История наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Автор: Сысоева Л.А.

Журнал: Мировая наука @science-j

Рубрика: Гуманитарные и общественные науки

Статья в выпуске: 2 (11), 2018 года.

Бесплатный доступ

В данной статье рассматривается история наказания лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Переход наказания от первобытного общества к действующему Уголовному кодексу Российской Федерации.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, преступления, ответственность, история

Короткий адрес: https://sciup.org/140263369

IDR: 140263369

Текст научной статьи История наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

История наказаний берет свое начало из обычаев, которые со временем превращались в нормативные акты.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью имеет продолжительную историю в уголовном законодательстве России и был заимствован из обычных отношений Древней Руси, когда преступившие закон общины, изгонялись из нее.

Историей развития наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в разные периоды времени занимались многие ученые, причем они рассматривали не только с юридической и исторической стороны, но и со стороны философии, социологии.

Во времена древнерусского права впервые встречается лишь институт лишения прав, который и явился прародителем лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Так в Русской правде упоминаются такие виды наказания, как превращение преступника в холопа, превращение в полного холопа, выдача преступника с женою и детьми на поток и разграбление. Выданный Ярославу Мудрому преступник, подвергался ссылке и становился бесправным, а его имущество конфисковалось1.

Но уже в Судебнике 1497г. и в Соборном уложении 1649 года упоминается о таком виде наказания как лишение боярского чина и прав на имущество. Такое наказание назначалось боярам и князьям за то, что они пытались сохранить свою независимость путем бунтов и мятежей. Наказанию подлежали не только сами преступники, но и их дети. Предусматривалось оно и Уложением о наказаниях 1845 года, при этом, лишение прав представляло собой значительное ограничение преступника в правах, по сравнению с теми, которыми пользовался каждый гражданин. Стоит отметить, что лишения прав по Уложению 1845 года носили по общему правилу пожизненный характер.

Уложение не знало общей меры восстановления утраченных прав, но по сравнению с предыдущими законами имелся важный принцип, согласно которому жена и дети осужденного ничего не лишались2.

На лишение прав состояния указывалось и в Уложении 1903 г. Особенностями в Уголовном Уложении 1903 года является следующее то, что преступник совершивший религиозное или политическое преступление мог реабилитизироваться и восстановиться в правоспособности. Лишение прав обязательно следовало за главным наказанием, факультативное применение было невозможно.

Так в «Руководящих началах по уголовному праву РСФСР» 1919 г., впервые закрепся принцип индивидуализации уголовной ответственности. Они содержали примерный перечень наказаний. Среди них:

  • -    отрешение от должности,

  • -    воспрещение занимать ту или иную должность или исполнять ту или другую работу.

Перечень был примерный и исходя из этого суд мог выбрать одно из указанных в перечне либо назначить иное другое. И только в этот период времени впервые было сформулировано наказание лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, но не было никаких указаний по его применению.

Но уже в Уголовном кодексе РСФСР 1922 года не было такого наказания как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью3.

В «Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» 1958 года произошло следующее, наметилась четкая тенденция к сужению наказания.

Только уже в УК РСФСР 1960 г рассматриваемое наказание было сформулировано как окончательный вариант «лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью». Также Уголовный кодекс указал, что данное наказание может быть назначено судом на срок от 1 года до 5 лет. Тем самым был установлен минимальный предел наказания, чего не было в ранее действовавшем законодательстве.

Действующий в настоящее время УК конкретизировал формулировку рассматриваемого вида наказания, запретив занимать определенные должности на государственной службе, в органах местного самоуправления и заменив понятие «определенная деятельность на понятие «определенная профессиональная и иная деятельность». Такая конкретизация расширила его содержание.

Законодатель обусловил назначение рассматриваемого вида наказания не только характером, совершенного преступления, но и личностью виновного.

Несмотря на такую длинную историю становления наказаний в истории России в ней хватило места для развития института наказания лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, оно становится все более и более актуальным, поскольку в каждую эпоху список преступлений к которым оно применяется, все больше и больше расширяется, поскольку список видов преступлений увеличивается с каждым годом. Хочется верить, что когда-нибудь данное наказание вновь будет применяться пожизненно к некоторым видам преступлений.

Список литературы История наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

  • Агильдин В. В. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как вид наказания по УК РФ // Юридический мир. - 2011. - № 2. - С. 37-40.
  • Литвина Е. С. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: дисс. …канд. юрид. наук / Е. С. Литвина. - Томск, 2003. - 211 с.
  • Сборник документов по истории отечественного права и процесса.- Екатеринбург: УЮИ МВД России, 1996. - 172 с.
Статья научная