Изменение личностных особенностей сотрудников на разных этапах профессиональной деятельности

Автор: Баирова Туяна Балдановна

Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Философия @vestnik-bsu

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 14, 2012 года.

Бесплатный доступ

Изучены основные особенности правоохранительной деятельности, влияние стрессовых факторов на психологическое состояние сотрудников. Установлена связь между изменениями личностных особенностей сотрудников и стажем службы в органах внутренних дел.

Профессиональные качества, уровень психической напряженности, экстремальный характер деятельности, профессиональная деформация, психологические особенности личности

Короткий адрес: https://sciup.org/148180818

IDR: 148180818

Текст научной статьи Изменение личностных особенностей сотрудников на разных этапах профессиональной деятельности

В современных условиях непрерывное повышение интенсивности труда в правоохранительной деятельности является объективной тенденцией службы в органах внутренних дел. Основными содержательными особенностями правоохранительной деятельности и факторами, обуславливающими профессиональную пригодность, считаются следующие [1]:

  • – правовая регламентация профессионального поведения;

    – властный, обязательный характер профессиональных полномочий;

    – экстремальный характер правоохранительной деятельности;

    – нестандартные, творческие подходы и решения;

    – процессуальная самостоятельность, персональная ответственность.

Эти особенности правоохранительной деятельности являются наиболее общими, базовыми. Они успешно позволяют составить общий портрет профессионально успешного сотрудника, присущий и криминалистам, и следователям и другим специалистам правоохранительных органов.

Выделяют ряд общих характеристик, отражающих основное содержание и условия трудового процесса в этом сложном виде труда. Можно определить требования к другим важным профессиональным качествам:

– разнообразие, сложность и ответственность задач, которые решаются в условиях дефицита времени;

– наличие служебных ситуаций, связанных с риском и опасностью для собственной жизни;

– конфиденциальность деятельности, ограничение общения с близкими людьми на профессиональные темы;

– ненормированность рабочего дня и трудовой недели, которые способствуют нарушению физиологических потребностей во сне и отдыхе.

Данные особенности и определяют основную психофизиологическую характеристику труда в органах внутренних дел – предельно высокий уровень психической напряженности, который ведет к нарушениям адаптации, психическим и психосоматическим расстройствам. Подтверждением этого являются следующие данные. Показатель заболеваемости психическими расстройствами среди личного состава сотрудников органов внутренних дел (850-900 на 100 тыс. человек) [2] почти в 3 раза превышает аналогич- ный показатель среди взрослого населения Российской Федерации (300-350 на 100 тыс. человек). В структуре первичной инвалидности пенсионеров МВД России четвертое место с 6% занимают психические расстройства и расстройства поведения [3], в то время как среди населения России эти показатели составляют соответственно седьмое место и 3,8%.

Несмотря на проводимый медицинский и психологический отбор в органы внутренних дел, данная тенденция сохраняется в течение всей службы сотрудников. Об эффективности мероприятий по отбору свидетельствует тот факт, что среди принятых сотрудников в первые три года службы на динамическое наблюдение по поводу соматических хронических заболеваний в поликлиниках и амбулаториях берется менее 0,09%, а по психическим расстройствам менее 0,004% [4].

Высокий уровень психической напряженности повседневного трудового процесса в некоторых подразделениях органов внутренних дел сочетается с повышенным риском для здоровья и жизни. В отрядах милиции особого назначения уровень смертности при исполнении служебных обязанностей (12 случаев на 10 тыс. человек) [5] в 1,5 раза превышает аналогичный показатель на производстве среди взрослого населения страны (8 случаев на 10 тыс. человек). Такая же пропорция сохраняется и по уровню травматизма (ранений): 270 случаев на 10 тыс. личного состава отрядов милиции особого назначения при исполнении служебных обязанностей против 85 случаев на производстве на 10 тыс. взрослого населения.

Профессиональная деятельность многих профессий в правоохранительных органах носит экстремальный характер. Примером может служить выполнение служебно-боевых задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации. Внезапная смена жизненного и профессионального уклада может вызвать у определенной части лиц нарушение психологической адаптации.

Постоянная психоэмоциональная нагрузка является значительным фактором, влияющим на профессиональную и социальнопсихологическую деятельность сотрудников.

Распространенность нервно-психических нарушений и зависимость от стажа службы выглядит следующим образом:

– до 1 года службы – 4,19%;

– до 5 лет – 16,17%;

– до 10 лет – 23,35%;

– до 15 лет – 18,56%;

– свыше 15 лет – 26,95%.

Как видно из приведенных данных, отмечается резкий подъем показателей после первого года службы – с 4,19 до 23,35% – при стаже до 10 лет (в 5 раз). Критический срок службы, когда отмечается подъем распространения психических отклонений, наступает после 5 лет. Таким образом, продолжительность службы более 5 лет является определенным фактором «риска», ведущим к профессиональной деформации [6].

Профессиональная деформация – это изменения профессиональных возможностей и личности сотрудника в асоциальную сторону, возникающие в результате негативных условий профессиональной деятельности. Крайняя ее степень – профессиональная деградация, когда асоциальное поведение или профессиональное бессилие делает невозможным дальнейшую службу.

Исследования показали, что вероятность профессиональной деформации сотрудника со стажем службы до 5 лет незначительная; 6-10 лет – средняя, 11-15 лет – высокая. При стаже службы свыше 15 лет профессиональная деформация неизбежна [7]. Распространенность психогенных реакций и состояний имеет четкую корреляцию с длительностью и частотой командировок для осуществления оперативнослужебных задач в особых условиях в СевероКавказском регионе Российской Федерации.

Особо необходимо выделить отряды милиции особого назначения и специального назначения, а также временные формирования, пред- назначенные для решения антитеррористиче-ских задач, которые из всех подразделений в правоохранительных органах являются наиболее неблагоприятными в плане условий труда и высокой степени риска потери здоровья и жизни. Экстремальная деятельность в данных подразделениях преобладает над другими видами деятельности. Ее основное содержание заключается в несении оперативного дежурства (10-30% рабочего времени) с систематическим проведением профилактических или специальных операций по выявлению и пресечению преступных действий, обезвреживанию криминальных элементов и формирований с применением, в случае необходимости, спецсредств и огнестрельного оружия (70-80% рабочего времени) [8].

В местах постоянной дислокации подразделений при оперативном дежурстве основными стрессовыми факторами являются:

– ненормированный рабочий день, особенно при усиленном режиме службы;

– состояние ожидания предстоящих оперативно-служебных и служебно-боевых действий, встречи с противником при отсутствии информации о характере и условиях этих действий.

В процессе проведения специальных и боевых операций в местах постоянной дислокации подразделений такими факторами являются:

– ответственность за жизнь граждан, находящихся в зоне огневого контакта или в руках преступников, угроза жизни и здоровью людей в случае ошибочных действий или бездействия;

– огневое и психологическое бездействие противника при недостатке информации о нем и обстановке, ожидание от преступников внезапных, нестандартных и дерзких действий, особенно при длительном противостоянии;

– необходимость применения оружия на поражение при визуальном контакте с вооруженным преступником;

– предельные физические нагрузки, обусловленные необходимостью стремительных действий в специальном снаряжении с целью избежания потерь среди личного состава и граждан;

– гибель и увечья товарищей, сослуживцев и граждан.

При командировании (особенно длительном) в зоны с особыми условиями службы к перечисленным психотравмирующим факторам присоединяются следующие:

– постоянная угроза обстрелов, нападений, засад, подрывов на минах, фугасах;

– нарушения ритма сна и бодрствования, отсутствие полноценного отдыха и физического восстановления в условиях постоянной опасности после больших физических и психических нагрузок при выполнении служебных задач;

  • -    непривычный ландшафт и климатические условия, неоднозначное, нередко негативное отношение местного населения, своеобразие его жизненного уклада, культурных и религиозных традиций;

  • -    недостаток информации, отсутствие привычных контактов с членами семьи и близкими людьми, невозможность участия в решении их проблем, осознание их беспокойства и переживаний;

  • -    вид обезображенных тел, гибель и страдания раненых граждан, разрушения и пожары объектов жизнедеятельности [8].

Для изучения индивидуально-личностных качеств и особенностей психической адаптации при проведении профессионального отбора в органах внутренних дел применяется русскоязычный вариант методики MMPI (СМИЛ). Данная методика разработана в 1942-1949 годах американскими психологами Дж.Маккинли и С.Хатэуэем [9] в целях профессионального отбора военных летчиков.

Методика MMPI была задумана американскими авторами как тест, дифференцирующий норму от патологии.

Стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ) представляет собой надежный и информативный психологический инструментарий для изучения личностных свойств и степени адаптированности обследуемого. СМИЛ является модификацией MMPI, осуществленной видным отечественным психологом Л.Н. Собчик. Основным отличием данного варианта является его выраженная психологическая направленность. СМИЛ - это «тяжелая артиллерия» психодиагностики, наиболее универсальная и репрезентативная методика своего класса (группа личностных опросников). По результатам обследования дается информация на двух уровнях: базовые характеристики личности и эмоциональное состояние ее на момент обследования. Кроме общих характерологических особенностей индивида, социальной направленности, адаптивных и компенсаторных возможностях, провляющихся в стрессовой ситуации, с помощью методики выявляются особенности состояния обследуемого, степень фрустриро-ванности и напряженности его защитных механизмов.

Применение СМИЛ при изучении личностных особенностей в разных профессиональных группах населения, в студенческих и производ- ственных коллективах показало ее большие возможности при решении сложных вопросов профотбора и профориентации.

СМИЛ построен по типу опросника, однако обработка полученных в результате исследования данных базируется не на прямом анализе ответов обследуемого, а на данных статистически подтвержденной дискретной значимости каждого ответа в сравнении со средненормативными данными. В процессе обследования испытуемый оценивает как «верные» или «неверные» по отношению к нему утверждения, которые отражают информацию о его самочувствии, привычках, особенностях поведения, отношение к различным жизненным аспектам, нравственным категориям жизни, особенностям межличностных контактов, направленности интересов, уровню активности и настроения и прочее. Большая часть утверждений носит проективный характер. Поэтому с уверенностью можно сказать, что данная методика занимает промежуточное место между осознанной субъективной оценкой и проективным исследованием неосознаваемых тенденций личности.

СМИЛ, модифицированный Л.Н. Собчик, имеет интерпретационную схему, значительно более углубленную по сравнению с американским подходом и ориентирован на целостный подход в понимании личности как единства биологических и социальных факторов.

Среди других тестовых методов изучения психологических особенностей личности СМИЛ выделяется такими важными качествами, как наличие шкал достоверности (L, F, K) и наглядное представление результатов в виде «личностного профиля».

Каждая из 10 основных шкал профиля выявляет определенные личностные особенности:

  • 1)    шкала «сверхконтроля»;

  • 2)    шкала «пессимистичности»;

  • 3)    шкала «эмоциональной лабильности»;

  • 4)    шкала «импульсивности»;

  • 5)    шкала «мужественности - женственности»;

  • 6)    шкала «ригидности»;

  • 7)    шкала «тревожности»;

  • 8)    шкала «индивидуалистичности»;

  • 9)    шкала «оптимистичности»;

  • 10)    шкала «интроверсии».

В нашем исследовании мы сравнили усредненные результаты сотрудников (15 человек) до поступления на службу, через 1-2 года службы и через 12-14 лет службы этих же сотрудников в отряде милиции особого назначения. Данные представлены в таблице 1 (значения в стандартных Т- баллах).

Код по Уэлшу:

До поступления на службу: 84972-065/13: F-K/L:

Через 1-2 года: 287-9401/536: F-K/L:

Через 12-14 лет: 82-94710/356: K-FL/

По результатам приведенной таблицы, считаем необходимым остановиться на следующих моментах:

Резкое увеличение с 61Т.б. до 67Т.б. второй шкалы «пессимистичности» через 1-2 года службы в органах внутренних дел по сравнению с «личностным профилем» до службы этих же сотрудников. По нашему мнению, это период адаптации, который как говорилось выше, является одним из переломных. В этот период сотрудник входит в новый коллектив, знакомится с окружающими людьми, начинает самореализовываться, встречается с первыми неудачами. В «личностном профиле» сотрудников на данном этапе наблюдается неуверенность в себе и своих возможностях, склонность к переживаниям, излишняя самокритичность, ведущая мотивационная направленность – избегание неуспеха, преобладание пассивной личностной позиции.

Таблица 1

Шкалы

L

F

K

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

До поступления на службу

43

63

55

48

61

46

64

50

52

63

67

64

54

Через 1-2 года службы

46

61

56

52

67

47

58

49

46

62

66

59

56

Через 12-14 лет службы

51

56

61

52

61

46

57

47

44

56

62

58

52

В связи с вступлением в новый коллектив у сотрудников 1-2 года службы наблюдается повышение 0 шкалы «интроверсии», как реакция на переживание человеком временных трудностей в налаживании межличностных отношений, в связи с процессом вживания в новую микрогруппу.

Наблюдается снижение 4 шкалы «импульсивности» у сотрудников через 1-2 года службы по сравнению с первоначальным «личностным профилем» до службы в органах внутренних дел с 64Т.б. до 58Т.б. Данное понижение, на наш взгляд, свидетельствует о снижении агрессивности, импульсивности, повышении контроля сознания над поведением.

Снижение 9 шкалы «оптимистичности» у сотрудников через 1-2 года службы с 64Т.б. до 59Т.б. наблюдается в связи со всеми вышеуказанными причинами.

Повышение 1 шкалы «сверхконтроля» у сотрудников через 1-2 года службы по сравнению с первоначальным «личностным профилем» до службы в органах внутренних дел с 48Т.б. до 52Т.б. возможно в связи с преобладанием мотивационной направленности личности на соответствие нормативным критериям в социальном окружении, подавление спонтанности, повышение контроля над агрессивностью, ориентацию на правила и инструкции, избегание серьезной ответственности из-за страха не справиться.

Наблюдается снижение 7 шкалы «тревожности» у сотрудников через 12-14 лет службы в органах внутренних дел по сравнению с первоначальным «личностным профилем» этих же сотрудников и через 1-2 года службы с 63-62Т.б. до 56Т.б. Данное снижение, по нашему мнению, указывает на нарастание признаков профессиональной деградации в виде снижения осторожности и осмотрительности в поступках, снижения особой щепетильности в вопросах морали, повышения эгоцентризма, снижения способности к сопереживанию, неконформности установок, грубоватой и жесткой манеры поведения.

Постепенное снижение 6 шкалы «ригидности» до 44Т.б. показывает у сотрудников через 12-14 лет службы избыточную тенденцию к подчеркиванию своих миротворческих тенденций, что чаще всего встречается при гиперкомпенсаторной установке у личностей агрессивного толка.

Таким образом, по результатам наших исследований, можно сделать вывод, что сотрудники через 1-2 года службы находятся на этапе сложной профессиональной и личностной адаптации к новым условиям деятельности, а через 12-14 лет неизбежно нарастают признаки профессиональной деформации, в связи со сложными условиями несения службы.

Статья научная