Итоги «Брекзита»: макроэкономические риски
Автор: Е. Горюнов, А. Киюцевская, П. Трунин
Журнал: Мониторинг экономической ситуации в России @monitoring-esr
Статья в выпуске: 11 (29), 2016 года.
Бесплатный доступ
Потенциальный выход Великобритании из ЕС создает ряд макроэкономических рисков. С учетом роста общей неопределенности нельзя исключать рецессию в Соединенном Королевстве. Можно прогнозировать снижение притока капитала в экономику Великобритании, что представляет угрозу для стабильности платежного баланса и курса фунта стерлингов. Очевидным образом пострадают обмен товарами и услугами между Великобританией и ЕС, мобильность рабочей силы, британский рынок труда. По разным оценкам, в результате сжатия международной торговли и оттока капитала Британия может потерять до 5% ВВП.
Короткий адрес: https://sciup.org/170176611
IDR: 170176611
Текст научной статьи Итоги «Брекзита»: макроэкономические риски
После выхода Великобритании из ЕС эта страна перестанет находиться в едином экономическом пространстве с другими европейским государствами, и возникнет потребность в заключении многочисленных двухсторонних международных соглашений, регламентирующих такие сферы, как миграция и связанный с ней рынок труда, финансовые транзакции между британскими и континентальными контрагентами, международная торговля, налогообложение. Поскольку ни у правительства Великобритании, ни у самих сторонников отделения нет проработанной четкой дорожной карты по выходу из Евросоюза, тот факт, что Британия решила покинуть европейское содружество, создает значительную не-определенность1.
Резкий рост макроэкономических и политических рисков привел к всплеску волатильности на финансовых рынках. Первая реакция экономических агентов на результаты референдума оказалась панической. Исторического максимума в 549,8 п. достигла амплитуда колебаний фондового индекса FTSE, котировки которого в день подведения итогов референдума колебались в диапазоне от 6338,6 до 5738 п. Размах колебаний фунта стерлингов 24 июня достиг 0,179 долл., тогда как в среднем в июне он не превышал 0,019 долл., в мае – 0,013 долл. ( рис. 1 ). По отношению к доллару США обменный курс фунта стерлингов в этот день снизился более чем на 8%.
1. ИТОГИ «БРЕКЗИТА»: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ
27.06.2016
Shanghai Comp
FTSE
DAX
Nikkei
GBP/USD
Источник: Росбизнесконсалтинг, , расчеты авторов.
Рис. 1. Котировки отдельных фондовых индексов и обменного курса фунта стерлингов (31.05.2016 = 100%)
В условиях всплеска волатильности и увеличившейся вероятности торможения экономического роста Банк Англии принял решение о расширении операций постоянного действия, т.е. объемов ежедневных операций по предоставлению банкам кредитов овернайт по ставке 0,75% годовых, на 250 млрд фунтов стерлингов, что лишь на треть меньше введенной после кризиса 2008–2009 гг. программы количественного смягчения (375 млрд фунтов стерлингов). При этом, по оценкам регулятора, капитализация банковской системы Англии в настоящее время в десять раз превосходит ее докризисный уровень, что, согласно результатам проведенных им стресс-тестов, обеспечивает ее устойчивость в случае реализации стрессового сценария1.
О готовности поддержать банковскую систему еврозоны, предоставив дополнительные объемы ликвидности как в национальной, так и в иностранной валюте, заявил и ЕЦБ. Единогласие монетарных властей в такой ситуации говорит о существующих системных макроэкономических рисках не только для Великобритании, но и еврозоны.
На бюджетную политику Великобритании выход из Евросоюза, скорее всего, повлияет мало. С формальной точки зрения, с Великобритании будут сняты обязательства по поддержанию бюджетной дисциплины, закрепленные в Маастрихтском договоре, согласно которому бюджетный дефицит не должен превышать 3% ВВП, а госдолг – 60% ВВП. На практике, однако, эти требования постоянно нарушались. Состояние государственных финансов в Великобритании нельзя назвать удовлетворительным, и в случае рецессии оно ухудшится. Тем не менее оно далеко от критического и соответствует среднему уровню ЕС.
От выхода Великобритании из ЕС, весьма вероятно, пострадает банковский сектор страны, который выполнял особую роль моста между американскими финансовыми институтами и европейской экономикой. Если раньше азиатские и американские банки стремились работать с Европой преимущественно через Лондон, то теперь его привлекательность может заметно снизиться в пользу Франкфурта и Парижа. Так, банки Goldman Sachs и HSBC объявили, что планируют сместить фокус биз-нес-интересов в сторону континентальной Европы в ответ на решение британских избирателей. В результате приток капитала в экономику Соединенного Королевства сократится, что может представлять угрозу для стабильности платежного баланса и курса фунта стерлингов, с учетом значительного отрицательного баланса счета по текущим операциям, составившего по итогам 2015 г. (-4,7%) ВВП.
Также пострадают отрасли, связанные с международной торговлей, так как Британия может лишиться свободного доступа на европейские рынки. Страны континентальной Европы являются главными партнерами Великобритании, и возникновение дополнительных барьеров приведет к сокращению обмена товарами и услугами, а переориентация потоков экспорта и импорта займет значительное время.
Немаловажным последствием выхода Великобритании из ЕС могут стать ограничения на мобильность рабочей силы, которые создадут препятствия для трудоустройства граждан ЕС в Великобритании, снизив гибкость британского рынка труда и приведя к росту трудовых издержек в стране.
О других возможных долгосрочных макроэкономических последствиях выхода Великобритании из ЕС пока сложно судить, поскольку не ясны условия, на которых этот выход произойдет. Нельзя исключать, что политическое затягивание процесса выхода и изменение общественных настроений приведет к тому, что Британия в конечном итоге останется в Евросоюзе. По разным оценкам, в результате сжатия международной торговли и оттока капитала Британия может потерять до 5% ВВП1. Наиболее пессимистичные оценки предполагают потери до 8% ВВП2. Таким образом, общий эффект выхода из Евросоюза наверняка будет негативным, а фактором, определяющим его масштаб, будут условия доступа британских производителей и финансовых институтов на европейский рынок.•