История древнерусского монашества. Почему не удаётся её написать? Рецензия на книгу доцента, к.и.н. Е. С. Харина быт и нравы древнерусского монашества ХI-ХIII вв.: монография. Ижевск: изд-во "Удмуртский университет", 2015. 248 с

Автор: Гайденко Павел Иванович

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Рецензии

Статья в выпуске: 4 (75), 2017 года.

Бесплатный доступ

Рецензия представляет монографию о. Георгия, Егора Сергеевича Харина, священника Ижевской епархии и доцента Удмуртского государственного университета. Рассматриваемая в публикации работа посвящена исследованию повседневности древнерусского монашества XI-XIII вв. Новизна проделанного труда заключается в попытке реконструировать и описать основные стороны повседневной жизни русских иноков домонгольской Руси. В процессе написания книги автору удалось привлечь значительный круг источников и исследований, позволяющих в значительной мере воссоздать быт и нравы древнерусского черноризца и иноческой общины, в которой он жил. Основное внимание ученого обращено к мужским монастырям, однако затрагиваются и отдельные аспекты истории первых женских обителей. Кроме этого, рассматриваются различные канонические и литургические стороны внутреннего мира монастырей, а также предприняты усилия по изучению социальной деятельности русского монашества. Работа обладает чертами междисциплинарного исследования и обращена к широкому кругу читателей.

Еще

Киевская русь, древняя русь, история русской церкви, древнерусское монашество, история древнерусского монашества, историо- графия русской церкви, е. с. харин

Короткий адрес: https://sciup.org/140223447

ID: 140223447

Список литературы История древнерусского монашества. Почему не удаётся её написать? Рецензия на книгу доцента, к.и.н. Е. С. Харина быт и нравы древнерусского монашества ХI-ХIII вв.: монография. Ижевск: изд-во "Удмуртский университет", 2015. 248 с

  • Алмазов А. И. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви: Опытвнешней истории: Исследование преимущественно по рукописям. В 3 т. Одесса,1894. Т. 3. III, 296, 89, XVII, IV с.
  • Арранц М. Избранные сочинения по литургике. В 5 т.: Т. 4: Византийский монашеский постриг. Исторический опыт. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2003. 307 с.
  • Георгиевский Э. В. Религиозные основания уголовно-правовых запретов: от архаического политеизма к русскому православию. М.: «Юрлитинформ», 2014. 336 с.
  • Георгиевский Э. В. Система и виды преступлений в уголовном праве Древней Руси. М.: «Юрлитинформ», 2013. 232 с.
  • Георгиевский Э. В. Уголовно-правовая юрисдикция Русской Православной Церкви. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2007. 259 с.
  • Георгиевский Э. В. Формирование и развитие общих положений древнерусского уголовного права. М.: «Юрлитинформ», 2013. 320 с.
  • Гордиенко Э. А. Варлаам Хутынский и архиепископ Антоний в житии и мистериях XII-XVI вв. СПб.: «Альянс-Архео», 2010. 640 с.
  • Житие Авраамия Смоленского//Библиотека литературы Древней Руси:Т. 5: XIII век/под ред. Д. С. Лихачёва, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб.: «Наука», 2005. С. 30-65, 456-459.
  • Канонические ответы митрополита Иоанна II//Русская историческая библиотека. Т. 6: Памятники канонического права: Ч. 1: Памятники XI-XV в. СПб.,1880. Стб. 1-20.
  • Киево-Печерский Патерик//Библиотека литературы Древней Руси: Т. 4:XII век/под ред. Д. С. Лихачёва, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб.: «Наука», 2004. С. 296-489, 641-667.
  • Курбанов А. В. Устройство палестинского монастыря и законодательство Юстиниана о монашестве (на примере монастыря аввы Середита)//Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2016. Т. 37. № 1 (222). С. 30-36.
  • Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Насильственный постриг княжеской семьи в Киеве: От интерпретации обстоятельств к реконструкции причин//Средневековая Русь. Вып. 10. К 1150-летию зарождения российской государственности/отв. ред. А. А. Горский. М.: «Индрик», 2012. С. 135-169.
  • Майоров А. В. Дочь византийского императора Исаака II в Галицко-Волынской Руси: княгиня и монахиня//Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2010.№ 1 (39). С. 76-106.
  • Майоров О. В. Ефросинiя Галицька дочка вiзантiйського iмператора в Галицько-Волинськiй Русi: княгиня i черниця. Бiла Церква: Пшонкiвський О. В., 2013.224 с.
  • Максимович К. А. Законодательство императора Юстиниана I о монашестве (часть 1): новеллы V и LXXIX//Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: серия I. Богословие. Философия. 2007. Вып. 4 (20).С. 38-51.
  • Максимович К. А. Заповеди святых отец: Латинский пенитенциал VIII в.в церковно-славянском переводе: Исследование и текст. М.: Изд-во ПСТГУ, 2008.208 с.
  • Максимович К. А. Новелла CXXIII св. императора Юстиниана I (527-565 гг.)«О различных церковных вопросах» (перевод и комментарий)//Вестник Право-славного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: серия 1: Богословие.Философия. 2007. Вып. 3(19). С. 22-54.
  • Максимович К. А. Право и церковь//Православная Энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2004. Т. 8.С. 181-192.
  • Мильков В. В. Первый ученый Руси: жизнь, творчество, идейное своеобразие воззрений. К 900-летию Кирика Новгородца//Россия XXI. 2010. № 6.С. 90-123.
  • Мильков В. В., Симонов Р. А. Кирик Новгородец: учёный и мыслитель/Памятники древнерусской мысли: исследования и тексты. Вып. VII. М.: Изд-во«Кругь», 2011. 544 с.
  • Морозов М. А. Императорское ктиторство при Комнинах и Российские традиции//Труды кафедры истории России с древнейших времён до XX в./отв.ред. Д. Ю. Дворниченко. СПб.: СПбГУ, 2006. С. 362-375.
  • Морозов М. А. Монастыри средневековой Византии: Хозяйство, социальный и правовой статусы. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2005. 174 с.
  • Мулен Л. Жизнь средневековых монахов Западной Европы. X-XV века. М.:Молодая гвардия; Классик, 2002. 348 с.
  • Назаренко А. В. Авраамий Смоленский//Православная Энциклопедия. М.:ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2000. Т. 1. С. 178-179.
  • Назаренко А. В. Анна († 1018?)//Православная Энциклопедия. М.: ЦНЦ«Православная Энциклопедия», 2001. Т. 2. С. 452-453.
  • Назаренко А. В. Евпраксия (Адельгейда) Всеволодовна//Православная Энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2008. Т. 17. С. 194-195.
  • Неведомы(х) словесь. изложено Георгиемь. митрополито(м) Киевскымь.Герману игоумену вьпрашающу. оному поведающу//Славяне и их соседи. Славянский мир между Римом и Константинополем. М.: «Индрик», 2004. Вып. 11.С. 233-255.
  • Оспенников Ю. В. Правовая традиция Северо-западной Руси XII-XV вв. М.:«Юрлитинформ», 2011. 408 с.
  • Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византиии на Руси. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2001. 420 с
  • Полное собрание русских летописей. Т. 2: Ипатьевская летопись. М.:«Языки славянской культуры», 2001. 648 с.
  • Романенко Е. Повседневная жизнь русского средневекового монастыря. М.:Молодая гвардия, 2002. 330 с.
  • Рыжова Е. А. Мотив выбора места основания монастыря в русской агиографии//Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2009. Т. 63. № 1-2. С. 91-101.
  • Секретарь Л. А. Монастыри Великого Новгорода и окрестностей. М.: «Северный паломник», 2011. 656 с.
  • Симонов Р. А. Кирик Новгородец -русский учёный XII века в отечественной книжной культуре. М.: «Наука», 2013. 396 с.
  • Скабалланович М. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Киев, 1910. 491 с.
  • Сказание о житии преподобного Антония Римлянина//Святые русские римляне: Антоний Римлянин и Меркурий Смоленский/подг. текстов и исслед.Н. В. Рамазановой. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2005. С. 233-272.
  • Солнцев Н. И. Провиденциальная историческая концепция в трудах русских историков-клириков XVIII-XIX вв. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2005.200 с.
  • Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам. В 3 т.: Т. 1:Житие св. княгини Ольги. Степени I-X/отв. ред. Н. Н. Покровский, Г. Д. Ленхофф.М.: «Языки славянских культур», 2007. 598 с.
  • Требник. СПб., 1884. 310 л.40. Ульяновский В. И. Чудо-Михайловский монастырь в Киеве: проблема посвящения, символики и статуса//Rossica antiqua. СПб., 2011. Вып. 2.С. 43-101.
  • Фомина Т. Ю. Епископская власть в домонгольской Руси: истоки, становление, развитие. М.: «Университетская книга», 2014. 360 с.
  • Харин Е. С. Быт и нравы древнерусского монашества ХI-ХIII вв.: монография. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2015. 248 с.
  • Харин Е. С. Древнерусское монашество в XI-XIII вв.: быт и нравы: Дисс.к.и.н. Ижевск: Удм. гос. ун-т, 2007. 185 с.
  • Хосроев А. Л. Пахомий Великий (из ранней истории общежительного монашества в Египте)/Российская академия наук, Институт востоковедения Санкт-Петербургский филиал. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского института истории РАН; «Нестор-История», 2004. 508 с.
  • Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси X-XIII вв. М.: «Наука»,1989. 232 с.
  • Щапов Я. Н. Монашество на Руси XI-XIII вв.//Монашество и монастырив России. XI-XX века: Исторические очерки/; ИРИРАН. М.: «Наука», 2002. С. 13-24
  • Patrich J. Sabas, Leader of Palestinian Monasticism: A Comparative Studyin Eastern Monasticism, Fourth to Seventh Centuries. Wash.: Harvard University Press,1995. 436 p.
  • Sterk A. Renouncing the World Yet Leading the Church: Te Monk-Bishopin Late Antiquity. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2004. 368 p
Еще
Рецензия