История диагностики, осложнений и методов лечения эхинококкоза в Кыргызстане

Автор: Кудайбердиев А.А., Ниязов А.К., Мамышов А.Ж., Жынжыров Б.К., Ниязов А.А., Осмонбекова Н.С.

Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki

Рубрика: Медицинские науки

Статья в выпуске: 11 т.9, 2023 года.

Бесплатный доступ

Представлен краткий анализ литературных данных. Отсутствие единого подхода к оценке выявленной паразитарной патологии и усложнение определения частоты осложнений определяет актуальность рассматриваемой темы. Ведущим методом диагностики эхинококкоза является ультразвуковое исследование, и лишь у некоторых больных возникают затруднения с определением характера заболевания. С целью дифференциальной диагностики применяют ультразвуковую ангиографию, включающую ряд методов визуализации сосудов. В итоге авторы делают вывод, что только применение инструментальных данных дает возможность своевременно определить характер болезни, локализацию, размер и осложнение эхинококкоза.

Еще

Эхинококкоз печени, диагностика, осложнения, хирургическое лечение

Короткий адрес: https://sciup.org/14129318

IDR: 14129318   |   DOI: 10.33619/2414-2948/96/32

Текст обзорной статьи История диагностики, осложнений и методов лечения эхинококкоза в Кыргызстане

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice

УДК 616.36-002.951.21-07-089-06                    

С древних времен до нынешней ситуации эхинококкоз является распространенным паразитарным заболеванием во всем мире и в Кыргызской Республике [1-4].

В большой степени идет поражение печени и легких. Основным способом лечения является хирургическое. Консервативное лечение идет в ногу с дополнением для профилактики рецидива, так как проценты осложнений и рецидива остаются высокими и желают лучшего от 10 до 36% [5-7].

Существуют множество способов оперативного вмешательства от инвагинации, капитонажа, марсупиализации, малоинвазивных и лапароскопических методов лечения. Данные способы лечения обладают минимальным процентом травматизации, но раннем и позднем послеоперационном периоде остаются осложнения, такие как образование остаточной полости, нагноение остаточной полости с образованием абсцессов, бронхиальных и желчных свищей. Данные осложнения требуют повторного оперативного вмешательства, последующем пациенты утрачивают трудоспособность и может привести к инвалидизации тем самым снижается уровень экономики страны [8-10].

Выяснено, что в лечении эхинококкоза применяют радикальные способы хирургического лечения. Радикальные способы лечения требуют высокой квалификации хирурга, оснащения операционных современной аппаратурой и инструментарием [11-13].

Несмотря на многолетний опыт в лечении эхинококкоза все еще остается открыт вопрос об золотом стандарте в лечении данной патологии, возможно это связано с не решенными вопросами причины развития болезни с последующими исходами, что ухудшает качество жизни [14]. Идут поиски усовершенствования способов профилактики, алгоритма диагностики и новых способов лечения.

Частота и характер осложнений после радикальных операций, возникла необходимость не только детально проанализировать частоту осложнений, но и выявить причины их возникновения и определить пути их профилактики. О частоте осложнений судить сложно, поскольку до сих пор не существует единой классификации эхинококкоза. Таким образом, ряд авторов за основу классификации берут стадии: латентную, стадию клинических проявлений, стадию осложнений [15-18].

В последние годы появилась классификация, учитывающая показатели ультразвукового исследования [19, 20]. Отсутствие единого подхода к оценке выявленной паразитарной патологии усложняет определение частоты осложнений. Частота осложнений эхинококкоза колеблется от 20 до 50% и, по мнению большинства исследователей, чаще всего встречается нагноение, частота которого колеблется от 20 до 45% из числа случаев всех осложнений, отмечается разложение, прорыв эхинококковых кист в полости от 2 до 5% и желчевыводящие протоки [21-23].

В научных трудах Д. У. Молдоташева указаны, что осложненные формы эхинококкоза печени составляли 42,5%, а по Айтназарова М. C. — 41,4%. Х. А. Айбашов указывает, что из 87 оперированных детей по поводу эхинококкоза печени осложненные формы составили 10,3%, лечение которых было более сложным и продолжительным, а по данным Ж. А. Шамсиева — 27,5% [24]. Нередко наблюдается сочетание эхинококковых кист легких и печени и с другими органами [25].

Данные Агаева Р.М. отражает анализ осложнений эхинококкоза печени у 280 больных, осложненные формы составили 54%: нагноение — 31,4%, перфорация желчных протоков — 31,4%, сдавление кистами желчных протоков с развитием механической желтухи — 1,8%, перфорация в брюшную полость — 0,7% и кальцификация кист — 3,2%. Имеются небольшие колебания частоты осложнений по сравнению с другими исследователями, за исключением прорыва кист в желчные протоки [26]. Это связано с тем, что одни хирурги учитывают только прорыв кист в крупные желчные протоки (холедох, долевые протоки), а другие учитывают все случаи, когда имелось сообщение между кистой и мелкими протоками, а точнее, при наличии желчи в содержимом кисты и при исследовании полости фиброзной капсулы, выявлены желчные свищи. Все осложнения снижают уровень и качество жизни пациентов и исход болезни до смертельности 12-25% [27, 28].

Исследователи отмечают, что идет активный рост болезни именно осложненные формы эхинококкоза, что подтверждает актуальность своевременной диагностики и лечения данной патологии. Это диктует, о том, что нужно иметь высокие знания в этиологии, патогенезе и развития болезни. По некоторым источникам литературы описывают о тяжести и сложности выявления эхинококкоза и предполагают, что при наличии тяжести, зуда и тупых болей в правом подреберье, особенно у лиц, проживающих в эндемичном районе, должно быть основанием для проведения врачом детального обследования пациента [29-31].

При неосложненном эхинококкозе печени показатели общего анализа крови зачастую не отличаются от нормы, только иногда можно отметить увеличение эозинофилов на 5%, при развитии осложнений идет увеличение числа лейкоцитов и скорости оседания эритроцитов [32-34].

Раньше использовали кожно-аллергическая реакция Касони, но она нередко осложнялась бурной общей реакцией, вплоть до анафилактического шока и лимфангита и лимфаденита, также указывают на то, что при диагностике рецидивирующего эхинококкоза и после первичного оперативного вмешательства реакция Казони длительное время остается положительной, а это в диагностики не приемлема и предложили не применять реакцию Казони [35].

Диагностирование эхинококкоза широкое распространение получили серологические и иммуноферментные реакции: латекс-агглютинация, непрямая гемагглютинация, иммуноэлектрофорез, иммуноферментные реакции и др. Их диагностическая информативность колеблется от 70% до 85%, а при наличии 2-3 реакций. при выполнении информативность достигает 95% [36].

Нет недостатка вышеперечисленных реакций в том, что они в 5-8% случаев дают ложно-положительные, либо ложно-отрицательные результаты и кроме того постановка перечисленных реакций требует специальных реактивов, аппаратов и обучения врачей. В последние годы эти реакции используются очень редко, так как появились более информативные и меньшие затратные методы – ультразвуковое исследование.

В диагностике эхинококкоза использовали радиоизотопное сканирование и сцинтографию печени что позволяли выявить очаговое поражение печени, но при этом невозможно судить о характере патологии и ее осложнениях, но позволяет оценить функциональное состояние печени. Данная методика в диагностике эхинококкоза не получила широкого распространения из-за малой информативности из-за дороговизны метода, поэтому в настоящее время он не применяется [37].

С появлением приборов — лапароскопов попытались использовать в диагностике эхинококкоза [38]. Но по мере накопления материала и опыта установлено, что использование этой методики неэффективно при диагностике интрапаренхиматозной, поддиафрагмальной и забрюшинной локализации кист и невозможно судить о наличии осложнений (нагноение, распад). Но позже метод нашел применение при лечении эхинококкоза, непаразитарных кист и многих заболеваний органов брюшной полости.

Ультразвуковое исследование нашло более широкое применение благодаря своей простоте, безвредности для пациента и врача, возможности многократного исследования [39].

Бесспорно, ультразвуковое исследование имеет большое значение при обследовании населения на эхинококкоз и другие объемные образования; метод позволяет выявить заболевание до появления осложнений и своевременно направить больного на хирургическое лечение [40].

Также есть возможность указание локализации, размеров кист, что дает возможность определение наиболее подходящего доступа для проведения операции и для проведения контрольных обследовании послеоперационном периоде. П. И. Рыхтик считает ультразвуковое исследование обязательным; оно позволяет определить объем операции и считается мерой профилактики образования остаточных кист [41].

В настоящее время ведущим методом диагностики эхинококкоза является ультразвуковое исследование, и лишь у некоторых больных возникают затруднения с определением характера заболевания. С целью дифференциальной диагностики применяют ультразвуковую ангиографию, включающую ряд методов визуализации сосудов. По мере накопления материала по использованию УЗИ в диагностике эхинококкоза печени появились клинико-эхографические классификации [42].

В 2001 году М. Г. Кенжаев на основании результатов клинических и эхографических исследований предложили классификацию эхинококкоза печени [43].

  • 1.    По распространенности процесса и локализации: А) одиночный – правой или левой доли или с указанием сегмента печени; Б) множественный – правой или левой или обеих долей; В) сочетанный эхинококкоз печени и других органов.

  • 2.    В зависимости от размеров паразитарных кист: А) мелкие – до 5см в диаметре; Б) средние до 10см в диаметре; В) большие более 10см в диаметре; Г) сочетание различных размеров кист;

  • 3.    В зависимости от стадии развития, клинического течения и эхографической картины: А) неосложненный: без наличия дочерних пузырей, с наличием дочерних пузырей. Б) осложненный: разложение, нагноение, обызвествление частичное или полное; прорыв: в брюшную, в плевральную полость, в желчные протоки, в полые органы и забрюшинное пространство; В) сочетание не осложненных и осложненных кист.

Следующим методом диагностики эхинококкоза является компьютерная томография, магнитно-резонансная томография и мультисрезовая компьютерная томография, которые позволяют обнаружить кисты размером 0,5-1,0 см, определить их количество и провести дифференциальную диагностику с другими очаговыми патологиями [44]. Магнитнорезонансную томографию применяют для диагностирования эхинококкоза и является высокоинформативным на 98-100%, но данный способ относится дорогостоящим способам обследования и широкого использования не удается [45-47].

Все возможные способы диагностики осложненного и неосложненного эхинококкоза, что исследование лабораторных данных являются малоинформативными, только применение инструментальных данных дает возможность своевременно определить характер болезни, локализацию, размер и осложнение эхинококкоза. Из возможных способов диагностики эхинококкоза является ультразвуковое исследование. Оперативном лечении применяются малоинвазивные способы и радикальные и желают усовершенствования способов хирургического лечения, для снижения процентов осложнений.

Список литературы История диагностики, осложнений и методов лечения эхинококкоза в Кыргызстане

  • Абдисаматов Б. С. Современные направления в хирургическом лечении эхинококкоза печени // Современная медицина. Актуальные вопросы. 2016. №2-3(47). С. 91-98.
  • Бебезов Х. С., Нурманбетов Д. Н., Чынгышбаев Ш. М. Распространенность и хирургическое лечение эхинококкоза печени // Проблемы эхинококкоза в Кыргызстане: сборник научных трудов. Бишкек, 2002. С. 22-27.
  • Белеков Ж. О., Осумбеков Б. З., Ысмайылов К. С. Перкутанная пункционно- аспирационная эхинококкэктомия под контролем ультрасонографии // Вестник КРСУ. 2007. Т. 7. №4. С. 175-177.
  • McManus D. P., Zhang W., Li J. Echinococcosis // Lancet. 2003. V. 362. P. 1295-1304.
  • Moro P., Schantz P. M. Echinococcosis: a review // Internal. J. Infect. Dis. 2008. V. 13. P. 125-133.
  • Абдуллаев А. Г., Мовчун А. А., Агаев Р. М. Хирургическая тактика при эхинококкозе печени с поражением желчных протоков // Хирургия. 2005. Т. 2. С. 38-42.
  • Ахмедов И. Г., Койчуев Р. А. Эхинококкоз печени: современное состояние проблемы // Вестник Дагестанской государственной медицинской академии. 2017. №2. С. 71-77.
  • Вишневский В. А., Икрамов Р. З., Кахаров М. А., Ефанов М. Г. Радикальное лечение эхинококкоза печени. Современное состояние проблемы // Бюллетень сибирской медицины. 2007. Т. 6. №3. С. 22-26.
  • Акешов А. К. Совершенствование диагностики и лечения осложненных форм эхинококкоза печени: автореф. дисс. … канд. мед. наук. Бишкек, 2012. 18 с.
  • Акматов Б. А. Комплексное обследование населения с целью выявления эхинококкоза и рецидивов заболевания // Медицинская паразитология и паразитарные болезни. 1994. С. 76-78.
  • Альперович Б. И. Хирургия печени. М.: Медицина. 2010. 216 с.
  • Агаев Б. А., Агаев Р. М., Мамедов Р. М., Будан А. К. Принципы диагностики и лечения эхинококкоза печени // Анналы хирургии. 2005. №1. С. 54-59.
  • Агаев Р. М. Хирургическое лечение эхинококкоза печени и его осложнений // Хирургия. 2001. №2. С. 32-36.
  • Вафин А. З., Айдемиров А. Н., Попов А. В. Классификация методов хирургического лечения эхинококкоза // Анналы хирургической гепатологии. 2000. Т. 5. №2. С. 19.
  • Веронский Г. И., Демин С. А., Ершов К. Г., Попов А. И., Тетерин Г. В. Радикальные операции при эхинококкозе печени // Анналы хирургической гепатологии. 2005. Т. 10. №2. С. 106a-106.
  • Ветшев П. С., Мусаев Г. Х., Бруслик С. В. Эхинококкоз: современное состояние проблемы // Український журнал хірургії. 2013. №3. С. 196-201.
  • Ветшев П. С., Мусаев Г. Х., Фатьянова А. С. Эхинококкоз: основы диагностики и роль миниинвазивных технологий (обзор литературы) // Анналы хирургической гепатологии. 2018. Т. 20. №3. С. 47-53. https://doi.org/10.16931/1995-5464.2015347-53
  • Вишневский В. А., Ефанов М. Г., Икрамов Р. З., Назаренко Н. А., Чжао А. В. Эхинококкоз печени. Хирургическое лечение // Доказательная гастроэнтерология. 2013. Т. 2. №2. С. 18-25.
  • Домашенко О. Н., Шаталов А. Д., Паниева Д. С. Эхинококкоз печени: диагностика, лечебная тактика // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Медицинские науки. 2016. №3 (39). С. 35-40.
  • Ильхамов Ф. А. Совершенствование традиционных и разработка новых методов хирургического лечения эхинококкоза печени: автореф. дисс. … докт. мед. наук. Ташкент, 2005. 42 с.
  • Камилов Т. С. Диагностика и пути улучшения результатов хирургического лечения эхинококкоза печени // Анналы хирургической гепатологии. 2004. №2. С. 11-13.
  • Кубышкин В. А. Вишневский В. А., Кахаров М. А., Икрамов Р. З., Гаврилин А. В. Эволюция методов хирургического лечения эхинококкоза печени // Анналы хирургической гепатологии. 2002. Т. 7. №1. С. 18-22.
  • Кенжаев М. Г., Акматов Б. А. Диагностика эхинококкоза и профилактика его рецидива. Бишкек: Медфарминфо, 2001. 157 с.
  • Мамакеев М. М., Акматов А. А., Бектуров Ж. Т. Результаты хирургического лечения эхинококкоза органов брюшной полости и грудной клетки // Развитие хирургии в Кыргызстане: сборник научных трудов. 1998. С. 267-270.
  • Махмадов Ф. И., Курбонов К. М., Нуров З. Х., Гулахмадов А. Д., Собиров А. Д. Современные аспекты диагностики и лечения механических желтух // Новости хирургии. 2013. Т. 21. №6. С. 113-122.
  • Мусаев А. И., Мадаминов Э. М., Айтназаров М. С. Абдоминизация полости фиброзной капсулы в лечении эхинококкоза печени // Казанский медицинский журнал. 2016. Т. 97. №3. С. 327-331.
  • Мусаев А. И., Белеков Ж. О., Баширов Р. М. Диагностика и хирургическое лечение осложненных и сочетанных форм эхинококкоза печени. Бишкек: Continent, 2004. 258 с.
  • Ниязов Б. С., Бектуров Д. Т., Абдуллаев Ж. С. Хирургическое лечение эхинококкоза печени // Хирургия рубежа XX и XXI века: материалы III конгресса хирургов Кыргызской Республики. Бишкек, 2000. С. 265-268.
  • Оморов Р. А., Конурбаева Ж. Т., Баширов Р. М. Заболеваемость эхинококкозом в Кыргызской Республике // Центрально-Азиатский медицинский журнал. 2008. Т. 14. №2. С. 40-42.
  • Мусаев А. И., Айтназаров М. С., Акешов А. Поиск и пути решения повышения эффективности оперативного лечения эхинококкоза печени // Центрально-Азиатский медицинский журнал. 2011. Т. 27. С. 42-44.
  • Скипенко О. Г., Паршин В. Д., Шатверян Г. А., Беджанян А. Л., Ратникова Н. П., Ганиев Ф. А., Боева И. А. Эхинококкоз печени: современные тенденции в хирургической тактике // Анналы хирургической гепатологии. 2011. Т. 16. №4. С. 34-39.
  • Хаджибаев А. М., Анваров Х. Э., Хашимов М. А. Диагностика и лечение эхинококкоза печени, осложненного прорывом в желчные пути // Вестник экстренной медицины. 2010. №4. С. 15-18.
  • Черноусов А. Ф., Мусаев Г. Х., Фатьянова А. С. Эхинококкоз: стратегия и тактика // Вестник хирургической гастроэнтерологии. 2013. №4. С. 5-10.
  • Кенжаев М. Г., Кенжаев A. M., Бабакулов К., Сабырбеков Б. Профилактика рецидива эхинококкоза // Анналы хирургической гепатологии. 2005. Т. 10. №2. С. 113b-114.
  • Иванов С. А., Корымасов Е. А., Мешков С. В. Варианты хирургической тактики при лечении сочетанного эхинококкоза легких и печени // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17. №1-2. С. 517-520.
  • Шевченко Ю. Л., Назыров Ф. Г. Хирургия эхинококкоза. М.: Династия, 2016. 288 с.
  • Biava M. F., Dao A., Md A., Fortier B., Md P. P. Laboratory diagnosis of cystic hydatic disease // World journal of surgery. 2001. V. 25. №1. P. 10.
  • Golemanov B., Grigorov N., Mitova R., Genov J., Vuchev D., Tamarozzi F., Brunetti E. Efficacy and safety of PAIR for cystic echinococcosis: experience on a large series of patients from Bulgaria // The American journal of tropical medicine and hygiene. 2011. V. 84. №1. P. 48. https://doi.org/10.4269%2Fajtmh.2011.10-0312
  • Röthlin M., Schlumpf R., Bornman P., Krige J., Largiader F. Intraoperative ultrasonography of the liver // Swiss Surgery= Schweizer Chirurgie= Chirurgie Suisse= Chirurgia Svizzera. 1996. №3. P. 105-111.
  • Zhang W., McManus D. P. Recent advances in the immunology and diagnosis of echinococcosis // FEMS Immunology & Medical Microbiology. 2006. V. 47. №1. P. 24-41. https://doi.org/10.1111/j.1574-695X.2006.00060.x
  • Мусаев Г. Х., Левкин В. В., Шарипов Р. Х. Современные тенденции в хирургическом лечении эхинококкоза печени // Сеченовский вестник. 2018. №4. С. 78-84. https://doi.org/10.26442/22187332.2018.4.78-84
  • Panteleev V., Nartaylakov M., Mustafin A., Abdeyev R., Salimgareyev I., Samorodov A., Musharapov D. Surgical treatment of liver echinococcosis and alveococcosis // Infez Med. 2019. V. 27. №4. P. 422-428.
  • Назыров Ф. Г., Ильхамов Ф. А. Классификация эхинококкоза печени и методов его хирургического лечения // Анналы хирургической гепатологии. 2005. Т. 10. №1. С. 8-11.
  • Gharbi H. A., Hassine W., Brauner M. W., Dupuch K. Ultrasound examination of the hydatic liver // Radiology. 1981. V. 139. №2. P. 459-463. https://doi.org/10.1148/radiology.139.2.7220891
  • Blumgart L. H. Surgery of the liver and biliary tract. WB Saunders, 2000.
  • WHO Informal Working Group et al. International classification of ultrasound images in cystic echinococcosis for application in clinical and field epidemiological settings // Acta tropica. 2003. V. 85. №2. P. 253-261. https://doi.org/10.1016/S0001-706X(02)00223-1
  • Wen H., Wen H., Vuitton L., Tuxun T., Li J., Vuitton D. A., Zhang W., McManus D. P. Echinococcosis: advances in the 21st century // Clinical microbiology reviews. 2019. V. 32. №2. P. 10.1128/cmr. 00075-18. https://doi.org/10.1128/cmr.00075-18
Еще
Статья обзорная