Изменение потребления воды и пищи у крыс после острой стрессорной нагрузки
Автор: Алексеева И.В., Калиниченко Л.С., Коплик Е.В., Перцов С.С.
Журнал: Академический журнал Западной Сибири @ajws
Рубрика: Эксперимент
Статья в выпуске: 3 (46) т.9, 2013 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140221070
IDR: 140221070
Текст статьи Изменение потребления воды и пищи у крыс после острой стрессорной нагрузки
Эмоциональный стресс, формируется, в так называемых, конфликтных ситуациях, в которых субъект не имеет возможности удовлетворить свои ведущие биологические или социальные потребности, т.е. достигнуть полезного для него приспособительного результата [2, 3].
В многочисленных работах отечественных и зарубежных ученных показано, что при стрессе нарушаются различные физиологические функции, такие как, сердечно- сосудистые, иммунные, половые, психические, поведенческие и др. Приведенные данные свидетельствуют о том, что стресс проявляется как разветвленная системная реакция организма [4].
В однотипных конфликтных ситуациях у одних млекопитающих наблюдаются значительные изменения физиологических показателей, а у других – нет. Надежным прогностическим критерием устойчивости крыс к эмоциональным стрессорным нагрузкам является их поведенческая активность в тесте «открытое поле». В опытах Е.В. Коплик было показано, что крысы с коротким латентным периодом первого движения и выхода в центр открытого поля, повышенной ориентировочно - исследовательской активностью относятся к прогностически устойчивым к негативным последствиям стресса животным (активные особи) [1]. С другой стороны, животные с длительным латентным периодом первого движения и выхода в центр экспериментальной установки, низкой двигательной и ориентировочно - исследовательской активностью относятся к прогностически предрасположенным к стрессор-ным воздействиям (пассивные особи).
Цель исследования : проведение сравнительного анализа характера потребления воды и пищи у крыс с разными параметрами поведения в разные временные периоды после острой эмоциональной стрессорной нагрузки.
Материалы и методы. Эксперименты проведены на 16 крысах-самцах Вистар массой 311,75±82,00 г. Индивидуально-типологические характеристики животных определяли при их тестировании в открытом поле в течение трех минут [1]. В соответствии с исходными параметрами поведения крысы были разделены на 3 группы – поведенчески активных (n=8), пассивных (n=8) и амбивалентных (n=10) особей. В дальнейшем исследовании были использованы только крайние группы крыс. Моделью стресса служила 12-ч иммобилизация животных в индивидуальных пластиковых пеналах в ночное время суток. Количественные показатели потребления пищи и воды экспериментальными крысами оценивали в исходном состоянии и в разные временные периоды после стрес-сорного воздействия (1-3 сутки постстрессорного периода). Указанные показатели определяли в «метаболических клетках» с помощью модульной установки Phenomaster (TSE Германия) с интервалом в 1 час.
Результаты исследования . Потребление воды. В исходном состоянии максимальное потребление воды крысами наблюдалось в ночные часы. У активных животных объем выпитой воды в дневные часы составлял 0,40 мл, а в ночное время – 1,45 мл. Пассивные особи днем потребляли 0,38 мл, а ночью – 1,06 мл воды. Острое стрес-сорное воздействие сопровождалось сглаживанием циркадных ритмов потребления воды крысами, особенно в первые сутки после окончания стресса. Выявленные в исходном состоянии циркадные ритмы потребления воды восстанавливались у активных особей к 3-м суткам, у пассивных животных ко 2-м суткам постстрессорного периода. Следует отметить, что у активных крыс среднесуточное количество выпитой воды в исходном состоянии было меньше по сравнению с показателями, зарегистрированными на 1-е сутки (1,92 мл), 2-е сутки (1,62 мл) и 3-и сутки (1,99 мл) после стрессорного воздействия. В отличие от поведенчески активных, у пассивных особей количество выпитой воды в обычных условиях и после стрессорной нагрузки практически не различалось (0,72-0,81 мл).
Потребление пищи. В норме у крыс максимальное количество потребляемой пищи соответствовало темному периоду суток. Активные особи потребляли днем до 0,29 г, а ночью – до 0,52 г корма. Пассивные животные съедали днем 0,22 г, а ночью – 0,85 г корма. У активных крыс после острого эмоционального стресса было выявлено сглаживание циркадных ритмов потребления пищи с восстановлением данного показателя к концу 3-х суток пост-стрессорного периода. У пассивных животных также наблюдалось сглаживание циркадных ритмов потребления пищи, которые не возвращались к норме в динамике постстрессорного периода. У активных крыс в постстрес-сорном периоде наблюдалось прогрессивное увеличение количества потребляемой пищи по сравнению с исходным показателем (на 20 и 40% соответственно через 2 и 3 суток после стресса). У пассивных животных, подвергнутых стрессорному воздействию, достоверных отличий количества потребляемой пищи от исходного значения выявлено не было.
Результаты проведенных исследований демонстрируют выраженные различия характера потребления воды и пищи на разных стадиях постстрессорного периода. Полученные данные указывают на особенности метаболических процессов у млекопитающих с разной прогностической устойчивость к однотипным стрессорным нагрузкам.
Список литературы Изменение потребления воды и пищи у крыс после острой стрессорной нагрузки
- Коплик Е.В.//Вестн. нов. мед. технол. -2002. -Том 9, № 1. -С. 16-18.
- Судаков К.В.//Вестник Международной академии наук (Русская секция). -2006. -№ 1.
- Судаков К.В.//Журнал неврологии и психиатрии. -2005. -Т.2.
- Судаков К.В.//Вестник РАМН. -2008. -№ 11.