Изменение фауны и населения птиц луговых местообитаний таёжной зоны Европейского Севера России

Автор: Амосов Павел Николаевич

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 1253 т.25, 2016 года.

Бесплатный доступ

Второе издание. Первая публикация: Амосов П.Н. 2015. Изменение фауны и населения птиц луговых местообитаний таёжной зоны европейского севера России // 14-я Международ. орнитол. конф. Северной Евразии. Алматы: 27-28.

Короткий адрес: https://sciup.org/140155850

IDR: 140155850

Текст статьи Изменение фауны и населения птиц луговых местообитаний таёжной зоны Европейского Севера России

П. Н.Амосов

Второе издание. Первая публикация в 2015*

Луговые местообитания в пределах тайги интразональны и располагаются в основном в поймах крупных рек, где они довольно значительны по площади. Суходольные луга чаще мелкоконтурны и мозаично перемежаются с вторичными лиственными или хвойными лесами. До 1980-1990-х годов луга испытывали интенсивную сельскохозяйственную нагрузку – использовались в качестве сенокосов, пастбищ или полей сельскохозяйственных культур. В настоящее время животноводство на севере Европейской России находится на кризисном уровне в связи с прекращением деятельности крупных сельхозпредприятий и снижением числа мелких частных хозяйств. Поэтому большая площадь лугов и полей превратилась в залежи и постепенно зарастает древесно-кустарниковой растительностью. Эти процессы, как видно из анализа и сравнения данных исследований птиц лугов на юго-востоке Архангельской области, проведённых нами в 2005-2006 и 2014 годах, повлияли на фауну и население птиц лугов.

По сравнению с наблюдениями в 2005-2006 годах, в 2014 году обратило на себя внимание значительное сокращение численности полевого жаворонка Alauda arvensis и полное отсутствие дубровника Emberiza aureola , который всю вторую половину ХХ века распространялся на запад и в конце века уже входил в состав доминантов на лугах таёжной зоны. Сокращение численности полевого жаворонка связано со значительным уменьшением площади полей с зерновыми и другими культурами, а также зарастанием лугов травами с высоким проективным покрытием и древесно-кустарниковой растительностью.

В 2014 году редко наблюдались жёлтые трясогузки Motacilla flava, которые в 2005 году и ранее были обычными. Также сократилась чис- ленность ряда куликов: большого кроншнепа Numenius arquata, большого веретенника Limosa limosa и чибиса Vanellus vanellus, которые раньше в большом числе гнездились на пойменных лугах; в настоящее время эти виды предпочитают гнездиться не на лугах, а на верховых болотах. Почти перестала гнездиться на пойменных лугах и сизая чайка Larus canus, которая раньше часто использовала даже удалённые от крупных водоёмов луга в качестве гнездовых биотопов. Практически не изменилась и даже немного увеличилась на лугах численность коростеля Crex crex.

Одновременно с тенденцией сокращения численности упомянутых луго-полевых птиц наблюдается рост численности видов древесно-кустарниковой группы — лугового чекана Saxicola rubetra , садовой Sylvia borin и серой S. communis славок, северной бормотушки Hippolais cali-gata , жулана Lanius collurio , пеночек веснички Phylloscopus trochilus и трещотки Ph. sibilatrix , камышевки-барсучка Acrocephalus schoenobae-nus , чечевицы Carpodacus erythrinus , обыкновенной овсянки Emberiza citrinella и др.

Необходимо отметить, что вероятными причинами указанных изменений в населении птиц лугов могут быть депрессивные изменения в сельском хозяйстве (что повлияло на структуру растительности луговых местообитаний), климатические флуктуации в последние десятилетия, общие тенденции изменения численности ряда видов птиц в пределах ареала и колебания границ ареала (в частности, у дубровника).

Статья