Из истории совета церквей евангельских христиан-баптистов в СССР. 1960-е гг.

Автор: Киналь А.В., Королева Л.А.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 2-2 (15), 2015 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются цели и задачи, формы работы Совета церквей евангельских христиан-баптистов в СССР в 1960-е гг. в плане привлечения молодежи.

Ссср, религия, совет церквей евангельских христиан-баптистов в ссср

Короткий адрес: https://sciup.org/140112415

IDR: 140112415

Текст научной статьи Из истории совета церквей евангельских христиан-баптистов в СССР. 1960-е гг.

В 1960 г. был образован Совет церквей евангельских христиан-баптистов в результате раскола в Союзе ЕХБ из-за его либеральной позиции в отношении новых «хрущевских» требований по организации церковной жизни. Против СЦЕХБ сразу же начались гонения [1].

Советское руководство пыталось контролировать деятельность СЦЕХБ. Так, в Совет по делам религий при Совете Министров СССР постоянно поступали «сигналы» о противозаконных действиях «вожаков т.н. «Совета церквей ехб», направленных на усиление религиозного влияния на молодежь и детей. Как сообщили уполномоченные Совета по Алтайскому краю, Ворошиловградской, Николаевской, Орловской, Омской, Томской, Ростовской, Восточно-Казахстанской, Талды-Курганской и некоторым другим областям, сторонники этого подпольного центра, выполняя указания своих лидеров, пытались активизировать специальную работу среди сектантской молодежи и детей: организовывали областные и межобластные «общения» юношей и девушек - «вечери любви» и концертнотеатрализованные представления, привлекали молодых верующих к активной проповеди евангелия, изготовлению и распространению религиозной литературы и т.д., преследуя цель оказать свое влияние на сектантскую молодежь зарегистрированных обществ евангельских христиан- баптистов, внушали молодым людям мысль об их особой миссии «борцов за веру отцов» и «спасение грешников».

В 1960-е гг. в Совет по делам религий поступила рукопись «Устройство и порядок Всесоюзного Света молодежи Баптистов и Доброго самарянина», которая свидетельствовала о стремлении сектантских лидеров образовать в СССР клерикальную молодежную организацию.

В предисловии к рукописи содержался призыв ко всем верующим усилить работу по укреплению церкви, воспитанию и привлечению к активной деятельности новые отряды, составленные из молодежи. Авторы этого документа призывали немедленно создавать в каждой поместной церкви отряды «Добрый самарянин», состоящие из детей и молодежи, устанавливать между ними контакты и взаимодействия, сплачивать их в единую баптистскую молодежную организацию в рамках всей страны. Причем, в рукописи указывалось, что, только пройдя воспитание и закалку в этих отрядах, молодые люди могли рассчитывать стать членами местных обществ сторонников СЦЕХБ. Если же молодой верующий не желал состоять членом «Доброго самарянина», то ему не было места и в самом обществе. Таким образом, членство молодежи до 27 лет в религиозном обществе ставилось в прямую зависимость от участия в работе молодежных отрядов.

В то же время льстя юношескому самолюбии и развивая у молодежи дух религиозного фанатизма, воспитанного с малых лет в семьях, авторы рукописи обращались непосредственно к молодым людям: «Юноши! Вы сильны, ибо слово божие пребывает в Вас… Пришел час перейти от слов к делу». И далее: «Когда дети и молодежь в опасности, не время разводить дискуссии… Господь призывает: «Не взирая ни на что, спешите на труд» [2]. Служение богу провозглашалось единственной целью жизни верующего. Сектантские «вожаки» подчеркивали, что нести его могут лишь «верные и истинные» молодые верующие, умеющие преодолевать любые трудности и способные продолжать дело отцов», а тем, кто робок, боязлив, слишком любит собственный покой и забывает близких, - этим людям нет места в рядах будущих отрядов «Доброго самарянина».

Среди обязанностей членов этой организации выделялись такие, как обязанность быть ревностным борцом за претворение в жизнь учения Христа; связывать свой труд, учение, воспитание с нуждами верующих; вести решительную борьбу и отстаивать чистоту евангельского учения; ставить интересы церкви выше личных интересов; иметь свой конкретный «фронт» работы. Особой целью объявлялось «служение ближним», включая благотворительную деятельность («одеть, обуть,.. посетить в больнице, в темнице, принять странника»), а также обучение этому служению не только юношей и девушек, но и детей.

Таким образом, устав молодежного союза «Доброго самарянина» предполагает откровенный отказ от всего мирского, служение интересам церкви, доходящее до фанатизма.

Прием в члены баптистского союза допускался лишь после 6 месяцев проверки активности в служении отряду каждого молодого человека. Общему собранию отряда предоставлялось право решать вопрос готовности вновь принимаемого, но данное решение вступало в силу лишь после утверждения его областным (городским) «Советом молодых баптистов».

Вновь принятому выдавался нагрудный знак, который предлагался к ношению во время общения членов молодежных отрядов. Общее членское собрание каждого отряда выбирало из своей среды сроком на один год «местный совет молодежи, члены которого отвечали за определенный участок служения, а именно: руководитель разбора (т.е. изучения религии), руководитель музыки, руководитель пения, руководитель технического кружка, командир «авангарда», руководитель литературного кружка, руководитель этического воспитания, заместитель руководителей (секретарь, казначей), руководитель, он же председатель совета молодежи баптистов. Председатель местного совета одновременно являлся членом церковного «братского совета» по вопросу молодежи и членом областного «Совета молодежи баптистов». Председатели областных советов составляли республиканский совет, председатели республиканских советов -«Центральный Совет молодых баптистов».

Как следует из рукописи, вся деятельность «молодежного союза ехб» теснейшим образом должна была связана с СЦЕХБ и подчинена ему. Председатель центрального совета молодых баптистов являлся одновременно членом «Совета церквей ехб» по вопросу молодежи. Цель планируемого союза – быть посредником между руководителями «СЦЕХБ» и молодежью, организовывать и контролировать работу среди детей и молодежи во всех признающих совет церквах ехб [3]. Таким образом, основная тяжесть работы по обработке умов молодежи и направлению ее деятельности ложилась на организатора союза, что не только не исключало влияние старшего поколения сторонников «СЦЕХБ», но и должно было его усилить. Не случайно одним из основных принципов союза провозглашалось безусловное подчинение меньших по положению старшим.

Более того, в Уставе содержался ряд пунктов, которые напоминали практику военизированных организаций. Так, если руководитель отряда отдавал распоряжение, член молодежного отряда (название «отряда» не случайно) обязан был выслушать приказания стоя и ответить короткое «Есть». В случае отказа от исполнения приказания по неудовлетворительной причине местный совет или общее собрание имели право «применять самые суровые меры». Среди мер наказания были предусмотрены предупреждение, выговор, дополнительные нагрузки (уборка помещения, разучивание на память библейских стихов, переписывание религиозных текстов и т.д.), временное «отстранение от труда» и исключение из союза с изъятием нагрудного знака. Вопрос о крайней мере наказания – исключение из союза – принималось решением 2/3 членов данного союза на общем собрании. Руководители отдельных участков служения могли применять к своим членам наказания в виде временного отстранения от труда (участие в хоре, оркестре, занятия в литературном и техническом кружках), а председатель (руководитель) отряда имел право в качестве наказания использовать даже домашний арест на 3 суток с обязательным условием письменного обоснования наказуемым вреда совершенного проступка. Любое распоряжение руководителя для каждого члена союза – приказание, предполагавшее обязательность его выполнения (обсуждение приказаний допускалось лишь после их исполнения). В уставе подчеркивалось, что каждый член отряда должен иметь конкретный «фронт» работы и отчитываться о выполнении заданий.

Четко был определен также объем каждого участка служения. Так, разбор или изучение библии, христианских догм вероучения, истории религии, истории и направлении «борьбы» баптистской церкви предлагалось проводить еженедельно со всеми членами молодежного союза по общей программе «ВСМБ». На практике это должно было означать создание специальных школ и кружков по обучению молодежи религии.

Литературный труд включал в себя поэтическое воспитание, разучивание произведений религиозного содержания, редактирование к издательству журнала местного союза, еженедельной стенной газеты, изготовление наглядных пособий, организацию и содержание библиотеки.

Среди занятий технического кружка, прежде всего, были выделены фотографирование и звукозапись, практические результаты, которые по мысли составителей устава, должны удовлетворять потребности кружков разбора, литературы, способствовать усиленному проведению молитвенных собраний, религиозных торжеств и т.д.

Особую роль в работе союзов занимал «авангард», члены которого обязаны были оказывать помощь семьям «узников», посещать больных и одиноких. «Авангард» был призван служить посредником и выразителем постоянного внимания молодежи к старшему поколению. Руководитель «авангарда» не только направлял работу своих членов, но и следил за нуждами всех членов данного общества сторонников СЦЕХБ.

В обязанность всех членов местных советов вменялось постоянное внимание ко всем нуждам членов союза, регулярный контроль за их духовным состоянием, домашними условиями, обеспечение безопасности во время «общений» и следования после них домой. Устройство «ВСМБ» предусматривало такую систему, при которой бы «ни один участник фронта не остался без внимания и надзора» [4].

Немалое значение придавалось воспитательной работе с рядовыми членами, привитию им навыков «христианской» этики, которая, в свою очередь, в уставе подразделялась на духовную этику, имевшую отношение к богослужениям (молитвы, приветствия, христопреломления и т.д.) и общую этику, т.е. правила, регулировавшие отношения верующих с окружающим миром, личные отношения между членами «Доброго самарянина» и даже форму одежды.

В каждом обществе ответственность за этот участок работы возлагалась на воспитателя и воспитательницу (соответственно полу), подобранных из наиболее стойких, истинных членов церкви, более старшего возраста. Им, прежде всего, наряду с руководителями других участков, вменялась обязанность следить за духовным состоянием всей верующей молодежи (включая жизнь в семье).

Вся работа на указанных участках должна была проводиться регулярно (как правило, еженедельно); о ее результатах руководители составляли отчет и докладывали на общем собрании раз в месяц. Результаты проведенной советом работы за год должны были обсуждаться на отчетно-перевыборных собраниях. К таким собраниям совет союза обязан был представить планы работы на следующий год. В уставе говорилось об обязательном времени проведения таких собраний в октябре месяце каждого года.

Строгая дисциплина, система подчинения, постоянный надзор и методы наказания – все это являлось непреложным условием и средством организации молодежных союзов «Доброго самарянина».

В рукописи говорилось также о создании организационного комитета, который осуществлял бы функции будущего «Всесоюзного совета молодежи баптистов», включая редактирование подпольного журнала «Свет».

Органы безопасности делали вывод, что данный документ представлял собой план организации клерикального молодежного союза, имевшего стройную структуру и определенное членство союза, призванного по мысли его организаторов – руководства СЦЕХБ оказывать всестороннюю помощь самому СЦЕХБ на одном из труднейших участков его работы – воспитании подрастающего поколения сектантского подполья. Подчеркивалось, что идея создания данного союза могла найти поддержку среди молодежи зарегистрированных обществ различных направлений. Отдельные факты активизации сектантской молодежи доказывали, что вожаки СЦЕХБ перешли к практическому осуществлению поставленной цели. Учитывая, что провозглашенные цели и задачи будущего союза находились в явном противоречии с нормами советского законодательства о религиозных культах и таили опасность активизации незаконных действий сторонников СЦЕХБ, отравления душ молодого поколения ядом клеветы и противодействия советской действительности, предлагалось проинформировать об этом ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ и Министерство высшего и среднего специального образования и подготовить необходимые рекомендации уполномоченным Совета [5].

Список литературы Из истории совета церквей евангельских христиан-баптистов в СССР. 1960-е гг.

  • Королева Л.А., Молькин А.Н. Евангельские христиане-баптисты в СССР (середина 1940-х - начало 1980-х гг.) // История и археология. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/09/1142 (дата обращения: 14.05.2015); Королева Л.А., Молькин А.Н. Политическая регламентация деятельности религиозных объединений и научно-атеистическая работа в 1960-1980-е гг. в СССР (по материалам Пензенской области) // История и археология. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/12/1310 (дата обращения: 07.01.2015).
  • РГАНИ. Ф. 5. Оп. 66. Д. 141. Л. 56-57.
  • РГАНИ. Ф. 5. Оп. 66. Д. 141. Л. 58.
  • РГАНИ. Ф. 5. Оп. 66. Д. 141. Л. 59.
  • РГАНИ. Ф. 5. Оп. 66. Д. 141. Л. 60-61.
Статья научная