Изменение функционального состояния симпатико-адреналовой системы и процессов перекисного окисления липидов у больных с метаболическим синдромом

Автор: Таштемирова И.М., Хужамбердиев М.А., Кодирова Г.И., Узбекова Н.Р.

Журнал: Евразийский кардиологический журнал @eurasian-cardiology-journal

Рубрика: Артериальная гипертензия и метаболический синдом

Статья в выпуске: S2, 2019 года.

Бесплатный доступ

Изучение функциональной активности симпатико-адреналовой системы и процессов перекисного окисления липидов у женщин фертильного возраста с метаболическим синдромом.

Короткий адрес: https://sciup.org/143170110

IDR: 143170110

Текст статьи Изменение функционального состояния симпатико-адреналовой системы и процессов перекисного окисления липидов у больных с метаболическим синдромом

Материал и методы. В условиях стационара 41 обследованный больной в возрасте 25–49 лет были рандомизированы на следующие 3 группы: I (контрольная) – здоровые лица в возрасте 25–40 лет – 15 человек; II – больные артериальной гипертонией – 10 человек в возрасте 30–49 лет; III группа – больные метаболическим синдромом – 16 в возрасте 30–49 лет. Диагноз у всех обследованных пациентов выставлен на основании 138

данных клинического наблюдения, лабораторного анализа и функциональной диагностики. Метаболический синдром выставлен на основании рекомендаций экспертов Всероссийского общества кардиологов. Определены показатели липидного профиля перекисного окисления липидов в сыворотке крови, концентрация катехоламинов в суточной моче.

Результаты и обсуждение. Максимальный уровень общего холестерина, триглицеридов, липопротеидов низкой плотности и малонового диальдегида (малоновый диальдегид – продукт процесса перекисного окисления липидов) отмечается в III группе, по сравнению с контрольной и

II группами. По сравнению с контролем значение общего холестерина у больных с артериальной гипертонией увеличено на 42,2 %, а с метаболическим синдромом – на 51,1 %. Содержание триглицеридов в III группе превысило значение контроля на 46,6 %, во II группе – на 20 %. Уровень липопротеидов низкой плотности во II группе превысил показатель контрольной группы на 60,7 %, содержание липопротеидов низкой плотности в III группе увеличено на 85,7% по сравнению со здоровой группой. Липопротеиды высокой плотности во II и в III группах снижено по сравнению с контролем. При сравнении первой и второй группы разница уровня глюкозы крови составила 7,1 %, а при I и III групп – 47,6 %. При анализе данных малонового диальдегида мы отметили статистически достоверное увеличение содержания в III группе по сравнению с I на 47,6 %, а разница между I и II группами составила 7,1 %.

При исследовании мы отметили статистически достоверное увеличение выведения адреналина и норадреналина в суточной моче больных артериальной гипертонией и метаболическим синдромом. Выведение свободного, конъюгированного и суммарного адреналина и норадреналина у боль- ных метаболическим синдромом было статистически достоверно выше показателя здоровых. Различие в экскреции ДОФА при метаболическом синдроме составило 39,1 % (Р < 0,001). Исследование моноаминооксидазы показало статистически достоверное снижение ее уровня во II и III группах (Р < 0,001).

Заключение. Изучение больных метаболическим синдромом показало значительные нарушения симпатико-адреналовой системы и метаболизма биогенных аминов, которые выражаются увеличенной экскрецией с мочой свободных и конъюгированных форм адреналина и норадреналина, в связи с чем необходима ранняя коррекция для профилактики развития осложнений.

При метаболическом синдроме отмечается выраженное снижение активности ключевого фермента дезаминирования катехоламинов (моноаминооксидазы). Это приводит к длительному токсическому воздействию катехоламинов на миокард.

При метаболическом синдроме происходит значительная активация продуктов перекисного окисления липидов, которая представляет большой интерес при выявлении механизма развития метаболического синдрома.

ФАРМОКОЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕРАПИИ БОЛЬНЫХ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ

ТЕШАЕВА М.К., БАРНОЕВА С.Б, СУЛТОНОВ С.С.

РНЦЭМП Бухарского филиала, г. Бухара. Узбекистан

Цель исследования. Выявить наиболее часто назначаемые схемы лечения больных артериальной гипертензией и оценить их эффективность.

Материал и методы. Были проанализированы схемы лечения 200 пациентов из отделения РНЦЭМП Бухарского филиала в отделение « Неотложная неврология» в течение 2017–2018 года.

Результаты. Сердечно-сосудистые заболевания, 2/3 из которых составляют артериальная гипертензия и ишемическая болезнь сердца, остаются ведущими причинами смертности во всем мире. Узбекистан занимает одно из первых мест среди развитых стран мира по смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. По литературным данным за последние 5 лет в нашей республике от болезней системы кровообращения умерли 3,4 млн. человек. Показатели заболеваемости и смертности от инсульта среди лиц трудоспособного возраста в Узбекистане увеличились за последние 10 лет более чем на 30 %. Стоимость лечения одного больного, перенесшего инсульт, составляет 350 тысяч в год. Эти сведения заставляют клиницистов проводить поиск рациональной фармакотерапии. Несмотря на достигнутые успехи в об- ласти терапии сердечно-сосудистых заболеваний, на наличие и доступность лекарственных средств на фармацевтическом рынке, разрыв между рекомендациями по лечению таких больных и реальной терапией остается значительным. В исследование были включены пациенты, страдающие артериальной гипертонией ІІ степени в сочетании с хронической ишемической болезнью сердца и/или мозга. Возраст пациентов составлял 44–84 года. Это были 98 мужчин и 102 женщины. Основная масса пациентов получала комбинированную терапию: 60% – два антигипертензивных препарата, а 40 % – три и более. Основными схемами были сочетания: 1) ИАПФ (эналаприл, периндоприл) с тиазидным диуретиком – индапамидом (получали 23 % пациентов); 2) β-адреноблокаторов (бисопро-лол, анаприлин, атенолол) с тиазидным диуретиком (19 %); 3) ИАПФ с пролонгированным нитратом (3 %); 4) антагонистов кальция (нифедипин R, амлодипин) с тиазидным диуретиком (9 %); 5) сарта-ны с тиазидным диуретиком (6 %). Остальные пациенты получали комбинированную множественную (три и более препаратов) фармакотерапию, а также лекарственные препараты из других лекар-

Статья