“It sounded so unlike India”: слуховая рецепция в романе Ф. Х. Бернетт Таинственный сад

Бесплатный доступ

Детская литература традиционно обращается к образам различных сенсорных модальностей с целью сделать опыт переживаний главных героев произведений более доступным для юного читателя. Автор статьи полагает, что звуковые образы являются неотъемлемой частью сенсорных образов произведения, а характер звуковой рецепции в литературном тексте отражает способ взаимодействия героев с окружающим миром на различных этапах их духовного пути. Являясь романом взросления, Таинственный сад Ф. Х. Бернетт демонстрирует особую связь звуковых образов и сюжета романа, так как рассказывает об изменениях героини и подчеркивает ее постепенно растущую потребность принимать чужую точку зрения, речь, культуру и, соответственно, слышать других людей. Безразличие героини к окружающему миру постепенно замещается искренним желанием слышать йоркширскую речь, говорить на родном языке и верить в целительную силу слова. По мере изменения характера пространственных образов текста (от Британской Индии в первых главах до замкнутого пространства сада в йоркширском поместье Мисселтуэйт Мэнор во второй части романа) внутренний рост героини становится наиболее очевидным, а выдвижение сенсорных образов, в том числе звуковых, - наиболее ярким. В звуковом отношении Ф. Х. Бернетт создает в тексте кольцевую композицию, проводя свою героиню по кругу от совершенного невосприятия звуков или их полного отсутствия в тексте - через оригинальные звуковые зарисовки и звуковые цитаты из классических английских произведений - до полного заглушения ее голоса в финале романа.

Еще

Звуковые образы текста, пространственные образы текста, детская литература, лингвистика текста, литературная география, ф. х. бернетт, таинственный сад

Короткий адрес: https://sciup.org/147235341

ID: 147235341   |   DOI: 10.17072/2073-6681-2021-2-104-110

Список литературы “It sounded so unlike India”: слуховая рецепция в романе Ф. Х. Бернетт Таинственный сад

  • Бухина О. Гадкий утенок, Гарри Поттер и другие. Путеводитель по детским книгам о сиротах. М.: КомпасГид, 2016. 320 с.
  • Замятин Д. Н. Гуманитарная география: пространство и язык географических образов. СПб.: Алетейя, 2003. 331 с.
  • Шишкова И. А. Фрэнсис Ходжсон Бернетт и отблески британского колониализма на страницах детских книг // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12, № 5. С. 85-89.
  • Blackford H. Recipe for reciprocity and repression: the politics of cooking and consumption in girl's coming-of-age literature // Critical Approaches to Food in Children's Literature / ed. by Kara K. Keeling and Scott T. Pollard. New York: Routledge, 2009. P. 41-55.
  • ВтМё E. Wuthering heights. London: Vintage Classics Library, 2016. 357 p.
  • Burnett F. . A Little Princess. London: Harper Collins Classics, 2014. 240 p.
  • Burnett F. H. The Secret Garden. New York: Signet Classics, 2003. 277 p.
  • Gilbert S. M. Afterword // Burnett F. H. The Secret Garden. New York: Signet Classics, 2003. P. 263-277.
  • Hourihan M. Deconstructing the hero. New York: Routledge, 1997. viii, 267 p.
  • Knowles M., Malmkjxr K. Language and Control in Children's Literature. New York; London: Routledge, 2003. xii, 284 p.
  • Lerer S. Children's literature: a reader's history from Aesop to Harry Potter. Chicago: University of Chicago Press, 2008. x, 385 p.
  • Lundin A. H. Constructing the Canon of Children's Literature: Beyond Library Walls and Ivory Towers. New York: Routledge, 2004. 200 p.
  • Moran M. J. Nancy's Ancestors: the Mystery of Imaginative Female Power in The Secret Garden and A Little Princess // Mystery in children's literature: from the rational to the supernatural / ed. by Adrienne E. Gavin and Christopher Routlege. Houndmills, Hampshire, UK: Palgrave; St. Martin' Press, 2001. P. 32-45.
  • Nikolajeva M. Growing up: the dilemma of children's literature // Children's literature as communication: the ChiLPA Project / ed. by Roger D. Sell. Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 2002. P. 111-136.
  • Pinsent P. 'so great and beautiful that I cannot write them': Religious Mystery and children's literature // Mystery in children's literature: from the rational to the supernatural / ed. by Adrienne E. Gavin and Christopher Routlege. Houndmills, Hampshire, UK: Palgrave; St. Martin's Press, 2001. P. 14-31.
  • Thacker D. Testing boundaries // Thacker D., Webb J. Introducing children's literature: from Romanticism to Postmodernism. London; New York: Routledge, 2005. P. 73-84.
  • Webb J. Romanticism vs. Empire in The Secret Garden // Thacker D., Webb J. Introducing children's literature: from Romanticism to Postmodernism. London; New York: Routledge, 2005. P. 91-97.
  • Webb J. Walking into the sky: Englishness, Heroism, Cultural Identity: a nineteenth- and twentieth century perspective // Children's literature and the fin de siècle / ed. by R. McGillis. Westport, Conn., 2003. P. 51-56.
Еще
Другой