История красавки Anthropoides virgo в Болгарии
Автор: Нанкинов Д.Н.
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 480 т.18, 2009 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140151274
IDR: 140151274
Текст статьи История красавки Anthropoides virgo в Болгарии
Журавль-красавка Anthropoides virgo – типичный степной вид. История его происхождения тесно связана со степным ландшафтом Старого Света, а современный ареал в Евразии почти полностью совпадает с границами степной зоны. Здесь охотнее всего он гнездится в злаковых, полынно-злаковых и полынных степях, реже – на солончаках (Воинственский 1960).
О красавке в Болгарии известно очень мало. В прошлом она гнездилась в больших количествах в степях Добруджи (Северо-Восточная Болгария), где находились самые юго-западные европейские гнездовья вида. Потом красавка на территории страны исчезла как гнездящаяся птица, и сейчас мы встречаем её очень редко, да и то лишь на пролёте. Это одна из наименее изученных птиц болгарской фауны. В литературе последних десятилетий о красавке повторяются одни и те же фразы. Для современного читателя оставались неизвестными как некоторые старые источники, сообщавшие о красавке, так и большинство её встреч в стране. Неизвестной была и картина гнездования и миграции вида в этой части его ареала.
Самые ранние сведения о красавке в Болгарии мы обнаружили в статье А.С.Каллена (Cullen 1869-1870), специально посвящённой её местам гнездования в Добрудже. Эта работа, по существу, является и первым более или менее подробным исследованием биологии вида. Поэтому нам хочется привести некоторые отрывки из её текста:
«Эта птица прилетает в Добруджу приблизительно на второй неделе апреля. Прибывает стаями из 20-30 штук и больше, и форма её стай похожа на форму стай серого журавля. Почти всегда летит очень высоко, особенно когда преодолевает горные районы. Над полями летит низко, но всегда выше досягаемости ружейного выстрела. В первую неделю после прилёта стаи красавки смешиваются со стаями серого журавля и вместе передвигаются к расположенным поблизости полям, засеянными озимыми, где кормятся и очень быстро набирают вес. Регулярно, один или два раза в день, стаи отправляются на водопой к озёрам или другим источникам пресной воды. Вечером все птицы покидают поля и летят к ближайшим озёрам или болотам, где (как я думаю) остаются всю ночь. Спустя приблизительно две недели после прилёта стаи разбиваются на пары, которые разлетаются по всей стране. Вскоре после этого они откладывают яйца. Яйца появляются с третьей недели апреля и почти до конца мая, но всё зависит от состояния погоды. <...> Гнёзда находили на сохранившихся травяных участках среди распаханной земли или (очень редко) на стерне. Молодые пары гнездятся в более открытых местах. <...> Гнездо помещалось на земле, в каком-нибудь углублении или на ровном месте, куда птицы клали выдернутые стебли трав, части стеблей озимых и камешки. <...> Самки откладывают два яица. <...> В одинаковой степени насиживают оба родителя. <...> При опасности птицы покидают гнездо, быстро удаляются, а потом снова возвращаются. <...> Одна из птиц часто отсутствует, вероятно летает к озёрам на водопой, но в середине дня, когда жарко, она возвращается. Пары обычно прогоняют охотившихся поблизости орлов, луней, чаек, дроф. Атакуют также пробегающих мимо собак. Красавок легко приручить, если их взять ещё молодыми.».
Почти одновременно с вышеупомянутой статьёй была опубликована и заметка Х.Элвеса и Т.Баклея, где сообщается, что красавка «очень многочисленна летом в Добрудже и прибывает около середины апреля в больших стаях» ( Elwes, Buckley 1870). О красавке пишет и русский исследователь Василий Радаков – участник освободительной Русско-турецкой войны (1877-1878 гг.). Он находил птицу на гнездовьях и в более северных районах, на территории Валахии и в долине реки Прут (Radakoff 1879). Амеде Аллеон (Alleon, 1880, 1886), исследовавший Западное Причерноморье, сообщает, что красавка прилетает весной в больших стаях вслед за серым журавлём и всё лето живет в Добрудже. Селится около водоёмов, которые пересыхают летом, и в других сухих местах. Питается в основном семенами растений и жуками (Tenebrionidae и др.), очень многочисленными весной на обширных солнечных равнинах Болгарии. Этот же автор встречал красавку и на пролёте в окрестностях Константинополя. 10 мая 1898 в Добрудже им был добыт взрослый самец красавки, чучело которого теперь хранится в экспозиции Национального природонаучного музея Софии. Другой взрослый самец, добытый в 1890-х годах (13 апреля) в Турции (точная дата и место добычи неизвестны), тоже хранится в музее Софии. Отмар Райзер (Reiser 1894), проводивший орнитологические экспедиции в Болгарии в 1890-1893 годах, пишет: «В целом о красавке говорят, что она – гнездящаяся птица в Добрудже, которая весной, в середине апреля, прилетает в больших стаях. <...> В 1883 г. г-н Сибом (Seebohm)
получил из Добруджи яйца этого вида, а г-н Баркли (Barkley) много раз видел, как турки держат этого журавля в неволе». О гнездовании красавки на юго-востоке Европы пишет Э.Клайн (1904), сообщая, что одна птица была поймана в окрестностях Бургаса (Восточная Болгария) и жила в Софийском зоопарке до 10 января 1910.
Примерно до конца 1920-х годов красавка оставалась многочисленной гнездящейся птицей на северо-востоке Болгарии, а осенью её стаи вместе со стаями серого журавля Grus grus мигрировали в южном направлении (Радев 1929). В других частях страны эта птица появлялась редко, и это были отдельные особи (Boetticher 1927). В эти же годы одна красавка была поймана для коллекции в окрестностях Плевена (Северная Болгария) и хранилась в Музее охотничьей организации города (Стрибърни 1929).
Затем следует тридцатилетний период, на протяжении которого о красавке в Болгарии не появлялось никаких сведений. После этого она, хотя и продолжала встречаться в Добрудже, была уже редкой как на гнездовье (Петров 1950), так и на пролёте (Патев 1950). Во время исследований в 1951-1953 годах Б.Петров и С.Златанов (1955) отметили в Добрудже всего одну пару красавки, которая жила весь июнь и июль 1951 года на люцерновом поле в окрестностях села Генерал-Тошево. Эти исследователи предполагают, что пара гнездилась, и допускают, что в годы с ранней и влажной весной, когда поля быстро покрываются густой травой, красавки остаются гнездиться в Добрудже. Тогда же красавки гнездились возле озера Шабла, а летом их отмечали и рядом с лесным участком у села Телериг (Славински 1957).
Эти наблюдения определяют точный период (1950-1955 г.), когда последние пары красавки перестали размножаться в степных районах Болгарии и покинули нашу страну как гнездящиеся птицы. В следующие десятилетия и поныне журавли-красавки лишь эпизодически пересекают территорию Болгарии во время миграций.
Приводим летопись встреч журавля-красавки в Болгарии после 1955 года:
-
19 марта 1959 г. – стая из 8 птиц и 20 октября 1959 – стая из 12 птиц в окрестностях города Бургаса (Простов 1964);
-
8 августа 1969 – 3 экз. на Атанасовском озере близ Бургаса (Robel et. al . 1972);
-
7 августа 1982 – Владимир Стефанов наблюдал около 10 экз. у города Поморие (Боев 1985);
-
10 августа 1982 – 10 экз. в окрестностях Поморие (Brit. Birds, 1982, v. 75, № 12: 570);
29 сентября 1983 – мы наблюдали стаю из 13 красавок. Около 14 ч 30 мин птицы летели низко над Атанасовским озером с северо-востока на юго-запад, обошли Бургас с запада и продолжили свой полёт на юг;
-
11 марта 1985 – Атанас Лалев наблюдал стаю из 80 серых журавлей и 6 красавок, которые отдыхали в поле, засеянном люцерной, между деревнями Антимово и Шуменци Силистренского округа;
1985-1988 годы (сентябрь) – одна красавка была замечена в районе рыбных прудов у села Мечка Русенского округа (Иванов 1988);
28 ноября 1993 – 3 экз. встретили у озеро Мандра, южнее Бургаса (Birding World, 1994, 4: 136-137);
-
10 января 1999 – в окрестностях города Стара-Загора, в период миграции белолобых казарок Anser albifrons , Звезделин Миланов зарегистрировал 3 стаи журавля-красавки (всего около 25 штук), которые летели в южном направлении;
25-27 апреля 2001 – 2 птицы (25-го) и 1 птица (26-го и 27-го) держались на крайнем северо-востоке Болгарии в районе озера Дуранку-лак (Петков 2002).
Относительно причин исчезновения или уменьшения численности журавля-красавки и других степных видов в Европе высказывались разные точки зрения. Одни исследователи считают, что за последнее тысячелетие под влиянием глобального потепления, засухи и человеческого фактора многие европейские степные виды животных отступают на восток. Другие объясняют это деградацией и разрушением местообитаний, т.е. распашкой и освоением степей человеком. В каких-то частях ареала красавки распашка степей, действительно, отрицательно сказалась на благополучии этого вида. Однако красавка – экологически пластичная птица и, как мы видим из заметки Каллена, в Болгарии уже давно образовалась и успешно существовала «аграрная» популяция вида. Ещё в середине XIX века она выводила птенцов на пашнях и среди озимых в Добрудже. Мне кажется, что наряду с распашкой степей, жестокий удар популяции красавки, дрофы Otis tarda, стрепета Otis tetrax и многих других видов птиц нанесло в период с 1937 по 1969 год применение ядохимикатов и, прежде всего, ДДТ. Массовое использование этот инсектицида началось в 1948 году, когда «спасителю человечества», швейцарскому химику Паулю Герману Мюллеру присудили Нобелевскую премию за то, что он доказал токсичность ДДТ для насекомых и якобы «безвредность» этого препарата для позвоночных животных. Распылённый в природе ДДТ проникает в тело насекомых и поражает их нервную систему. Однако за годы массового применения препарата многие насекомые стали резистентными к нему, так что даже десятикратное увеличение концентрации инсектицида не уничтожало вредителей. Но зато ДДТ отравлял всех позвоночных животных, которые питались насекомыми, ягодами, семенами и листьями растений или пили отравленную воду. В том числе и журавли-красавки погибали от поглощения с пищей и водой больших доз ДДТ. Кроме того, это соединение накапливалось в орга- низме птиц, в их яйцах и негативно сказывалось на репродукции вида в целом. В Болгарии ДДТ официально запрещён в 1969 году, но с 1969 по 1980 год он использовался «в борьбе с малярией». Препарат имеет очень медленный период распада в природе. И сегодня он содержится в почвах Болгарии: в 11% почв – 1.5 мг/кг, в 20% почв – 0.3-1.5 мг/кг, в остальных почвах показатели ниже. А это означает, что ДДТ продолжает присутствовать в организмах растений, беспозвоночных и позвоночных животных.
В далёком прошлом ареал красавки, наверное, сплошной полосой тянулся от северо-запада Африки, Британских островов и Португалии через степные районы Евразии до Дальнего Востока и Китая. Этот вид журавля найден в плейстоценовых отложениях Великобритании (Cowles 1981) и Швейцарии. Как предполагает М.А.Воинственский (1960), он был широко распространен в неогене в древних степях Евразии. До середины XIX века красавка, вероятно, встречался в Швейцарии и Франции, потому что 150 лет тому назад А.S.Cullen исследовал красавку не только в Болгарии, Южной России, Греции, Турции, Далмации, но также в Швейцарии, Южной Франции и в различных частях Африки. (См. заметки C.R.Bree к статье: Cullen 1869-1870). Через Балканы, точнее, через Восточную Болгарию шёл самый массовый и самый прямой миграционный путь вида с восточноевропейских гнездовий в сторону зимовок, расположенных по долине Нила и в СевероВосточной Африке. Александр Давидович Нордманн – профессор Одесского Ришельевского лицея, рассказывал, что красавки появляются на юге России [возможно, в окрестностях Одессы – Д.Н.] в начале марта, стаями по 200-300 штук (Cullen 1869-1870). Предполагаем, что тогда птицы в массе мигрировали именно западным берегом Чёрного моря. На восточном берегу Чёрного моря красавки были всегда редкими пролётными птицами. В конце XIX века они наблюдались в Гурии и Аджарии отдельными парами, редко и только на весеннем пролёте, в первой половине апреля (Вильконский 1896). Изредка красавок и ныне встречают на кавказском побережье Чёрного моря (Тильба и др. 2003). Путь миграции красавки по западному черноморскому побережью, который сохранился после разрыва гнездового ареала в Европе, оставался сравнительно массовым примерно до 1920-х годов. Осенью некоторые красавки из крымской популяции пересекали северо-западную акваторию Чёрного моря и достигали Балканского полуострова в районе Добруджи. Весной по западному берегу Чёрного моря они летели обратно с юга на север, но в Северной Добрудже поворачивали на восток – северо-восток и, пролетая над островом Змеиный, продолжали путь к своим крымским гнездовьям. Наблюдения Рудольфа Дроста на Змеином острове с 15 апреля по 19 мая 1928 доказывают существование такого пути пролёта, так как он наблюдал 1 и 2 красавки соответственно 26 и 28 апреля (Drost 1930). Очень редко некоторые красавки, мигрирующие осенью через Болгарию, отклонялись на запад и юго-запад, и их видели в Далмации (в 1846 г.) и Черногории (в 1907 г.) (Matvejev, Vasic 1973). Возможно, это были залётные особи, которые неоднократно отмечались в разных частях Европы и Азии (Судиловская 1951). Залёты чаще всего происходят в районы, где когда-то, в далёком прошлом, красавка обитала. Нередко этих птиц видели в степях Венгрии (Endes 1972; Sterbetz 1986-1987), в расположенной рядом австрийской провинции Каринтии (Wruss 1992), залетали они и на русский Дальний Восток (Дымин, Панькин 1975).
Все известные даты встреч красавки в Болгарии показывают, что они мигрируют через страну осенью, с 8 августа по 28 ноября, и весной, с 11 марта по 27 апреля, хотя стаи красавок отмечали и в середине зимы (самая северная зимовка вида в Европе), а некоторые особи передвигаются на север очень поздно, в конце апреля, уже в гнездовой сезон вида. Весной в Крыму первые птицы появляются после 11 марта, массовый пролёт идет 24 марта – 10 апреля, в холодные вёсны птицы прилетают в начале апреля (Костин 1983). В остальной части Украины пролёт совершается в конце марта – начале апреля, а в Бесарабию красавки прилетают во второй половине марта и только в холодные вёсны – в апреле (Судиловская 1951). Готовясь к осеннему отлёту в Крым, первые стаи красавки образовывались в начале июля, крупные стаи наблюдались в середине-конце этого месяца, а последние особи покидали полуостров до 5 октября. Направление пролёта почти строго меридиональное, с пересечением горных гряд и береговой линии (Костин 1983). По всей видимости, через Болгарию в сторону Греции и в Западную Турцию мигрируют красавки, выведшиеся в самых западных украинских гнездовьях. Одна птица, помеченная в Аска-нии-Нова, была обнаружена в Судане, а двух птиц, окольцованных в Крыму, видели в августе на Кипре. Предполагают, что осенью путь красавок пролегает от Крыма через Чёрное море (Андрющенко и др. 2003, 2006). Южнее Болгарии, на территории Греции, этих журавлей находили всего 2 раза: в апреле 1859 (1 экз. убит на полуострове Аттика) (Reiser 1905) и 2 мая 1956 (1 экз. видели на севере Греции между городами Серес и Драма) (Kumerloeve 1957). На основе всех этих находок можно предположить, что осенью красавки, пересекающие Болгарию, летят в сторону проливов Босфор и Дарданеллы, западного побережья Азиатской Турции и Египта, а также передвигаются на юг через континентальную и островную Грецию. Весной возвращаются обратно, используя, вероятно, эту же трассу миграции.
Несмотря на небольшую современную численность украинской популяции красавки, нам всё-таки кажется, что количество этих птиц, пролетающих осенью и весной над территорией Болгарии, выше, чем мы отмечаем. Причины этого заключаются, с одной стороны, в том, что миграция большинства стай красавок идёт в сумерках и ночью и к тому же на большой высоте, с другой же стороны – в нерегулярности и малочисленности орнитологических исследований в нашей стране.
Считается (Serebryakov 1997), что на Земле живёт около 130 тыс. пар красавок. Из них на Украине гнездится 200-250 пар ( Андрющенко 1997). На опубликованных картах видно, что самые западные украинские гнездовья красавки расположены между Днепровским лиманом и Одессой ( Serebryakov 1997), на побережьях Киркинитского и Джа-рылгачкого залива (Червона книга Украiнськоi РСР, 1980: 106-107) или на западе Крымского полуострова (Андрющенко 1997).
Судьба красавки в Болгарии такая же, как и судьба остальных степных видов (прежде всего дрофы и стрепета), которые когда-то в больших количествах населяли территорию страны. После распашки степей, отстрела и особенно после многолетнего (1937-1969 гг.) массового отравления птиц ДДТ, эти степные виды покинули свои места обитания в Северо-Восточной Болгарии, Румынии и Юго-Западной Украине, и западные границы гнездовой части их ареалов в Восточной Европе постепенно отступили на восток. Крымская популяция красавки в тот же период тоже резко сократилась. Если в 1940-х годах главные гнездовья и места обитания вида сохранялись, а на пролёте наблюдались стаи в 100-200 штук и скопления примерно в 1500 птиц (13 августа 1940), то к середине 1970-х годов в большинстве мест красавка исчезла, а на пролёте и осенних кочёвках стала встречаться нерегулярно и в малых количествах (Костин 1983). Несмотря на резкое сокращение численности красавки, нам кажется, что часть особей, родившихся на юге Украины, хотя и редко, но всё ещё пользуются трассой миграции через Восточную Болгарию.
Красавка включена в список птиц, находящихся под угрозой исчезновения в Европе и в Болгарии. В настоящее время она связана с равнинными (травяными) и агроэкосистемами, а также с водно-болотными угодьями Черноморского побережья и с прибрежными экосистемами страны (Нанкинов 2000), охраняется Законом о биологическом разнообразии, включена в Красную книгу Болгарии (как исчезающий вид), в Красную книгу МСОП, в Красные книги ряда европейских и азиатских стран, в Бернскую, Боннскую, Вашингтонскую, Рамсарскую конвенции и в другие международные соглашения.
Думаю, что красавка может быть возвращена на гнездовья в Болгарии. Для этого существуют все необходимые условия, если провести соответствующие мероприятия по реинтродукции вида (разведение птиц в специальных питомниках или в зоопарках и их выпуск в подходящих местообитаниях), и если в стране будет осуществляться реальная охрана природы (в частности, строгий контроль за применени- ем ядохимикатов, чистотой водоёмов, сведение к минимуму гибели птиц при механизированной обработке земли и сборе урожая, строжайшая охрана мест концентраций птиц, борьба с браконьерством и т.п.). В Добрудже и в других равнинных районах страны сохранилось достаточное количество пустующих, необрабатываемых земель, есть участки каменистых степей (кайряки), множество холмистых районов с травяным покровом и редким кустарником, луга, пастбища (где редко пасутся небольшие отары овец, коз, коров и лошадей), обширные поля, засеянные пшеницей, ячменем и другими зерновыми культурами. В этих местах много растительной и животной пищи для красавки. В последние 20 лет из-за экономического кризиса в стране большие пространства сельскохозяйственных земель пустуют. Это благоприятно сказывается на птицах. Однако, появились и новые угрозы: широкомасштабное курортное строительство по всему болгарскому побережью Чёрного моря, очень густая сеть линий электропередачи и строительство во многих местах ветряных электрогенераторов. Через СевероВосточную Болгарию всё ещё проходит миграционный путь красавки, и если там загнездится несколько пар, то они смогут привлечь на гнездование и часть пролётных особей. Возможным стимулом к возрождению болгарской популяции красавки может стать наметившееся увеличение численности вида по Северному Причерноморью, а также тенденция к расселению крымской популяции (Тильба и др. 2005). Таким образом, с помощью реинтродукции, охраны птиц и их местообитаний мы можем добиться возвращения красавки на гнездование в Болгарию, а затем и постепенного закрепления, стабилизации и роста численности её популяции.