Историография военно-топографической службы Сибири XIX – начала XXI вв.

Автор: Смагин Роман Юрьевич

Журнал: Science for Education Today @sciforedu

Рубрика: Философские и гуманитарные науки

Статья в выпуске: 1 (11), 2013 года.

Бесплатный доступ

В данной работе рассматривается сложный и многомерный процесс создания в XIX – начале XXI вв. исторических и публицистических работ о деятельности военно-топографической службы в Сибири. Целью статьи является анализ и описание историографических работ, посвященных изучению военно-топографической службы в Сибири. Проводится комплексный анализ историографического поля становления и развития военно-топографической службы в сибирском регионе в XIX – начале XX вв. Выделены ключевые работы в каждом этапе историографии проблемы, палитра сюжетов и вопросов, интересовавших авторов в то или иное время. В статье проанализированы факторы, влияющие на тематическую, содержательную и социокультурную составляющие работ, посвященных истории военно-топографической службы Сибири. В статье публикуются вновь выявленные историографические источники и материалы ранее не использовавшиеся в периодической печати. Статья представляет собой первую попытку комплексного обобщения историографии военно-топографической службы Сибири XIX – начала XXI вв.

Еще

История картографии, историография военно-топографической службы, омский военно-топографический отдел

Короткий адрес: https://sciup.org/147137442

IDR: 147137442

Текст научной статьи Историография военно-топографической службы Сибири XIX – начала XXI вв.

В современных исследованиях по истории военной картографии все чаще встречаются сюжеты, связанные не только с переосмыслением значения военнотопографических работ царской армии, но и с обозначением новых направлений исследований, открывающих социальные, экономические, психологические и научнокультурные вопросы военно- топографической службы России в XIX – начале XX вв.

Особенности, достижения, проблемы организации и прохождения службы военными топографами в рассматриваемый период выявляются при изучении истории региональной военной картографии. В этом смысле анализ прошлого и современного историографического поля истории военно-

* Статья подготовлена в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «НГПУ» на 2012–2016 гг., конкурс молодых ученых.

* Статья подготовлена в рамках реализации проекта РГНФ № 13-11-54001 а(р) (2013-2014 гг.) "Рукописные карты Урала, Сибири и Дальнего Востока XVIII – нач. ХХ вв. в фондах архивов, библиотек и музеев России".

Смагин Роман Юрьевич – ассистент кафедры юридических и социально-политических наук института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет.

1(11) 2013

ISSN 2226-3365

топографической службы Сибири в XIX – начале XX вв. – один из возможных вариантов изучения эффективности решений российским правительством проблем по картографированию огромных географических пространств, а также по решению дополнительных государственных задач.

Для решения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи : 1) выявление основных этапов в историографии вопроса и описание содержания исследований на каждом из них; 2) анализ ключевых историографических работ в каждом из этапов; 3) выделение вопросов и проблем, попавших в исследовательский фокус, а также причин актуальности и популярности изучения тех или иных из них; 4) определение факторов, повлиявших на авторов в выборе тематики и содержания исследований.

Объектом исследования является история изучения военно-топографической службы Сибири в XIX – начале XXI вв.

Предметом исследования – научные и публицистические труды авторов XIX – начала XXI вв., отражающих теорию и практику изучения военно-топографической службы Сибири.

Изучению истории ВТС в России и Сибири внимание уделялось всегда. Во всем массиве выявленной и изученной литературы можно выделить ряд основных сюжетно-проблемных направлений, интересовавших исследователей в разные хронологические периоды. Характерен процесс изменения исследовательского интереса к тем или иным вопросам истории ВТС. Так, например, в дореволюционный период интерес к фактическим данным о деятельности военных топографов в Сибири находил отражение в обобщающих работах по истории Генерального штаба

(далее Генштаба) Н. Глиноецкого [1] и Корпуса военных топографов (далее КВТ) В. Н. Соколова [2]. Авторы рассматривают военных топографов в Сибири лишь как часть общеимперской структуры. На не менее широкой фактической, статистической и нормативно-правовой базе В. Ф. де Ливрон 1 в своих содержательных работах описал и проанализировал условия развития, проблемы и успехи военнотопографической службы Российской империи с 1855 по 1880 гг. Понимание проблем ВТС, связанных с недостаточным кадровым составом, скудным финансированием, сложностью организации службы, постоянно толкало автора в своих работах вносить практические предложения по рационализации организации ВТС. Касаясь не комплексной политики правительства и ведомств в деле картографирования обширных регионов империи, автор с сожалением отмечает, что «работы на окраинах предпринимались для удовлетворения случайных местных потребностей, а потому не представляли ничего цельного и систематического» [3, c. 6]. К направлению описания фактографической информации о службе военных топографов можно отнести и фундаментальную многотомную работу коллектива авторов под руководством Е. В. Богдановича [4], в которой частично представлен процесс формирования кадров ВТС в 1855–1880 гг.

Более содержательным исследованием ВТС в Сибири занимались профессио-

1(11) 2013

ISSN 2226-3365

нальные топографы, служившие в Сибири. Они писали статьи, носившие отчетный характер, подводя итоги своей многолетней деятельности. Их можно назвать условно юбилейными. Таковы работы Н. Д. Павлова [5], С. Т. Мирошниченко, Э. А. Коверского [6], Ю. А. Шмидта. Авторы, отмечая безусловный успех и значительные достижения военных топографов в деле картографирования и изучения обширных пространств Сибири, затрагивают и насущные проблемы ВТС, отмечая местную специфику: удаленность от основных кадровых и технических центров (гг. Москвы и Санкт-Петербурга), сложность климатических и ландшафтных условий и другие. Данные работы заключают в себе значительный исследовательский потенциал, благодаря профессиональной осведомленности авторов-современников. Авторы, обнажая фактические успехи и проблемы ВТС, мало уделяют внимание методам их решения.

Советский период историографии интересующей нас проблематики логично начался с ломки «старых», «дореволюционных» теорий и выводов. В духе своего времени как раз и написана работа Н. М. Быковского, который отмечает, что после 1860-х гг., времени Великих реформ, «умственный застой коснулся не только картографии, но и вообще всей русской жизни» [7, c. 189]. Несмотря на успехи ВТС Сибири в XIX веке, «до сих пор страна не имеет достаточно полной, достаточно исчерпывающей карты», сложно «иногда ориентироватьcя в медвежьих углах» [7, c. 190]. Противореча своим утверждениям, исследователь довольно подробно описывает значительные успехи ВТС в деле картографирования, даже «медвежьих углов». В итоге, автор,

С 20-х по 70-е гг. ХХ в. истории сибирской ВТС уделялось внимание только в рамках истории науки, географических открытий или составления биографических очерков выдающихся географов и картографов. Рассматривая историю военностатистических описаний Российской империи в XIX в., Н. В. Андреев, отводя генеральную роль в них офицерам генерального штаба, совершенно обходит вниманием помощь офицеров военнотопографической службы при составлении описаний в Сибири [8]. Упоминая деятельность сибирских военнотопографических отделов (далее ВТ отделов) в своей работе, З. К. Новокшанова-Соколовская отказывает им в какой-либо исторической динамике развития. Довольно сложно согласится с тезисом исследователя о том, что «до учреждения в 1868 г. 2 при Омском военном округе ВТ отдела систематических съемок в Западной Сибири не производилось» [9, c. 69]. Вспомним, что съемки Омской пограничной линии и территории Омского военного округа в 1820– 1840-е гг. силами КВТ и военными топографами при Штабе округа под руководством офицеров Генштаба представляют для первой половины XIX в. вполне организованное систематическое картографирование.

С начала 1970-х гг. исследователи начинают проявлять интерес к истории досоветской ВТС. Так, например, Ф. А. Шибанов [10] и П. П. Папковский [11] в своих работах рассматривают деятельность

1(11) 2013

ISSN 2226-3365

военных топографов лишь как специалистов – преемников геодезистов XVIII в., а деятельность ВТС на территории Сибири просто как работу на местности, требующей картографирования. Характерно, что авторы значительного ряда работ этого периода выдают описанные факты, события и сделанные выводы, как абсолютно новые, не делая отсылок к первоисточникам – работам военных топографов и географов, публицистов XIX в.

Расширение проблематики истории ВТС мы встречаем в работе А. В. Постникова. Существенным является выявление исследователем с 1820-х гг. «двух научно-технических школ в отечественной полевой картографии – межевой и военнотопографической: для первой характерно производство специализированных съемок с целью изучения, оценки и хозяйственного использования природных ресурсов; военнотопографическое направление продолжало развитие преимущественно топографического (общегеографического) картографирования, которое благодаря наиболее комплексному подходу к отражению ландшафта во всех его элементах наилучшим образом отвечало требованиям, предъявляемым войсками» [12, c. 210]. Благодаря этому, легко объясним повышенный общегосударственный интерес в изучаемый период именно к результатам работ военно-топографической службы. Работы сибирских военных топографов были ощутимыми не столько для военного ведомства, сколько для политики, экономики и культуры региона и страны. К сожалению, довольно сложно согласится с утверждением А. В. Постникова, что «в 1822 г. с образованием КВТ государственная военнотопографическая служба в России окончательно организационно оформилась»

[12, c. 210]. До окончания своего существования в 1917 г. ВТС Российской империи прошла через ряд существенных структурных и функциональных преобразований: открытие местных ВТ отделов в 1860-е гг., организационные изменения системы подготовки кадров, целей, методов и средств проведения работ в течение всего периода, и ряд других.

С начала 90-х гг. ХХ в. история ВТС в Сибири продолжает рассматриваться в общем контексте изучения службы в Российской империи. Основные выводы, фактические данные и исторические персонажи из уже известных нам работ XIX в. перекочевывают на страницы «Военно-исторического журнала» и журнала «Геодезист». В публикуемых этими изданиями статьях растет интерес к истории становления ВТС и военным топографам Российской империи, но только лишь с профессиональной точки зрения характера этих изданий. Авторы отмечают значимость деятельности военных топографов по картографированию и защите государственных интересов империи. Примечательно, что в своей статье А. И. Лосев и В. И. Казаков [13, c. 79–82] высоко оценивают значение преемственности современной военнотопографической службы России и военных топографов XIX века. Впервые, как целостный и самостоятельный сюжет, В. П. Фроловым [14] и, к сожалению, неизвестным автором работы об истории Санкт-Петербургского высшего военнотопографического училища имени А. И. Антонова [15] рассматривается история подготовки военно-топографических кадров в XIX в.

Поражает практически полное отсутствие какой-либо существенной информации о деятельности ВТС в Сибири в

Все права защищены

1(11) 2013

ISSN 2226-3365

обобщающей работе Г. Н. Тетерина [16], посвященной основным геодезическим, топографическим и картографическим работам на территории Российской империи.

Лишь в последнее десятилетие в литературе стали появляться новые фактические данные, показывающие специфику становления ВТС в Сибири. В своей небольшой по объему, но значительной по содержанию статье Д. Н. Фиалков [17] пытается воскресить славу о ратном подвиге военных топографов в Сибири.

Некоторые сведения об истории создания и деятельности сибирских Военнотопографических отделов (далее ВТО) мы находим в коллективной работе В. А. Копылова, В. П. Милюхина и Ю. А. Фабрики [18] и монографии Ю. М. Ращупкина [19], посвященных истории местных военных округов. Авторы единодушно отмечают значимую роль сибирских военно-топографических отделов в деле картографирования, изучения и освоения региона. Тем не менее, деятельность ВТС рассматривается авторами лишь попутно, как часть работ окружных военных штабов.

Весьма интересное направление в историографии вопроса обозначился в массиве работ В. В. Глушкова и ряде других авторов, работающих в смежном направлении [20–21]. В одной из таких работ, посвященных истории ВТС во время русско-японской войны 1904–1905 гг. [22], В. В. Глушковым и А. А. Шаравиным довольно подробно рассматриваются условия службы, состояние картографического дела, роль и участие сибирских военнотопографических отделов в данном конфликте. Хоть и весьма публицистически, но основываясь на значительном архивном материале, авторы в целом дают положительную оценку качества, значимости и объемов работ, выполненных чинами ВТС, отмечая значительный вклад сибирских военных топографов. Неудачи службы авторы видят в нехватке кадрового состава, малом объеме финансирования, административной и политической неясности, а также в личных конфликтах министров и генералов. Нужно отметить, что публикация авторами значительных отрывков воспоминаний военных топографов, документов нормативного и технического содержания, оставляет право анализировать и делать выводы самим читателям.

Подводя итоги, можно отметить то, что во всем уже известном объеме исследований за последние два века можно четко определить авторов, отмечающих значительную роль и заметные достижения сибирской военно-топографической службы в деле решения государственных задач и стратегий. Другие авторы в своих работах касаются лишь некоторых сюжетов из истории становления ВТС в Сибири. Описывая участие в географических экспедициях, создание картографического материала по сибирскому региону, работу военных топографов в крупномасштабных государственных проектах (постройка Транссиба и переселение), этим и ограничиваются. Сложный механизм реализации государством и обществом Российской империи своей политики в области изучения, освоения и колонизации Сибири остается за пределами их интересов. Дальнейшие исследования по данной проблематике требуют выявления новых источников и историографических материалов для комплексного воссоздания истории военно-топографической службы в Сибири.

Все права защищены

1(11) 2013

ISSN 2226-3365

Список литературы Историография военно-топографической службы Сибири XIX – начала XXI вв.

  • Глиноецкий Н. Русский Генштаб в царствование императора Александра I. -СПб., 1874.
  • Соколов Н. В. Исторический очерк деятельности Корпуса Военных Топографов, 1822-1872. -СПб., 1872.
  • Де Ливрон В. Ф. Очерк деятельности КВТ с 1855 по 1880//Военный сборник. -1881. -№ 11. -С. 6.
  • Богданович и др., Исторический очерк деятельности военного управления в России (1855-1880). -СПб., 1879.
  • Павлов Н. Д. Краткий очерк топографических, геодезических, астрономических, картографических и сейсмических работ в Западной Сибири//Известия ЗСО ИРГО. -Омск, 1915. -Т.3. -Вып. 1-2.
  • Коверский Э. А. Объяснительная записка к «Отчетным картам астрономических, геодезических и топографических работ, произведенных в России//Записки ВТО. -СПб., 1893. -Ч. LI.
  • Быковский Н. М. Картография: исторический очерк. -М-Петроград, 1923. -С. 189.
  • Андреев Н. В. Географические труды офицеров Генерального Штаба: дис. … канд. геогр. наук. -М., 1963.
  • Новокшанова-Соколовская З. К. Картографические и геодезические работы в России в XIX -нач. XX вв. -М.: Наука, 1967. -C. 69.
  • Шибанов Ф. А. Очерки по истории отечественной картографии. -СПб.: Изд-во Ленингр. ун-та, -1971.
  • Папковский П. П. Из истории геодезии, топографии и картографии в России. -М.: Наука, 1983.
  • Постников А. В. Развитие крупномасштабной картографии в России. -М.: Наука, 1989. -С. 210.
  • Лосев А. И., Казаков В. И. Корпус военных топографов//Военно-исторический журнал. -1992. -№10. -С. 79-82.
  • Фролов В. П. Краткий исторический очерк подготовки кадров военных топографов в России. -Л.: ЛВВТКУ, 1990.
  • История Санкт-Петербургского высшего военно-топографического училища им. генерала армии А. И. Антонова (1822-1917 гг.). -СПб., 1997.
  • Тетерин Г. Н. История геодезии в России (до 1917 года). -Новосибирск: СГГА, 1994. -Ч. 3.
  • Фиалков Д. Н. Становление геодезической службы Сибири//К 125-летию Омского военно-топографического отдела (1867-1992). -Омск, 1993.
  • Копылов В. А. и др. Сибирский военный округ. -Новосибирск, 1995.
  • Ращупкин Ю. М. Иркутский военный округ во второй половине XIX -начале XX веков. -Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2003.
  • Глушков В. В., и др. Корпус военных топографов российской армии в годы первой мировой войны. -М.,1999;
  • Сергеев С. В. и др. Военные топографы русской армии. -М.: ЗАО «СиДи-Пресс», 2001.
  • Глушков В. В. и др. На карте Генерального штаба -Маньчжурия. -М., 2000.
  • Delano-Smith C., Kain R.J.P. History of Cartography//International Encyclopedia of Human Geography, 2009, PP. 428-440
Еще
Статья научная