Изменчивость биологических свойств черноземов заказника «Каменная степь» на разных элементах палеокриогенного микрорельефа в условиях разного землепользования
Автор: Кондрашин Александр Геннадьевич, Алифанов Валерий Михайлович, Гугалинская Любовь Анатольевна, Овчинников Андрей Юрьевич
Журнал: Известия Самарского научного центра Российской академии наук @izvestiya-ssc
Рубрика: Землепользование
Статья в выпуске: 1-8 т.14, 2012 года.
Бесплатный доступ
Показано, что пространственная изменчивость биологических свойств почв заказника «Каменная степь», характеризующих биологическую активность, органическое вещество почвы и микробную биомассу, обусловлена влиянием реликтового криогенного микрорельефа. В условиях разного землепользования (пашня, косимая степь, лесная полоса) различия биологических свойств почв, сформированных на разных элементах микрорельефа (блок, межблочье), увеличиваются при снижении антропогенной нагрузки.
Чернозём, биологические свойства почв, палеокриогенез, микрорельеф, землепользование
Короткий адрес: https://sciup.org/148200999
IDR: 148200999
Текст научной статьи Изменчивость биологических свойств черноземов заказника «Каменная степь» на разных элементах палеокриогенного микрорельефа в условиях разного землепользования
Изучаемые нами биологические свойства почв мы разделили на: свойства микробной биомассы, свойства органического вещества почвы и биологическую активность почв. Свойства микробной биомассы отражают состав, размер и активность почвенной микробиоты. В наших исследованиях измеряли содержание углерода микробной биомассы (C мб ), базальное (микробное) дыхание (V basal ) и метаболический коэффициент (qCO 2 ), отражающий степень стресса, испытываемого микробиотой. К свойствам ОргВП мы отнесли его количественные и качественные показатели. Основными из них мы считаем мощность гумусового горизонта, содержание и распределение в почвенном профиле органического углерода (C орг ), фракций потенциально- (C 0 ), легко- (C 1 ), и среднеминерализуемого органического углерода (С 2 ). Содержание C мб мы выделяем как отдельный показатель в связи с тем, что углерод микробной биомассы представлен живыми микроорганизмами.
Под биологической активностью (БА) мы, вслед за Д.С. Орловым, понимаем интенсивность протекающих в ней биологических процессов [11]. Биологическую активность измеряли кинетическим методом определения продуцирования СО 2 , разработанным Л.А. Иванниковой [8, 9]. Метод позволяет разрабатывать кинетические модели минерализации органических веществ в почвах, что, в свою очередь, позволяет определять различные по скорости метаболизма пулы (фракции) эндогенного и экзогенного органического вещества [10].
Результаты исследования. Биологические свойства черноземов участка «Пашня», расположенных на разных элементах микрорельефа, значительно изменяются с глубиной (рис. 1). Распределение Cорг носит аккумулятивный характер с максимумом в горизонте А1. При этом в верхней части гумусового горизонта почвы межблочья содержание Cорг несколько больше (4,3%) по сравнению с почвой на блоке (3,9%), но снижение его с глубиной происходит заметно быстрее.
C орг , % C мб , мг/100г


C-CO 2 , мг/100г

qCO 2

Cмб/Cорг CO2/Cорг


• Блок Межблочье
о 50
го 100
C 1 , мг/100г
0 5 10

8 50
C 2 , мг/100г
0 50 100

Рис. 1. Ключевой участок «Пашня». Биологические свойства чернозёмов в зависимости от положения в микрорельефе (блок, межблочье). Заказник «Каменная степь»
Содержание C мб в верхней части гумусовых горизонтов почв блока и межблочья на пашне, по-видимому, за счёт длительной механической обработки в процессе распашки, практически не различается (см. рис. 1) и характеризуется крайне низкими значениями (в 4-6 раз ниже, чем на других участках «Каменной степи»). Чернозёмы ключевого участка «Пашня» (см. рис. 1) отличаются крайне низким содержанием фракции С 1 и C мб , что характерно для почв агроценозов. Тем не менее, содержание фракции С 1 в почве межблочного понижения практически во всём профиле выше (почти вдвое), чем в профиле почвы блока. Значения qCO 2 могут служить индикатором хода экологической сукцессии наземной экосистемы [13]. Чем выше значения qCO2, тем большему стрессу подвержена почвенная микробиота и тем менее устойчива в ней микробная биомасса. Наши результаты (см. рис. 1) показывают, что самые высокие значения qCO 2 приходятся на глубину залегания погребённой почвы. В целом значения qCO2 почвы блока достоверно (P> 0,05) выше значений почвы меж-блочья.
Показатели, характеризующие биологические свойства почв, подтверждают морфологическую разницу чернозёмов, сформированных на блоке и межблочье ключевого участка «Косимая степь» (рис. 2). В верхней части гумусового горизонта почвы межблочья содержание Cорг несколько меньше (4,5%) по сравнению с почвой на блоке (4,9%). Судя по профильному распределению Cорг гумусовый горизонт в почве на блоке на 60-70 см мощнее, чем в межблочье, однако морфологически эта разница составляет всего 35 см.
Характер изменения БА, представленной как сумма выделившегося С-СО 2 за весь 50-дневный период инкубации (см. рис. 2), показывает, что гумусовый горизонт почвы межблочья отличается меньшей БА по сравнению с гумусовым горизонтом блока. При этом в гумусовом горизонте почвы межблочного понижения происходит более быстрое снижение БА с глубиной.
Основные различия в содержании C орг в чернозёмах на разных элементах микрорельефа ключевого участка «Лесополоса» (рис. 3) сосредоточены в гумусовых горизонтах. Так в верхней части гумусового горизонта межблочья значения C орг достигают 6,0%, а в почве блока – 4,2%. Однако в почве межблочья содержание C орг быстрее снижается с глубиной. Содержание фракций C 1 и C 2 сильно различается в зависимости от микрорельефа (см. рис. 3). В верхней части гумусового горизонта почвы блока преобладает фракция C 1 (содержание в 1,5 раза больше, чем в почве межбло-чья), а в гумусовом горизонте почвы межблочья несколько (на 20%) преобладает фракция C 2 . Максимумы значений Cмб/Cорг в профиле почвы блочного повышения приходятся на горизонты B2, B3 и погребённую почву. На этих же глубинах увеличивается содержание фракции C 1 . На глубине 170 см в погребённой почве профиля блока увеличивается содержание фракции C 2 ; повышается содержание поглощённого Mg2+ и уменьшается содержание CO 2 карбонатов.
C орг , % C-CO 2 мг/100г

C мб , мг/100г

C 1 , мг/100г
0 20 40
qCO 2

C мб /C орг

CO 2 /C org 02468


C2, мг/100г

Рис. 2. Ключевой участок «Косимая степь». Биологические свойства чернозёмов в зависимости от положения в микрорельефе (блок, межблочье). Заказник «Каменная степь»
100 ZE
S 150
C орг , %

Блок
C-CO 2 мг/100г

C мб , мг/100г

qCO 2

C мб /C орг

CO 2 /C орг

C 1 , мг/100г

C 2 , мг/100г

Рис. 3. Ключевой участок «Лесополоса». Биологические свойства чернозёмов в зависимости от положения в микрорельефе (блок, межблочье). Заказник «Каменная степь»
Выводы: палеокриогенный микрорельеф во всех вариантах землепользования во многом определил значения биологических свойств.
Почвам блоков, как правило, свойственен более мощный гумусовый горизонт, но меньшее по сравнению с почвами межблочий содержание
C орг ; также в зависимости от микрорельефа значительно варьирует содержание C мб и фракции C1. При этом, различия чернозёмов блоков и межблочий на ключевом участке «Пашня» сосредоточенны в основном в подгумусовой части профиля, на ключевом участке «Косимая степь» различия наиболее отчетливо выражены в нижней части гумусового горизонта, а на ключевом участке «Лесополоса» - в гумусовом горизонте. Результаты исследования показали, что при уменьшении антропогенного влияния в ряду пашня → косимая степь → лесополоса на фоне выявленного увеличения значений большинства показателей биологических свойств почв одновременно увеличиваются различия между биологическими свойствами чернозёмов блоков и межблочий. Различия биологических свойств
-
5.
-
6.
-
7.
-
8.
-
9.
чернозёмов в зависимости от их положения в микрорельефе достигают 1,3-1,5 раз. 10.
Работа выполнена при финансовой под держке РФФИ (№ 11-04-00354, № 11-04-01083)
Список литературы Изменчивость биологических свойств черноземов заказника «Каменная степь» на разных элементах палеокриогенного микрорельефа в условиях разного землепользования
- Алифанов, В.М. Палеокриогенез и современное почвообразование. -Пущино, ОНТИ ПНЦ РАН, 1995. 318 с.
- Алифанов, В.М. Палеогидроморфизм, палеокриогенез и морфолитопедогенез черноземов/В.М. Алифанов, Л.А. Гугалинская//Почвоведение. 2005. № 3. С. 1-7.
- Алифанов, В.М. Палеокриогенез и современные черноземы/В.М. Алифанов, Л.А. Гугалинская/Почвенные процессы и пространственно-временная организация почв. -М.: Наука, 2006. С. 45-70.
- Алифанов, В.М. Палеокриогенные особенности морфогенеза черноземов Каменной степи/В.М. Алифанов, Л.А. Гугалинская, Н.А. Антошечкина, Е.А. Черепьянова//Почвоведение. 2001. № 8. С. 909-917.
- Алифанов, В.М. Палеокриогенез и разнообразие почв центра Восточно-Европейской равнины/В.М. Алифанов, Л.А. Гугалинская, А.Ю. Овчинников. -М.: ГЕОС, 2010. 160 с.
- Поздний плейстоцен-голоцен. Под ред. проф. А.А Величко. -М., ГЕОС, 2009. 120 с.
- Величко, А.А. Природный процесс в плейстоцене. -М.: Наука, 1973. 256 с.
- Иванникова, Л.А. Способ определения кинетики минерализации органического вещества почвы. Патент. 1993. SU № 1806375 А3.
- Иванникова, Л.А. Способ определения минерализации органических веществ в почве по количеству продуцируемого СО2//Методы исследований органического вещества почв. -М.: Россельхозакадемия -ГНУ ВНИПТИОУ. 2005. С. 376-385.
- Иванникова, Л.А. Определение параметров минерализации органических веществ в почве способом реакционно-кинетического фракционирования/Л.А. Иванникова, Г.Г. Гармаш//Почвоведение. 1994. №9. С. 28-36.
- Орлов, Д.С. Гумусовые кислоты почв и общая теория гумификации. -М.: Изд-во МГУ, 1990. 325 с.
- Alifanov, V.M. Effect of Paleocryogenesis on the Soil Cover Pattern and Properties of Chernozems in the Kamennaya Steppe Reserve/V.M. Alifanov, L.A. Gugalinskaya, L.A. Ivannikova, A.Yu. Ovchinnikov//Eurasian Soil Science, 2008. Vol. 41. No. 13, Pp.1356-1365.
- Insam, H. Relationship of soil microbial biomass and activity with fertilization practice, and crop yield of three ultisols/H. Insam, C.C. Mitchell, J.F. Dormaar//Soil Biol. Biochem. 1991. V. 23. P. 459-464.