Историко-аналитический подход к развитию художественной гимнастики в России

Автор: Мартиросова Татьяна Александровна, Кондрашова Елена Дмитриевна, Логинов Денис Васильевич

Журнал: Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева @vestnik-kspu

Рубрика: Теория и методика физического воспитания

Статья в выпуске: 4 (54), 2020 года.

Бесплатный доступ

Постановка проблемы. В законодательстве Российской Федерации физическая культура и спорт прописаны как важнейшие компоненты целостного развития личности. Физическая культура и спорт представлены совокупностью достижений в деле оздоровления, формирования здорового образа жизни населения России. Несмотря на то что художественная гимнастика - это относительно молодой вид спорта, она должна являться физкультурно-спортивной практикой творческого освоения ценностей спорта, активно использоваться для всестороннего развития населения России. Ее средства и методы должны служить повышению спортивного мастерства гимнасток России для представления их на международной арене, самосовершенствованию, повышению работоспособности, устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, снижению заболеваемости с целью сохранения генофонда страны. Цель исследования - на основе историкоаналитического подхода к развитию художественной гимнастики в России выявить и сформулировать основные критерии мастерства спортсменок в современной художественной гимнастике. Методология (материалы и методы). Обзор научной литературы показал, что исследование развития художественной гимнастики на основе историкоаналитического подхода - это эмпирическая составляющая для выявления и установления общих исторических закономерностей. Исторические явления анализируются на основе логического метода изучения. Принцип конкретно-исторического исследования предполагает изучение содержательной истории изучаемого предмета в конкретных эмпирических проявлениях, а абстрактно-исторический принцип выявляет историческую закономерность, не обращаясь к самой эмпирической истории. Абстрактноисторический принцип реконструирует выделенную закономерность на основе теоретических предпосылок. Знания, полученные в ходе изучения прошлого, указывают на самостоятельную ценность информации. В основе историко-аналитического подхода лежит «принцип историзма». В широком смысле этот принцип означает необходимость рассматривать изучаемое явление в его настоящем состоянии с позиции прошлого, определяя преемственность между историческими формами. Результаты исследования. В рамках историкоаналитического подхода сформированы основные критерии в современной художественной гимнастике, которые послужат повышению спортивного мастерства гимнасток. Выводы. Сформированы основные критерии современной художественной гимнастики, выявленные на основе гимнастических систем конца XIX - начала XX в.: техническое и художественное исполнение композиций. Первое отражает техникоэстетические характеристики гимнастических элементов и комбинаций: осанку, выворотность ног, точность движений, легкость, законченность, слитность. Второе выявляет способность гимнасток создавать художественный образ, передавать чувства и настроение посредством выразительности жестов и мимики, музыкальности и танцевальности.

Еще

Художественная гимнастика, историко-аналитический подход, композиция, элементы, развитие, вид спорта, танец, гимнастическая система

Короткий адрес: https://sciup.org/144161900

IDR: 144161900   |   DOI: 10.25146/1995-0861-2020-54-4-244

Список литературы Историко-аналитический подход к развитию художественной гимнастики в России

  • Вдовиченко Л.Л. Идентичность через большие спортивные мероприятия. Столкновение с неравным миром: вызовы глобальной социологии: XVIII Всемир. социол. конгресс ISA. Иокогама, Япония, 13-19 июля 2014 г. 1025 с.
  • Волконский С.М. Художественные отклики: ст. о театре, музыке, пантомиме. М.: Либро-ком, 2012. 163 с.
  • Гинкевич И.В. Организация и проведение занятий по методике «Школа движений» на начальном этапе спортивной подготовки в сложнокоординационных видах спорта // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 3. С. 220-226. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/organizatsiya-i-provedenie-zanyatiy-po-metodike-shkola-dvizheniy-na-nachalnom-etape-sportivnoy-podgotovki-v-slozhnokoordi-natsionnyh
  • Дункан А. Моя жизнь. М. 1930. 163 с.
  • Зубкова А.Ю. Использование элементов художественной гимнастики на занятиях по физической культуре для студентов вуза // Теория и практика физической культуры. 2013. № 10. С. 24. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/ispolzovanie-elementov-hudo-zhestvennoy-gimnastiki-na-zanyatiyah-po-fizicheskoy-kulture-dlya-studentov-vuza
  • Иноземцева Е.С., Хацкалева Е.Г. Средства тренировки перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 11 (53). С. 99-101. DOI: 10.18454/IRJ.2016.53.099
  • Князева М.Л. Ключ к самосозиданию [Электронный ресурс]. М.: Молодая гвардия, 1990. С. 22-24. URL: https://vikent.ru/author/1383/
  • Найпак В.Д. Начало пути // Гимнастика: сб. М., 1985. Вып. 1. С. 57-61. URL: http://sportlib. su/Annuals/Gymnastics/1985N1/p57-61.htm
  • Паршикова Н.В., Изаак С.И., Коваленко Г.В. Россия - спортивная держава: история и современность // Теория и практика физической культуры. 2019. № 10. С. 3-6.
  • Передельский А.А., Селезнев П.С., Федякин И.В. Спорт и политика в аспекте методологического анализа// Теория и практика физической культуры. 2019. № 12. С. 11-13.
  • Поэзия движения: К истории создания художественной гимнастики в Ленинграде: сб. / сост. И.Н. Ионина. Л.: Лениздат, 1987. 157 с.
  • Тейдер В.А. Дункан в Советской России // Вопросы театрального искусства. М.: ГИТИС, 1977. С. 371-374.
  • Транбаева Э.Н. Композиционные основы упражнений художественной гимнастики // Известия вузов. Кыргызский национальный университет. 2005. № 6. С. 169-170.
  • Шахов А.А., Егоров А.И., Ольховский Р.М. Региональный студенческий спорт: опыт прошлого, современное состояние, перспективы развития. Теория и практика физической культуры. 2019. № 10. С. 99-102.
  • Dutoit C.L. Music, movement, therapy. London, 1977. 32 p.
  • Games of the XXIX Olympiad in Beijing (CHN). Rhythmic Gymnastics / Federation International de Gymnastique // World of Gymnastics. 2008. № 55. P. 28-36.
  • Jaques-Dalcroze E. Rhythm, Music & Education. London, 1980. 18 p. URL: https://archive. org/details/rhythmmusiceduca00jaqu/page/ n9/mode/2up
  • Munoz M.T., de la Piedra C., Barrios V., Garrido G., Argente J. Changes in bone density and bone markers in rhythmic gymnasts and ballet dancers: implications for puberty and leptin levels // Eur. J. Endocrinol. 2004. № 151 (4). P. 491-496. D0l:10.1530/eje.0.1510491.
  • Rhythmic Gymnastics Would Championships in Patras, Greece / Federation International de Gymnastique // World of Gymnastics. 2008. № 53. P. 14-32.
  • Rhythmic Gymnastics Would Championships in Montpellier (FRA) / Federation International de Gymnastique // World of Gymnastics. 2011. № 63. P. 26-28.
  • Youth Olympic Games in Singapore, Singapore. Rhythmic Gymnastics Individual All-around Final / Federation International de Gymnastique // World of Gymnastics. 2010. № 61. P. 6-36.
Еще
Статья научная