astrobl.ru/memo.
  • Кустодиев Б.М. Письмо Д.Т. Алимову. 1906. 8 мая//Кустодиев Борис Михайлович: сайт о жизни и творчестве художника. URL: http://kustodiev-art.ru/pismaa_68.
  • Мемориал: обобщенный банк данных. URL: http://www.obd-memorial.ru/html/default.htm.
  • Мухамбетов Р.Т. Основные формы хозяйственного освоения Астраханского края в связи с активным его заселением в конце XVIII -XIX вв.//Альманах современной науки и образования. 2010. № 12(43). С. 38-45.
  • Населенные места Российской империи в 500 и более жителей с указанием всего наличного в них населения и числа жителей преобладающих вероисповеданий, по данным первой всеобщей переписи населения 1897 г./предисл. Н. Тройницкий. Спб.: тип. «Общественная польза», 1905. URL: http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=4952.
  • Районы и населенные пункты Сталинградского края: справочник. Сталинград: Краевое кн. изд-во, 1936.
  • Свищев Г. К. Жуков на фронтах Гражданской войны в Заволжье//Воен.-ист. журн. 1996. № 6. С. 43-47. URL: http://gm-vicsv.narod.ru/zukov/zukov1.htm.
  • Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. Вып. 2. Астраханская губерния. Спб.: в тип. Карла Вульфа, 1861-1885. URL: http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=5667.
  • Справка по истории административно-территориального деления Волгоградской области//Путеводитель ГАВО. URL: http://guides.rusarchives.ru/browse/guidebook.html?bid=303&sid=1011207#reftxt448-46.
  • Чемякин Е.А. Памятники и памятные места Волгоградской области. Историко-краеведческий обзор. Волгоград, 2010.
  • Шагланов А.Н. Бандитизм и борьба с ним в Омской губернии (1920 -1925 гг.): автореф. дис. … канд. ист. наук. Омск, 2012.
  • Энциклопедия Волгоградской области/под ред. О.В. Иншакова. 2-е изд., доп. и испр. Волгоград: Издатель, 2009.
  • Ященко В.Г. Зарождение повстанческого движения в Нижнем Поволжье и на Среднем Дону в 1918 -1920 гг.//Российские социалисты и анархисты после Октября 1917 года: сайт. URL: http://socialist.memo.ru/firstpub/y06/zaroghdenie.html.
Еще
Статья научная