Изменение липидного спектра как кардиоваскулярный фактор риска при ревматоидном артрите

Автор: Иргашева У.З., Тоиров Э.С.

Журнал: Академический журнал Западной Сибири @ajws

Рубрика: Терапия

Статья в выпуске: 3 (46) т.9, 2013 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140220985

IDR: 140220985

Текст статьи Изменение липидного спектра как кардиоваскулярный фактор риска при ревматоидном артрите

Ревматоидный артрит (РА) является хроническим аутоиммунным заболеванием с высоким риском развития сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ): ишемической болезни сердца, артериальной гипертонии (АГ) и атеросклероза [1-4, 6]. При РА частота сердечно-сосудистых осложнений (ССО), таких как хроническая сердечная недостаточность, нарушений ритма и проводимости, внезапной остановки сердца в 3,96 раза выше, чем в общей популяции [5, 7].

Цель исследования : изучить изменения липидного спектра как фактора кардиоваскулярного риска у больных ревматоидным артритом.

Материалы и методы. Обследовано 50 больных (33 женщин, 17 мужчин) ревматоидным артритом (по критериям ASR, 1987) в возрасте от 24 до 71 года (средний – 46,0±1,4 лет). У 82% больных наблюдался серопозитивный РА, у 64% больных – эрозивный артрит (II-IV рентгенологическая стадия). Из объективных показателей суставного синдрома боль по визуально аналоговой шкале ВАШ в покое составила в среднем 47,4±2,3 мм, при пальпации 73,3±1,2 мм, при движении 81,2±1,5 мм. Клиническая активность заболевания по индексу DAS-28 у 32% больных была низкой, у 40% – умеренной и у 28% – высокой степени.

Давность заболевания до 1 года отмечалась у 20%, 15 лет – у 48% и 5-10 лет – у 32% больных. В зависимости от возраста больные были разделены на 3 группы. В первую группу вошли 28% больных в возрасте 24-40 лет, во вторую – 56% больных в возрасте 41-60 лет, в третью – 16% больных в возрасте старше 60 лет.

В специально составленную карту вносились жалобы, данные анамнеза для выявления ФР ССЗ, результаты мониторинга артериального давления. Определение показателей липидного спектра проводилось с использованием стандартных ферментативных методов.

Индекс атерогенности (ИА) рассчитывали по формуле, предложенной А.Н.Климовой (ХС–ХСЛПВП) / ХСЛПВП. Концентрация ХС >5 ммоль/л, ИА>4 усл. ед. рассматривали как дислипидемию. Уровень СРБ определяли по экспресс-методу на основе латексной агглютинации. Верхняя граница нормы для СРБ составила 5,0 мг/л. Статистическую обработку полученных данных проводили с использованием программ «Microsoft Exsel», «Statistica 6.0». Для сравнения групп с нормальным распределением количественного признака определяли t-критерии Стьюдента.

Результаты и обсуждение. В наблюдениях из числа традиционных факторов риска артериальная гипертония отмечалась у 60% больных в основном у пациентов II и III группы. Отягощенная наследственность наличия ССЗ у одного из родителей была выявлена у 40%, у обоих – 28%. Курение сигарет больше 10 штук в день отмечали 10% больных мужчин в возрасте 24-50 лет (в основном в I и II группе пациентов).

Уровень холестерина у больных III группы составил в среднем 6,8±0,6 ммоль/л, что соответственно в 1,4 и 1,3 раза больше чем у больных I и II группы. Напротив, уровень липопротеидов высокой плотности у больных I, II и III группы в среднем составил соответственно – 1,1±0,1; 0,84±0,5 и 0,7±0,1 ммоль/л. Содержание холестерина имело прямые, а содержание липопротеидов высокой плотности непрямые коррелятивные связи со степенью активности процесса, течением и продолжительностью заболевания. ИА (в среднем 5,1±0,7 усл. ед.) превышал рекомендуемые значения, что было связано с достоверно низким содержанием в крови ХС ЛПВП почти во всех обследуемых группах.

Больные I и II группы вели более активный образ жизни, стараясь поддерживать возможность самообслуживания, когда как, остальные, больше щадили себя из-за болезненных ощущений в суставах. Уровень С-реактивного белка был выше у пациентов I группы и ассоциировался с высоким суставным счетом, активностью процесса, давностью заболевания. Больные этой группы очень часто не соблюдали лечебные рекомендации по использованию базисных и противовоспалительных препаратов.

Выводы. Таким образом, концепция факторов риска ССО применима и к ревматоидному артриту. Для определения реального риска у больных РА наряду с традиционными, целесообразно учитывать и дополнительные факторы, в частности выраженность показателей воспаления. Изменения показателей липидного спектра при РА, в частности снижение концентрации ХС ЛПВП имеет прямые корреляционные связи с показателями активности воспалительного процесса (СОЭ, концентрация С-реактивного белка). В связи с этим определение липидного спектра рассматривают, как стабильный кардиоваскулярный маркер позволяющий выделить группу больных с повышенным риском развития ССО у больных РА и своевременно начать профилактические мероприятия по их предупреждению.

Список литературы Изменение липидного спектра как кардиоваскулярный фактор риска при ревматоидном артрите

  • Абдушукурова К.Р., Ишанкулова Н.Н., Иргашева У.З., Ташинова Л.Х. Клинико-лабораторные параллели анемии при ревматоидном артрите//Тюменский медицинский журнал. -2012. -№ 2. -С. 10-11.
  • Новикова Д.С., Попкова Т.В., Насонов Е.Л. Современное представление о патогенезе и особенности лечения артериальной гипертонии при ревматоидном артрите//Тер. архив. -2011. -№ 5. -С. 24-33.
  • Попкова Т.В. и др. Сердечно-сосудистые заболевания при ревматоидном артрите//Тер. архив. -2007. -№ 5. -С. 9-14.
  • Ребров А.П., Никитина Н.М. Факторы риска сердечно-сосудистой патологии у больных ревматоидным артритом//Клин. медицина. -2008. -№ 2. -С. 56-58.
  • Ребров А.П., Никитина Н.М., Гайдукова И.З. Факторы риска развития сердечно-сосудистых заболеваний при псориатическом и ревматоидном артрите//Тер. Архив. -2011. -№ 5. -С. 20-24.
  • Самиев У.Б., Шодикулова Г.З. Гаптоглобин и группа крови -генетические маркеры ревматоидного артрита//Академический журнал Западной Сибири. -2012. -№ 3. -С. 27-28.
  • Boers M., Dijkmans B., Gabriel S. et al. Making an impact on mortality in rheumatoid arthritis. Targeting cardiovascular comorbility//Arthr. and Rheum. -2004. -№ 50. -Р. 1734-1739.
Еще
Статья