Из истории древнерусской церковно-обрядовой культуры: «певцы» и «xалдеи» в чине архиерейского поставления XV-XVII вв.
Автор: Парфентьев Николай Павлович
Рубрика: Искусствоведение и культурология
Статья в выпуске: 10 (269), 2012 года.
Бесплатный доступ
Прослеживается эволюция в условиях Московской Руси одного из важнейших церковных обрядов - чина архиерейского поставления, пересматривается ряд ошибочных представлений, связанных с ним и получивших распространение в отечественной научной литературе.
Древнерусская церковно-обрядовая культура, чин архиерейского поставления, чин "пещного действа", деятельность певчих дьяков
Короткий адрес: https://sciup.org/147150798
IDR: 147150798
Список литературы Из истории древнерусской церковно-обрядовой культуры: «певцы» и «xалдеи» в чине архиерейского поставления XV-XVII вв.
- Турилов Л. Л. Книга раздачи «поминков» при хиротонии Ростовского архиепископа Тихона (1489 г.)//Древнерусское и поствизантийское искусство. Втор. пол. XV -нач. XVI в. -М.: Наука, 2005. -С. 451-452.
- Турилов Л. Л. Указ. соч. -С.452. Нами записи воспроизводятся в современной транскрипции
- РИБ. -СПб., 1880. -Т. 6. -Стб.438-564. № 52; ААЭ. -СПб.,1836. -Т. 1. -С.467-473. № 375
- ААЭ. -Т. 1. -С. 299. Здесь и далее курсив наш.
- ЛИ. -СПб., 1842. -Т. 4. -С. 1-8 и др. «Диаки певчие патриарши» упомянуты и в Чине 1676 г. (ГИМ. Синод. № 344. Л. 11
- ААЭ. -Т. 1. -С. 158-160.
- РИБ. -СПб., 1875. -Т. 2. -Стб. 316-327.
- ДАИ. -СПб., 1846. -Т. 2. -С. 213-220
- ДАИ. -СПб., 1853. -Т. 5. -С. 146-148. Об авторе Чиновника см.: Парфентьев Н. П. Выдающийся деятель русской музыкальной культуры XVII в. Федор Константинов//Древнерусская певческая культура и книжность: сб. науч. тр. -Л., 1990. С. 124-139.
- ДАИ.-Т. 5. -С. 150-151.
- ГИМ. Синод. № 344. Л. 11, 16.
- Для патриарших певчих пение в обряде стало источником дополнительных пожалований. Со временем установился твердый порядок, когда патриаршим певчим дьякам жаловалось сукно, которым к каждому конкретному обряду обивалось «патриаршее место» («постав» этого сукна оценивался в 16-20 руб.). См.: Парфентьев
- ААЭ. -Т. 1. -С. 158-160.
- Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. -С. 158-161 и далее
- Стенникова П. А. Церковно-театрализованные действа в России XVI-XVII вв. (на примере «Пещного действа» и «Шествия на осляти» в Вербное воскреснье): дис.... канд. ист. наук. -Челябинск, 2006. В работе приведены основные источники и научные труды.
- Никольский К. О службах Русской церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. -СПб., 1885. -С. 170-171.
- Рукописная «Книга демественник, сиречь четверогласное пение», составленная в середине XVII в. Серия «Социально-гуманитарные науки», выпуск 18ствоведение и культурология патриаршими певчими, содержит песнопения Чина, предваряемые заголовком: «В неделю пред Рожеством Христовым, Святых праотец, на утрени, по шестой песни [канона] совершение Пещнаго действа в похвалу святых трех отрок» (РГБ. Ф. 37. № 364. Л. 325).
- Куприянов И. К. Отрывки из расходных книг Софийского дома за 1548 г.//Известия имп. Археологического общества. -СПб., 1861. -Т. 3. -Вып. 2. -С. 34, 36.
- Красносельцев Н. О Пещном действе. Замечания и поправки к статье М. Савинова//Русский филологический вестник. -Варшава, 1891. -Т. 26. -С. 120
- Дмитриевский А. Чин Пещного действа//Византийский временник. -СПб., 1894. -Т. 1. -С. 593, 596-597.
- Голубинский Е. История русской церкви. -М., 1881. -Т. 1. -С. 781.
- В качестве косвенного доказательства он приводил факт упоминания в Ипатьевской летописи под 1146 г. звенигородского воеводы Ивана Халдеевича (ПСРЛ -М., 1912. -Т. 2. -Стб. 320).
- Роль отроков в московском Успенском соборе чаще всего играли молодые певчие патриаршего хора -подьяки. За участие в действе они получали особые пожалования деньгами (в том числе «на сапоги») и сукном. Подготовкой певцов к исполнению роли отроков занимался опытный певчий дьяк («учитель отроческой»). См.: Парфентьев Н. П. Профессиональные музыканты. -С. 31-32; Парфентьев Н. П. Выдающийся деятель. Федор Константинов. -С. 124-125.
- Материалы для истории, археологии и статики города Москвы/сост. В. И. и Г. И. Холмогоровы; под ред. И. Е. Забелина. -М., 1884. -Ч. 1.-Стб. 55, 56, 57, 58
- Чиновник Новгородского Софийского собора. -С. 66.
- По мнению А. Дмитриевского, диалоги были включены в русский чин под влиянием мистерий, пришедши через польскую литературу в конце XVI -начале XVII в. См.: Дмитриевский А. Указ. соч. -С. 591.
- Чиновник Новгородского Софийского собора. -С. 68-81.
- Флетчер Джильс. О государстве Русском. -СПб.: Изд. Н. В. Голицын, 1911. -С. 164.
- Заметим, что в источнике этот факт указан как единичный, но Н.В. Понырко возводит его в некую традицию: «Забавляясь, «халдеи» поджигали попавшие им навстречу возы сена». Оказывается для святочных ряженых-язычников «сено, солома являются образом греховного, ветхого, земного» (См.: Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. -С. 163
- Олеарий Адам. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно/публ. и перев. А. М. Ловягина. -СПб., 1906. -С. 301-303.
- Конечно священники участвовали в процессии, но русские источники свидетельствуют, что перед патриархом и за ним, как правило, шли с пением певцы патриаршего хора (см.: Парфентьев Н. П. Профессиональные музыканты. -С. 30-31)
- Напр.: АИ. -СПб., 1841. -Т. 3.-№ 92. Указ патриарха Филарета, 1627 г.; ААЭ. СПб., 1836. -Т. 3. -№ 264. Грамота патриарха Иоасафа, 1636 г.
- Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII в., описанное его сыном архидьяконом Павлом Алеппским. -М., 1896. -Кн. 10. -С. 18-19.
- РИБ. -Т. 6. -Стб. 450-564; ААЭ. -Т. 1. -С. 467-473
- ААЭ. -Т. 1. -С. 158-160.
- РИБ. -Т. 2. -Стб. 314-327.
- ДАИ. -Т. 2. -С. 216-217
- АИ. -Т. 4. -С. 1-14.
- ГИМ. Синод. № 344. Л. 11, 15об., 16об., 43об.-44об
- ДАИ. -Т. 5. -С. 146, 150, 151, 154.
- Парфентьев Н. П. Выдающийся деятель русской музыкальной культуры XVII века Федор Константинов /Древнерусская певческая культура и книжность: сб. научных трудов. -Л., 1990. -С. 124-139.
- Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию. -Кн. 10. -С. 18.
- ГИМ. Синод. № 344. Л. 44об.
- ГИМ. Синод. № 344. Л. 5-6
- Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. -СПб., 1877. -Стб. 332.
Статья научная