История славянского текста символа веры через призму истории раскола

Автор: Костромин Константин

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Русская Церковь в патриарший период

Статья в выпуске: 3 (44), 2012 года.

Бесплатный доступ

История славянского текста Символа веры практически не изучена. Единственное исследование А. Гезена было посвящено абстрактной проблеме «восстановления первоначального текста» Символа веры. В данной статье проблема представлена с иного ракурса — история развития текста анализируется на широком историческом фоне, а «точкой отсчета» послужили события раскола ХVII в., когда были созданы неизменные старообрядческая и новообрядческая редакции текста Символа веры. Поскольку причины раскола затрагивали основы церковного мировоззрения русских людей на стыке русского Средневековья и Нового времени, когда Россия стала частью политически единого европейского пространства, в статье делается попытка определить мировоззренческую суть разногласий сторонников старого и нового обрядов на материале истории текста Символа веры.

Еще

Символ веры, текстология, богослужебные тексты, реформы, патриарх никон, старообрядчество, раскол, перевод, разночтения, русское богословие

Короткий адрес: https://sciup.org/140189969

IDR: 140189969

Список литературы История славянского текста символа веры через призму истории раскола

  • Cyrillus Hierosolymitanus. Catechesis XV illuminandorum//Migne J.-P. Patrologiae cursus completus. Series Graeca. Vol. 33. Cyrillus Hierosolymitanus. Parisiis, 1886.
  • Die Göttliche Liturgie unseres heiligen Vaters Joannes Chrysostomos. Leipzig: St. Benno-Verlag, 1975.
  • Mansi J.D. Sacrorum Conciliorum Nova et Amplissima CollectioVol. 3. Ab anno 347 ad annum 409. Florentiae, 1759.
  • S. Basilii Magni. Contra Eunomium. Lib. V//Migne J.-P. Patrologiae cursus completus. Series Graeca prior. Vol. 29b. S. Basilius Caesariensis episcopus. Parisiis, 1857.
  • S. Epiphanii Ancoratus//Migne J.-P. Patrologiae cursus completus. Series Graeca prior. Vol. 43. S. Epiphanius Constantiensis in Cypro episcopus. Paris, 1864.
  • Schaff P. Creeds of Christendom, with a History and Critical Notes. Vol. 2. The History of Creeds. NY, 1919.
  • Service Book of the Holy Eastern Orthodox Catholic and Apostolic Church/Syrian Antiochian Orthodox Archdiosese of New Jork and All North America. 3rd ed. Brooklyn-New Jork, 1960.
  • Εγκολπιον Θειας Λειτουργιας. Греческо-русский служебник. Монастырь Параклита (Греция), Оропос Аттикис, 1998.
  • Εὐχολόγιο. Ms. Lesbiacus Leimonos. 85. URL: http://84.205.233.134/pdfs/200872211429.pdf (дата обращения: 24.06.2012).
  • Θεία Λειτουργία Ἰωάννου τοῦ Χρυσοστόμο. Ms. Lesbiacus Leimonos. 330. URL: http://84.205.233.134/pdfs/2008721103323.pdf (дата обращения: 24.06.2012).
  • Архангельское Евангелие 1092 года. Исследования, древнерусский текст, словоуказатели/Л.П. Жуковская, Т.Л. Миронова. РГБ, Поморский международный педагогический университет им. М.В. Ломоносова. М.: Скрипторий, 1997.
  • Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. ХI-ХII века/Под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. СПб.: Наука, 1997.
  • Житие протопопа Аввакума, им самим написанное и другие его сочинения/Под общ. ред. Н.К. Гудзия. М., 1960.
  • Изборник 1076 года. М.: Наука, 1965.
  • Ильина книга. Рукопись РГАДА, Тип. 131/Лингв. изд., подг. греч. текста, коммент., словоуказ. В.Б. Крысько. Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН. М.: Индрик, 2005.
  • Кириллова книга. М., 1647.
  • Книга о вере. М., 1651.
  • Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных, и святых отец. М., 1893.
  • Максим Грек, прп. Догматическо-полемические сочинения в русском переводе. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1910.
  • Материалы для истории раскола за первое время его существования/Под ред. Н.И. Субботина. М., 1876. Т. 2. Акты, относящиеся к собору 1666-1667 года.
  • Материалы для истории раскола за первое время его существования/Под ред. Н.И. Субботина. Т. 4. Историко и догматико-полемические сочинения первых расколоучителей. Ч. 1. М., 1878.
  • Остромирово Евангелие 1056-1057 года с приложением греческого текста Евангелий и с грамматическими объяснениями, изданное А. Востоковым. СПб., 1843.
  • Павел (Леднев), архим. Свидетельства о разностях в чтении Символа веры. М., 1884.
  • Повесть временных лет/Подг. текста, перев., статьи и комм. Д.С. Лихачева. Под ред. В.П. Андриановой-Перетц. СПб.: Наука, 1999.
  • Послание диакона Федора сыну Максиму//Христианство и Церковь в России феодального периода (материалы)/Отв. ред. Н.Н. Покровский. Новосибирск: Наука, 1989.
  • Псалтырь следованная. М., 1640.
  • Святое Евангелие-Апракос, по церковным зачалам расположенное. На церковнославянском и русском языках. СПб.: РБО, 2007.
  • Следованная Псалтырь. М., 1653.
  • Служебник. М., 1668.
  • Beck H.-G. Kirche und teologische Literatur im Byzantinischen Reich. München, 1959.
  • Александр (Семенов-Тян-Шанский), еп. Православный катехизис. М., 1990.
  • Алмазов А.А. История чинопоследований крещения и миропомазания. Казань, 1884.
  • Алмазов А.А. Тайная исповедь в православной восточной церкви: Опыт внешней истории. Т. 1. Общий устав совершения исповеди. Одесса, 1894.
  • Арранц М. Как молились Богу древние византийцы. Суточный круг богослужения по древним спискам византийского Евхология. Л., 1979.
  • Арранц М. Исторические заметки о чинопоследованиях таинств по рукописям греческого Евхология. Л., 1979.
  • Арранц М. Историческое развитие божественной Литургии. Л., 1978.
  • Буганов В.И. Крестьянские войны в России XVII-XVIII вв. М.: Наука, 1976. (Серия: История нашей Родины).
  • Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. СПб., 1899.
  • Гезен А. Очерки и заметки из области филологии, истории и философии. Вып. 1. История славянского перевода Символов веры. Критикопалеографические заметки. СПб., 1884.
  • Диаковский Е.П. Последование часов и изобразительных: Историческое исследование. Киев, 1913.
  • Древнегреческо-русский словарь/Составил Дворецкий И.Х. Под. ред. С.И. Соболевского. М., 1958.
  • Емченко Е.Б. Стоглав. Исследование и текст. М.: Индрик, 2000.
  • Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. Духовные течения ХVII века. М.: Церковь, 1995.
  • Иоанн Павел II. Верую в Духа Святого Господа животворящего/Пер. с польск. В. Данилова. М.: Католический колледж им. св. Фомы Аквинского, 1998.
  • Карпец В. Время в старом и новом обряде. URL: http://www.pravaya.ru/faith/15/10872 (дата обращения: 10.06.2012).
  • Карташев А.В. Вселенские Соборы. М.: Республика, 1994.
  • Киприан (Керн), архим. Евхаристия. М., 1999.
  • Костромин К., свящ. Смысловые разночтения в старообрядном и новообрядном чинах крещения в свете истории чинопоследования Таинства//Старообрядчество: история, культура, современность: Материалы IX междунар. конф. (Новгород, 30 сентября -2 октября 2009 г.)./Центр истории и культуры старообрядчества имени боярыни Морозовой. Ред.сост. В.И. Осипов, Н.В. Зиновкина, Е.И. Соколова и А.В. Осипова. Великий Новгород, 2010. С. 321-330.
  • Крамер А.В. Причины, начало и последствия раскола русской церкви в середине XVII века. СПб.: Роза мира, 2005.
  • Кутузов Б.П. Тайная миссия патриарха Никона. М.: Алгоритм, 2007.
  • Лебедев А П. Вселенские соборы IV и V веков. Обзор их догматической деятельности в связи с направлениями школ Александрийской и Антиохийской. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2004. (Серия: Библиотека христианской мысли. Исследования).
  • Лебедев А.П. О нашем символе веры. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902.
  • Мельников Ф.Е. Собрание сочинений. Т. 7. История Русской Церкви (со времен царствования Алексея Михайловича до разгрома Соловецкого монастыря). Барнаул: АКООХ-И, 2006.
  • Мельников Ф.Е. Собрание сочинений. Т. 1. Краткая история Древлеправославной (Старообрядческой) Церкви. Барнаул: БГПУ, 1999.
  • Михаил (Семенов), еп. Апология старообрядчества//Церковь. Старообрядческий церковно-общественный журнал. Кострома, 2002. Вып. 4-5. С. 19-31.
  • Михаил (Семенов), еп. Нужны ли догмы и обряды?//Родина. 1990. № 9. С. 19-21.
  • Мурьянов М.Ф. История книжной культуры России. Очерки. Ч. 1/РГБ. Сост. и вступ. ст. Т.А. Исаченко. СПб.: Мiръ, 2007. (Серия: История книжной культуры России).
  • Николай Сербский, свт. Во что мы верим? Объяснение Символа веры. Клин: Христианская жизнь, 2008. (Серия: Основы православной веры).
  • Панченко А.М. «Бунташный век»//Панченко А.М. О русской истории и культуре. СПб.: Азбука, 2000. С. 13-54.
  • Петров А.В. К изучению литературных тенденций русской летописной историографии//Проблемы исторического регионоведения: Сб. научных трудов к 70-летию проф. В.И. Хрисанфова/Отв. ред. Ю.В. Кривошеев. СПб.: Скифия-принт, 2009. С. 19-58.
  • Печатнов В.В. Божественная Литургия в России и Греции. Сравнительное изучение современного чина. М.: Паломник, 2008.
  • Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Опыт историко-этнографического исследования. М.: Лабиринт, 2006.
  • Ратцингер Й. (папа Бенедикт XVI.) Введение в христианство. Лекции об апостольском символе веры/Пер. с нем. М.: Духовная библиотека, 2006.
  • Румянцев И. Никита Константинов Добрынин («Пустосвят»). Сергиев Посад, 1916.
  • Скабалланович М. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. М.: Паломник, 1995.
  • Словарь русского языка ХI-XVII вв./АН СССР. Институт русского языка. М.: Наука, 1976. Вып. 6.
  • Соболевский А. И. Материалы и заметки по древнерусской литературе//ИОРЯС. 1912. Т. 17. Кн. 3.
  • Спасский А. История догматических течений в эпоху Вселенских Соборов. Тринитарный вопрос. Сергиев Посад, 1914.
  • Тимофеев В., диак. Рассуждение о древнем и новообрядческом текстах Символа веры. URL: http://blogs.privet.ru/community/drevlepravoslavie/59039290 (дата обращения: 10.06.2012).
  • Уайбру Х. Православная Литургия: Развитие евхаристического богослужения византийского обряда. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2000.
  • Успенский Н.Д. Коллизия двух богословий в исправлении русских богослужебных книг в ХVII веке//Богословские труды. Т. 13. М., 1975. С. 148-171.
  • Федотов Г.П. Собрание сочинений в 12 т. Т. 9. Статьи американского периода. М.: Мартис, Sam&Sam, 2004.
  • Федотов Г.П. Собрание сочинений в 12 т. Т. 10. Русская религиозность. Ч. 1. Христианство Киевской Руси. Х-ХIII вв. М.: Мартис, Sam&Sam, 2001.
  • Федотов Г.П. Собрание сочинений в 12 т. Т. 11. Русская религиозность. Ч. 2. Средние века. ХIII-XV вв. М.: Мартис, Sam&Sam, 2004.
  • Фельми К.Х. Введение в современное православное богословие/Пер. с нем. Е.М. Верещагина. М., 1999.
  • Филарет (Дроздов), свт. Православный Катехизис. СПб., 1995.
  • Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1937.
  • Чельцов Н. Древние формы Символа веры Православной Церкви или так называемые Апостольские символы. СПб., 1869.
  • Шахов М.О. Философские аспекты староверия. М.: Третий Рим, 1997.
  • Шёнборн К. Бог послал Сына Своего. Христология/Пер. с нем. Е. Верещагин. М.: Христианская Россия, 2003. (Серия: Amateca. Manuali di Teologia cattolica. Vol. 7).
  • Шмеман А., прот. Евхаристия. Таинство Царства. М.: Паломник, 1992.
  • Шмеман А., прот. Ответ Солженицыну//Вестник РХД. 1976. I. № 117
Еще
Статья научная