История становления советско-чехословацких дружеских отношений в 1920-е гг
Автор: Васильченко М.А., Демидова Е.И.
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Зарубежный опыт
Статья в выпуске: 1, 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается история становления сотрудничества между Советским Союзом и Чехословакией в 1920-е гг. Авторы уделяют внимание поиску форм и методов того, как происходило формирование государственных и общественных организаций в СССР и ЧСР, и показывают, что советское государство стремилось использовать социокультурные возможности для формирования своего положительного образа в европейских странах, взаимодействуя с чехословацкими общественными организациями. Сотрудничество реализовывалось в политико-идеологической плоскости, в научной, образовательной, культурной и промышленной сферах и отражало общий уровень межгосударственных отношений.
Советско-чехословацкие отношения, комиссия заграничной помощи при президиуме цик ссср, всесоюзное общество культурной связей с заграницей, о.д. каменева, з. неедлы, общество экономического и культурного сближения с новой Россией
Короткий адрес: https://sciup.org/170202336
IDR: 170202336 | DOI: 10.31171/vlast.v32i1.9980
Текст научной статьи История становления советско-чехословацких дружеских отношений в 1920-е гг
И сследование исторических событий – это возможность извлечь уроки и сделать выводы, максимально пристально изучить и понять мотивы, методы, решения и поступки, конкретные действия людей в исторических реалиях прошлого. В исторической науке рефлексируется множество исторических проблем, которые исследованы с различных теоретических и методологических позиций. Участие чехословацкого военного корпуса в Первой мировой войне, его роль в революционных событиях 1917 г. и Гражданской войне в России, судьбы его участников, история советско-чехословацкого сотрудничества в различных сферах нашли достойное отражение в исследованиях историков. В историографии сложился комплекс работ, посвященных аспектам взаимодействия нашей страны и ее регионов с Чехословакией. Растущая русофобия заставляет напомнить о конструктивном в отношениях государств и народов, о необходимости сохранить это в исторической памяти как позитивный опыт взаимовыгодного сотрудничества. Породненные города, общества дружбы с зарубежными странами стали в ХХ в. достаточно эффективной формой международной социальной коммуникации и своеобразным форматом неформальной народной дипломатии.
Революционные события 1917 г. изменили Россию и отношение к ней, изменили мир и отношения между государствами и народами. Вацлав Черны, чехословацкий интеллектуал, литературовед, писатель и философ, создатель словаря чешской литературы, после 1945 г. сформулировал важную для своего поколения мысль: «Россия воспринималась прежде всего как комплексный проект изменения мира» [Černý 1994: 69]. Многие в 1920-е гг. осуждали российские революционные процессы, ужасы Гражданской войны, но и многие с большим интересом относились к стране Советов, в которую стремительно трансформировалась старая Россия, стремились узнать, увидеть, понять, помочь и поучаствовать.
С целью объединения и координации всех видов иностранной помощи советским республикам, руководства деятельностью советских организаций помощи постановлением Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР 7 сентября 1923 г. была создана специальная Комиссия заграничной помощи при Президиуме ЦИК1. В ее состав вошли представители различных органов государственной власти и наркоматов. В апреле 1924 г. на заседании секретариата ЦИК СССР было утверждено Положение о Комиссии заграничной помощи при Президиуме ЦИК СССР, в котором был определен круг ее полномочий. Комиссия должна была содействовать легализации заграничных организаций помощи, определить условия их работы в СССР, объединять и направлять все виды иностранной помощи советским республикам, координировать деятельность за границей всех советских организаций, которые существовали в начале 1920-х гг., укреплять и развивать контакты с зарубежной общественностью, прежде всего с прокоммунистически настроенной. Комиссия занималась важными гуманитарными вопросами: контактировала с Международным союзом помощи детям, с народными комиссариатами и заграничными организациями помощи России в вопросах их деятельности по оказанию помощи голодающим детям, освобождения от пошлин грузов, ввозимых из-за границы, реэвакуации 439 детей, отправленных в Чехословакию в декабре 1921 г. для спасения от голода.
23 марта 1923 г. на заседании Президиума ВЦИК был утвержден проект постановления о создании Особого комитета, а 20 декабря 1923 г. на заседании Комиссии было принято Положение об Особом комитете по организации заграничных артистических турне и художественных выставок при Комиссии заграничной помощи и Положение об Объединенном информационном бюро2. В компетенции Особого комитета входили содействие проведению и организация гастрольных турне, регулирование вопросов, связанных с выездом артистов за границу, организация гастролей и художественных выставок в СССР и за границей. Комитету предоставлялось право заключать договора с государственными и общественными организациями, частными лицами как в пределах СССР, так и за границей с последующим утверждением этих договоров Комиссией заграничной помощи. Особый комитет устанавливал также размеры отчислений от средств, получаемых за гастрольные турне и выставки, в пользу Комитета.
Важным направлением работы Комиссии стала организация взаимных гастролей деятелей искусства, художественных выставок. Были организованы турне хора Пятницкого, Малого театра, Московского Художественного театра, Ленинградского театра оперы и балета, артистов С.В. Гиацинтовой, М.М. Мордкина, художников М.П. и П.П. Кончаловских, композитора Р.М. Глиера и других деятелей искусства.
При Комиссии было создано Объединенное бюро информации (ОБИ), занимавшееся координацией связей между научными и культурными учреждениями СССР и других стран, в т.ч. Чехословакии. Были достигнуты определенные результаты: начался обмен книжными изданиями, устанавливались связи между деятелями науки и культуры. Через редакции лояльных к СССР газет и журналов распространялась нужная информация о нашей стране, статистические сведения, иллюстрации.
Руководила деятельностью Комиссии Ольга Давидовна (Давыдовна) Каменева, сестра Л.Д. Троцкого и первая жена Л.Б. Каменева [Дивногорцев 2007]. Она с 1918 г. работала в Наркомате просвещения и осуществляла управление театрами, возглавляя соответствующий отдел – ТЕО, была сторонницей радикальных революционных мер по их переустройству. О.Д. Каменева определенное время жила за границей, у нее имелись там знакомства и связи, что способствовало осуществлению полуофициальных дипломатических контактов между СССР и западными странами. Она оказывала содействие в получении западной помощи для голодающих в Поволжье в начале 1920-х гг. Комиссия просуществовала недолго и 5 декабря 1924 г. была ликвидирована. В соответствующем постановлении ЦИК СССР было отмечено, что культурные отношения, связь с заграничными организациями должны осуществлять наркоматы иностранных дел и просвещения.
Но необходимо было продолжать начатую работу, создавать эффективные инструменты и совершенствовать методы формирования положительного образа СССР и усиления его влияния в зарубежном мире. 5 апреля 1925 г. была создана новая организация – Всесоюзное общество культурных связей с заграницей (ВОКС). Советское руководство пришло к выводу, что выстраивание отношений с западным миром посредством культуры эффективно и должно носить все-таки межведомственный характер, чтобы охватить широкие общественные круги. Для этого использовался опыт Комиссии и информационных отделов западных благотворительных организаций, работавших в СССР в 1921–1923 гг. Первым председателем ВОКСа стала уже известная нам О.Д. Каменева.
Устав ВОКСа, утвержденный 8 августа 1925 г., определил цель, конкретизировал задачи советской культурной дипломатии. Необходимо было наладить связи с зарубежными организациями, органами печати и частными лицами, организовывать выставки и заграничные поездки, обмен делегациями. Главное – формировать положительный образ советской страны с помощью «нужной», прежде всего культурной, информации об СССР.
5 июня 1922 г. в Праге был подписан Временный договор об установлении торгово-экономических отношений между Чехословацкой республикой и РСФСР [Серапионова 2022]. Путь к подписанию данного договора был непрост. Российские революционные события 1917 г. и образование Чехословацкой Республики сформулировали вопрос об установлении взаимных отношений на государственном уровне. Но начавшаяся Гражданская война и феномен вооруженного конфликта чехословацких легионеров с большевиками отодвинул решение данной проблемы на неопределенное время. Следует отметить, что переговоры об установлении контактов все-таки начались после своеобразного завершения вооруженного конфликта между чехословацким военным корпусом и большевиками1. 7 февраля 1920 г. на станции Куйтун были подписаны условия мирного соглашения между советским правительством и командованием чехословацких войск в Сибири2. Но до установления полноценных дипломатических отношений между нашими странами пройдет еще много лет, наполненных непростыми переговорами и событиями. Временный договор между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Чехословацкой Республикой был подписан 5 июня 1922 г. в Праге, что означало фактическое установление дипломатических и консульских отношений между государствами, в т.ч. создание представительств на их территориях. Однако заключение данных соглашений не предусматривало признания СССР Чехословакией юридически.
Вышеперечисленные факты и обстоятельства в определенной степени способствовали созданию в 1925 г. в Чехословакии Общества экономического и культурного сближения с новой Россией. Одним из его организаторов был историк и искусствовед, литературовед профессор Зденек Неедлы – основоположник систематической работы по укреплению дружбы со страной Советов, который еще в 1923 г. пытался основать в Чехословакии Общество друзей Советского Союза. Процесс юридического оформления Общества был сложным, и оно не сразу получило официальное право на существование, т.к. носило выраженный левый, просоветский характер. Согласно утвержденному уставу оно не могло заниматься политической деятельностью.
Советский экономист, академик В.К. Островитянин в докладе на состоявшемся 10 февраля 1958 г. в Москве торжественном собрании, посвященном 80-летию З. Неедлы, привел слова из его статьи: «Без России нет Европы, без России нет союза народов, без России нет мира. Это явление всемирной правды, которую Западная Европа не знает и которую поэтому мы должны проповедовать миру как можно громче в интересах всех народов» [Островитянов 1958: 48].
Необходимо отметить, что сильным фактором создания и деятельности подобных организаций в Чехословакии были, с одной стороны, исторически сложившиеся славянская солидарность и чувство общности, реальный интерес к России, достаточно сильные левые настроения, прежде всего среди чешской интеллигенции, деятелей культуры. В документах Всесоюзного общества культурных связей с заграницей отмечается наличие в стране «славянского», или «славянофильского» интереса к советскому искусству и науке, а уровень знаний о русской культуре и Советском Союзе в Чехословакии гораздо выше, чем в других странах Западной Европы»1. А с другой стороны, поддержку оказывала многочисленная корпорация эмигрантов из России. Ведь именно в Чехословакии сложится целая сеть русских общественных неполитических эмигрантских организаций. Только им будет оказываться поддержка со стороны государства: при активном участии президента республики Т.Г. Масарика с июля 1921 г. стала осуществляться программа помощи русским эмигрантам «Русская акция». Одной из ее задач было оказание всесторонней помощи людям, спасавшимся от большевиков, и воспитание нового поколения русской интеллигенции. Т.Г. Масарик считал акцию помощи проектом поддержки России и ее молодой новой интеллигенции, которая будет воспитана в Чехословакии, а потом вернется на свою родину и будет развивать чехословацко-русские отношения. Чехословакия должна была стать центром возрождения русской интеллигенции. Члены чехословацкого правительства полагали, что большевистский режим не удержится у власти и вскоре его сменят как раз представители этой «спасенной» интеллигенции. «Русская акция» занималась организацией научной, культурной и образовательной деятельности; для русских, украинских и белорусских эмигрантов было основано множество школ, вузов, библиотек, архивов и научных институтов. Многие эмигранты получали от чехословацкого правительства финансовую поддержку [Сладек 1993: 29].
Когда в апреле 1927 г. ВОКС и Общество экономического и культурного сближения с новой Россией организовали поездку В. Маяковского в Прагу, и 26 апреля поэт в Народном доме на Виноградах прочитал лекцию «Десять лет десяти русских поэтов», зал был заполнен: здесь были и чехи, и эмигранты – выходцы из России [Владимир Маяковский… 2012: 14].
Позитивное влияние на развитие культурных связей оказала нормализация в 1934 г. отношений между Чехословакией и Советским Союзом на фоне кардинальных изменений в системе международных отношений в Европе – это приход к власти в Германии в январе 1933 г. партии национал-социалистов и назначение канцлером А. Гитлера. Были установлены дипломатические отношения, а 16 мая 1935 г. был подписан договор о взаимной помощи [Мошечков 2021]. В 1931 г. общество сближения стало называться Обществом культурных и экономических связей с СССР, а Зденек Неедлы оставался его бессменным председателем. В июне 1930 г. при активном участии З. Неедлы была создана более широкая и массовая организация – Союз друзей СССР. Основными направлениями деятельности стали взаимные поездки ученых, писателей, деятелей искусства, журналистов. В рамках встреч проходили концерты, лекции, творческие встречи, выставки, обмен опытом. Советское руководство максимально использовало возможности общественных организаций, чтобы сформировать симпатию к советскому народу, дать необходимое изображение «героических усилий трудящихся СССР в строительстве социалистического общества и защите его от врагов».
Общество расширяло по возможности свой состав, создавались филиалы и предпринимались все возможные усилия к объединению друзей Советской России в чешских и словацких городах, в Закарпатской Украине. Открывались библиотеки и читальные залы с советскими книгами и периодическими изданиями, проводились тематические вечера, посвященные советской литературе, искусству, организовывались курсы русского языка и перевода. Общество культурных и экономических связей с СССР работало до своего закрытия в 1939 г.
Список литературы История становления советско-чехословацких дружеских отношений в 1920-е гг
- Владимир Маяковский на улицах Праги. 2012. - Русское слово. № 3. С.12-15.
- Дивногорцев А.Л. 2007. О.Д. Каменева - первый председатель ВОКС, ее деятельность в области международного книгообмена (1920-е гг.). - Библиотека в контексте истории: материалы 7-й международной научной конференции. Москва, 3-4 окт. 2007 г. М.: Пашков дом. С. 297-305. EDN: VUGSEP
- Мошечков П.В. 2021. Чехословакия и СССР в 1933 - июне 1934 г.: на пути к установлению дипломатических отношений. - Центральноевропейские исследования. Вып. 4(13). C. 242-272. EDN: OPVHXQ
- Островитянов В.К. 1958. З.Р. Неедлы - выдающийся ученый и общественный деятель Чехословакии. - Вестник Академии наук СССР. № 3. С. 48-53.
- Серапионова Е.П. 2022. Временный договор между РСФСР и Чехословакией: к 100-летию подписания. - Славянский альманах. № 1-2. С. 68-85. DOI: 10.31168/2073-5731.2022.1-2.1.04 EDN: RPEFIX
- Сладек З. 1993. Русская эмиграция в Чехословакии: развитие "Русской акции". - Славяноведение. № 4. С. 28-39.
- Černý V. 1994. Vývoj a zločiny panslavismu. М.: Praha: Inst. pro středoevrop. kulturu a politiku. 151 с.