Изменение специфического профиля энергообеспечения стайеров при переходе на марафонскую дистанцию

Бесплатный доступ

В статье анализируются принципиальные различия в механизмах и источниках энергетического обеспечения соревновательной деятельности в беге на марафонскую дистанцию и стайерском беге, поскольку именно они, по мнению авторов, должны определять стратегию и содержание специальной подготовки спортсменов в момент начала узкой специализации в беге на сверхдлинные дистанции.

Выносливость, марафон, энергетический компонент, энергообеспечение, жиры, углеводы

Короткий адрес: https://sciup.org/140125514

IDR: 140125514

Текст научной статьи Изменение специфического профиля энергообеспечения стайеров при переходе на марафонскую дистанцию

Введение. Одной из специфических особенностей подготовки спортсменов к регулярным выступлениям в марафоне является то обстоятельство, что “входом” для данного процесса является процесс многолетней подготовки в беге на средние и длинные дистанции. Несмотря на имеющиеся данные об участии в марафоне бегунов в возрасте уже 6 лет (5:25:09), следует констатировать тот факт, что возраст начала специализации элитных бегунов находится в диапазоне от 18 до 32 лет. При этом средний возраст призеров Олимпийских игр и чемпионатов мира остается относительно стабильным на протяжении двух десятков лет и составляет 29 – 30 лет. Узкая специализация, т.е. переход со стайерских дистанций на марафонскую, рассматривается многими бегунами как реальный способ максимальной реализации индивидуальных потенциальных возможностей. В данной ситуации актуальным становится вопрос о стратегии подготовки непосредственно к первому старту, поскольку именно в момент смены спортивной специализации наиболее высока степень риска потери ресурсов вследствие высокой нагрузочной стоимости каждой неудачной соревновательной попытки.

Задачи и организация исследования. Основной задачей исследований на данном этапе являлось определение главных целевых ориентиров в период начальной специализации в марафонском беге. Задача решалась в двух направлениях:

  • 1 . Анализировался эмпирический опыт подготовки спортсменов путем сравнительного анализа параметрических данных, характеризующих различия в содержании тренировочного процесса стайеров и марафонцев.

  • 2 . Изучались значимые характеристики и, соответственно, принципиальные различия специфического профиля энергообеспечения у бегунов на длинные и сверхдлинные дистанции. Для решения данной задачи проводился анализ литературных источников, в которых предметом исследований в той или иной степени являлся данный вопрос.

Результаты исследований. Анализ тренировочного процесса позволил уточнить некоторые моменты, касающиеся особенностей подготовки спортсменов, специализирующихся в беге на сверхдлинные дистанции в период подготовки к первому старту. Так установлено, что всем, так называемым, успешным выступлениям предшествовал период подготовки не менее 6 месяцев (от 28 до 38 недель). Подготовка, которая занимала меньший промежуток времени от 9 недель (минимальный зафиксированный период) до 18 недель, позволяла спортсменам лишь закончить дистанцию, при этом недостатки в подготовке бегунам приходилось во всех случаях компенсировать предельными волевыми усилиями.

Таким образом, оптимальным периодом для подготовки к первому старту в беге на сверхдлинные дистанции можно назвать период от 6 месяцев. Вероятно, данный промежуток времени необходим спортсменам для того, чтобы сформировать минимальный необходимый комплекс ответных реакций организма на изменение тренировочных воздействий.

Изучение характеристик тренировочного процесса высококвалифицированных бегунов-марафонцев позволяет утверждать, что для периода переориентации стайеров на марафонскую дистанцию характерным являются следующие изменения в структуре тренировочных нагрузок:

– увеличение общего объема бега на 15 – 20% в году (до 8000 км);

  • –    увеличение показателей максимального месячного объема до 650 – 700 км в подготовительном периоде;

  • –    увеличение показателей максимального недельного объема до 210 – 240 км в подготовительном периоде

  • –    объем бега в аэробном режиме у марафонцев на 15-20% больше чем у стайеров;

  • –    объем бега в смешанном режиме энергообеспечения у марафонцев на 10 % больше чем у стайеров;

  • –    объем бега в преимущественном анаэробном режиме энергообеспечения в некоторых случаях составляет менее 1 % от общего объема бега;

  • –    в структуре беговых нагрузок марафонцев доминирующее положение занимает длительный бег в аэробном режиме энергообеспечения (до 80% всех беговых тренировок), на втором месте – темповой (до 10% всех тренировок), на третьем месте – бег на отрезках от 1000 м до 3000 м (до 9% всех тренировок).

Представленные характеристики тренировочного процесса бегунов марафонцев, свидетельствует о его выраженной ориентации на развитие выносливости к длительному бегу в аэробном режиме энергообеспечения.

Полученные нами данные об основных параметрах тренировочного процесса бегунов вписываются в диапазоны количественных характеристик, рекомендуемых в специальной литературе. Освоение количественных показателей беговой нагрузки, характерной для марафонцев, не вызывает особых проблем при правильной организации тренировочного процесса и соблюдении ряда условий, так как фактические максимальные объемы их беговой нагрузки находятся на нижней границе рекомендуемых для марафонцев.

Несомненно, что анализ эмпирического опыта подготовки спортсменов дает общее понимание о необходимости изменения и направлении вектора подготовки. Однако более глубокое понимание стратегии подготовки на данном этапе невозможно без изучения специфических механизмов энергообеспечения соревновательной деятельности в марафонском беге, в том числе и принципиальных ее отличий от специфики энергообеспечения в стайерском беге.

Анализ специальной литературы позволил сделать нам определенные обобщения относительно специфики энергообеспечения мышечной деятельности при преодолении стайерских дистанций и марафона.

Двумя основными источниками энергии при мышечной деятельности являются накопленные в организме жиры (триглицериды) и углеводы (гликоген и глюкоза). До тех пор пока углеводы и жир доступны мышце, они используются как субстраты аэробного энергообеспечения для поддержания мышечных сокращений. Соотношение между окисляемыми углеводами и жирами определяется мощностью аэробной работы: чем больше относительная мощность выполняемой работы, тем относительно выше энергетический вклад окисляемых углеводов и соответственно меньше вклад окисляемых жиров в общее энергообеспечение работающих мышц [4].

Таким образом, принципиальным отличием специфического энергетического профиля подготовленности бегунов на длинные и сверхдлинные дистанции является различие в источниках (субстратах) энергообеспечения мышечной работы. Так мышечный гликоген является основным субстратом окисления во время интенсивной мышечной работы, т.е. в беге на длинные дистанции. Скорость его расходования находится в прямой связи с относительной мощностью работы (% МПК) и в обратной связи с содержанием в мышце. Чем больше мощность работы (сила сокращения мышц), тем выше скорость расходования мышечного гликогена. [2, 4].

Аэробная тренировка приводит к снижению среднего дыхательного коэффициента при длительной стандартной работе, что свидетельствует о том, что большая часть энергии вырабатывается за счет окисления жиров [1, 2, 4]. С точки зрения энергетического обмена, интенсивная нагрузка продолжительностью 90 мин представляет собой критическую величину: запасов углеводов в мышцах и печени практически не хватает для преодоления марафонской дистанции даже несмотря на углеводное питание во время работы.

Таким образом, использование жиров в качестве энергетического субстрата окисления является наиболее предпочтительным во время длительной мышечной работы, т.е. в беге на сверхдлинные длинные дистанции.

Считается, что способность к «окислению жиров» позволяет экономнее расходовать гликоген и, следовательно, отдалить наступление утомления [3, 8]. При тренировках на выносливость спортсмены могут заметно повысить скорость окисления жиров, тем самым увеличивая время интенсивных физических нагрузок перед тем, как организм начнет испытывать углеводное голодание [9].

Одной из специфических особенностей марафонской дистанции является активное использование при подготовке к ней «пищевых стратегий», что не является характерным для других дисциплин легкой атлетики, где вопросы манипуляции с пищевым рационом в большей степени относится к факторам, обеспечивающим эффективное восстановление и только.

Можно выделить несколько направлений, в которых осуществляются манипуляции с пищевым рационом в процессе подготовки к марафону и участия в нем:

  • –    увеличение запасов эндогенных субстратов в виде гликогена перед участием в соревнованиях;

  • –    восполнение запасов эндогенных субстратов в виде гликогена непосредственно в ходе соревнований;

  • –    использование различных энергетических субстратов непосредственно перед тренировочными нагрузками с целью «запуска» необходимых метаболических реакций, направленных на активацию жирового компонента в структуре энергообеспечения.

Анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что в исследованиях, посвященных изучению механизмов энергообеспечения в марафонском беге, наблюдается смещение акцента на обоснование эффективности применения пищевых стратегий в подготовке марафонцев. В этой ситуации можно говорить о недостатке информации об эффективных средствах и методах тренировки в исследуемом виде спортивной деятельности. Таким образом, проблема трансформации новейших знаний в области физиологии и биохимии в плоскость педагогических технологий применительно к исследуемой нами спортивной дисциплине остается актуальной. Так, вывод о том, что способность мышц к утилизации жировых запасов является важным адаптационным эффектом марафонской тренировки, делается на основании исследований, проведенных на бегунах данной специализации. При этом ключевой вопрос о том, каким способом были достигнуты данные адаптационные изменения у конкретного спортсмена из исследуемой выборки, остается вне зоны внимания.

Очевидным является тот факт, что значительные объемы использования такого тренировочного средства, как длительный бег продолжительностью до 2 – 3 часов, является основным отличием тренировки марафонцев от тренировок бегунов на длинные дистанции. Дальнейшая детализация и реализация данного тезиса происходит на уровне собственного понимания и интерпретации специалистами-практиками, которым эмпирическим путем приходиться находить ответы на вопросы о продолжительности таких нагрузок, об объемах использования, о возможности добиваться целевого адаптационного эффекта другими, более эффективными средствами и методами тренировки.

Проведенный анализ специфических особенностей протекания биоэнергетических процессов в ходе преодоления соревновательной дистанции в стайерском и марафонском беге позволил нам сформулировать рабочую гипотезу. Мы считаем, что в рамках тренировочного процесса бегунов-марафонцев возможна интенсификация процессов липидного обмена за счет использования в начале длительного тренировочного занятия аэробной направленности различных вариантов беговой нагрузки, акцентиро-ванно направленной на истощение запасов мышечного гликогена. В данном случае мы исходим из того факта, что рабочие мышцы потребляют смесь метаболических субстратов, а относительный вклад жиров и углеводов к этой смеси находится в динамической зависимости от интенсивности работы и размера доступных резервуаров гликогена. Поскольку углеводы составляют большую долю при мышечной работе более высокой интенсивности, в то время как жир составляет большую долю, когда имеющиеся в наличии гликогена истощаются, то логично было бы ожидать активации липидного обмена в той ситуации, которую мы намерены смоделировать в ходе тренировки.

Предполагается, что такой подход может способствовать формированию целевого специфического профиля подготовленности за счет интеграции двух направлений.

Первое – стимулирование специфических биоэнергетических механизмов на фоне исчерпания углеводных субстратов.

Второе – использование в “истощающей” части тренировочного занятия беговых нагрузок, приближенных по структуре двигательного акта и интенсивности упражнения к целевой соревновательной скорости, чего невозможно достичь при длительной работе ввиду значительной нагрузочной стоимости.

Заключение. Принципиальным отличием специфического энергетического профиля подготовленности бегунов на длинные и сверхдлинные дистанции является различия в источниках (субстратах) энергообеспечения мышечной работы. Проведенные исследования позволяют утверждать, что генеральным направлением при создании специфического профиля подготовленности бегунов-марафонцев должно быть формирование и совершенствование «энергетического» компонента подготовленности, то есть способности организма спортсмена утилизировать большое количество липидов в качестве энергетического субстрата.

Стратегия формирования специфического профиля энергообеспечения является основным условием снижения рисков потери ресурсов на этапе начальной специализации в марафонском беге. Проведенные исследования указывают на необходимость дальнейшего научного поиска в направлении трансформации знаний в области смежных научных дисциплин (физиологии, биохимии и т.д.) в технологическую плоскость. В этом плане перспективным является исследование эффекта от использования в тренировочном процессе бегунов-марафонцев различных вариантов тренировочных заданий, направленных на активизацию жирового компонента в структуре специфического энергообеспечения.

Список литературы Изменение специфического профиля энергообеспечения стайеров при переходе на марафонскую дистанцию

  • Арсели, Э. Тренировка в марафонском беге: научный подход/Э. Арсели, Р. Канова. -М.: Изд-во «Терра-Спорт», 2000. -67 с.
  • Волков, Н.И. Биохимия мышечной деятельности/Н.И. Волков, Э.Н. Несен, А.А. Осипенко, С.Н. Корсун. -М., Изд-во: Олимпийская литература, 2000. -494 с.
  • Мякинченко, Е.Б. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта/Е.Б. Мякинченко, В.Н. Селуянов. -М.: ТВТ Дивизион, 2009. -360 с.
  • Янсен, П. ЧСС, лактат и тренировки на выносливость/П. Янсен. Пер. с англ. -Мурманск: Изд-во «Тулома», 2006. -160 с.
  • Burke, L.M., and Hawley, J.A. Effects of short-term fat adaptation on metabolism and performance of prolonged exercise//Med. Sci. Sports Exerc. -2002.
  • Erlenbusch, M., Haub, M., Munoz, K., MacConnie, S., and Stillwell, B. Effect of high-fat or high-carbohydrate diets on endurance exercise: a meta-analysis//Int. J. Sport Nutr. Exerc. Metab. -2005. -№ 15 (1). -Р. 1-14.
  • Perry, C.G., Heigenhauser, G.J., Bonen, A., and Spriet, L.L. Highintensity aerobic interval training increases fat and carbohydrate metabolic capacities in human skeletal muscle//Appl. Physiol. Nutr. Metab. -2008. -№ 33 (6). -Р. 1112-1123.
  • Vogt M, Puntschart A, Howald H, Mueller B, Mannhart C, Gfeller-Tuescher L, Mullis Phoppeler, Effects of dietary fat on muscle substrates, metabolism, and performance in athletes./J. Med. Sci. Sports Exerc. 2003 Jun; №35(6). -P. 952-960.
  • Wee Kian Yeo, Andrew L. Carey, Louise Burke, Lawrence L. Spriet, and John A. Hawley, Fat adaptation in well-trained athletes: effects on cell metabolism./J. Appl. Physiol. nutr. metab. -2011. -№ 36. -P. 12-22.
  • Yeo, W.K., Lessard, S.J., Chen, Z.P., Garnham, A.P., Burke, L.M., Rivas, D.A., et al.//Fat adaptation followed by carbohydrate restoration increases AMPK activity in skeletal muscle from trained humans. J. Appl. Physiol. -2008. -№ 105(5). -Р. 1519-1526.
Еще
Статья научная