Изменения психологического профиля сотрудников спецподразделения полиции до и после служебных командировок
Автор: Гизатуллин Тагир Рафаилович, Исхаков Э.Р.
Журнал: Сибирский вестник психиатрии и наркологии @svpin
Рубрика: Этнопсихиатрия и этнонаркология
Статья в выпуске: 4 (85), 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются результаты исследования психологических особенностей сотрудников спецподразделений органов внутренних дел по Республике Башкортостан до и после служебно-боевых командировок по методике СМИЛ. Массивы данных подвергнуты процедуре автоматической классификации - кластерному анализу по методу К-средних. Приведены результаты психологических профилей 177 полицейских. Дана оценка психологическим изменениям и устойчивости сотрудников МВД.
Психологический профиль, сотрудник спецподразделения мвд, военизированный коллектив, смил
Короткий адрес: https://sciup.org/14295783
IDR: 14295783
Текст научной статьи Изменения психологического профиля сотрудников спецподразделения полиции до и после служебных командировок
расстройства различной степени выраженности, а частота стрессовых реакций составляет 10—25 %, что в свою очередь требует формирования системы реабилитации на основании новых знаний о психологических особенностях групп комбатантов [5].
Цель исследования: оценка изменений психологического статуса сотрудников полиции до и после выполнения оперативно-служебных и боевых задач.
Материалы и методы. Начиная с 2007 г. принята к использованию методика организации внеплановых психопрофилактических обследований сотрудников органов внутренних по Республике Башкортостан, выполняющих задачи в особых условиях [5, 6].
Среди многофакторного психологического исследования сотрудников военизированных коллективов, регламентированного рекомендациями, основное место занимает СМИЛ.
СМИЛ – это квантифицированный (количественный) метод оценки личности, который благодаря автоматизированному способу обработки результатов обследования исключает зависимость получаемых результатов от субъективности и опыта экспериментатора. Высокая надежность методики, наличие шкал достоверности и полифакторный характер интерпретации создали базу для широкого использования [7, 8].
Нами проведен анализ психологических профилей сотрудников спецподразделений МВД по Республике Башкортостан до и после служебно-боевых командировок на территорию Северокавказского региона по результатам тестирования по методике СМИЛ. В результате исследования выявляется психологический профиль личности, обусловленный текущей ситуацией, или структура болезненных изменений с личностными особенностями. Применение данной методики позволяет оценить мотивацию, самооценку, стиль межличностного поведения, акцентуации характера, форму реагирования на стрессовые ситуации и защитных реакций индивида, стиль мышления, приоритетные потребности, фоновое настроение, проблемы в личной сфере, склонность к суициду.
В аналитический материал вошли результаты внеплановых психопрофилактических обследований 177 сотрудников спецподразделе-ний органов внутренних по Республике Башкортостан, выполняющих задачи в особых условиях по методике СМИЛ. Психодиагностические исследования проводились до и после служебных командировок продолжительностью 6 месяцев. Возраст сотрудников варьировал от 21 года до 45 лет, количество командировок от 1 до 12. Анализ полученных результатов производился пошагово, с учетом показателей каждой шкалы теста. В массиве индивидуальных профилей установлена скрытая структура.
Для проверки этого предположения массивы СМИЛ-профилей перед отбытием субъектов обследования в спецкомандировку были подвергнуты процедуре автоматической классификации – кластерному анализу согласно методу К-средних [8].

Рис. 1. Психологические профили сотрудников спецподразделений органов внутренних по Республике Башкортостан до служебно-боевой командировки. (Незначимые [р>0,66] различия по F и 0).
Обозначения . Первая группа (95 чел.) – черным цветом, вторая группа (82 чел.) – белым цветом.
Результаты и обсуждение. Изучены психологические профили сотрудников спецподраз-делений органов внутренних дел по Республике Башкортостан перед отправкой в служебнобоевую командировку. Из всех обследованных сформированы две группы следующим образом: группа 1 – 95 полицейских (54 %); группа 2 – 82 сотрудника (46 %) соответственно.
В группу 1 вошли полицейские, чьи показатели занимают место у верхней границе «коридора нормы», а в группу 2 вошли полицейские, у которых показатели располагаются ближе к нижней границе коридора. Комбатанты в обеих группах проявили достоверность и искренность в ответах, что предоставляет возможность дальнейшего анализа результатов тестирования. Важным обстоятельством является нахождение всех характеристик обследуемых в так называемом коридоре нормы, то есть разброс всех выявленных показателей оставался в пределах от 30Т до 70Т. Изменения психологических характеристик в соответствии со шкалами СМИЛ с 56Т до 66Т определяли у обследуемого его ведущие психологические особенности. Высокие показатели (67—75Т и выше) определяют акцентуации, приводящие к социально-психологической дезадаптации различной степени, состоянию стресса, вызванного экстремальной ситуацией [8, 9, 11, 12].
В ходе пошагового анализа результатов, получившихся при переработке, психологических профилей по методике СМИЛ сотрудников спецподразделений МВД по РБ до командировок в «горячие точки» отмечены следующие особенности.
Достоверность и социальная интроверсия (шкалы «F» и «0») в обеих группах оказались схожи по показателям и имели достоверно незначимые различия (р>0,66) (рис. 1). Данные шкалы дают возможность оценить достаточную способность обследованных к самокритике, взвешенности, высокой психологической устойчивости, высокой работоспособности и удовлетворительному самочувствию. Полученные данные по шкале «0» свидетельствуют о возможности установления продуктивных социальных связей, возможности вести коллективные виды деятельности, обращенности внутреннего мира обследованных на интересы социума. Применительно к военнизованному коллективу вышеперечисленные характеристики положительно влияют на решение поставленных служебно-боевых задач перед подразделением.
Промежуточный итог анализа результатов психологического тестирования сотрудников спецподразделений МВД по РБ позволяет утверждать, что в целом коллектив, направленный в «горячую точку», характеризуется сплоченностью, доверительным и честным в отношением друг к другу, что очень важно в боевой обстановке.
Другие показатели по шкалам СМИЛ (шкалы «L», «K», «1—9») в обеих группах обследованных находились параллельно и достоверно различались (p>0,01). Несмотря на сходство профилей, в целом на рисунке 1 видно, что показатели по шкалам находятся на разных уровнях, а все они находятся в «коридоре нормы».
Анализ результатов показал, что после пребывания сотрудников органов внутренних дел в служебно-боевой командировке остались практически неизменными показатели достоверности и социальной интроверсии – шкалы «F» и «0», различия между ними по-прежнему оказались достоверно незначимыми (p>0,16). По количеству сотрудников в группах произошли изменения: группу 1 составили 64 (36 %) сотрудника, группа 2 состояла из 84 (48 %) человек. Отличительной особенностью военнизо-ванного коллектива по прибытию, согласно тестированию, стало появление категории лиц в количестве 29 (16 %) человек, чьи показатели были выше, чем в группах 1 и 2, что дало нам возможность выделить их в отдельную группу 3 (рис. 2).
После проведенного дополнительного персонального анализа состава групп сделано предположение, что группа 3 сформировалась из сотрудников, ранее вошедших в группу 1. Вновь сформированная (в результате служебно-боевой командировки) группа 3 имела показатели Т-баллов в «коридоре нормы». Тем не менее профиль имеет «пики» по шкалам «К», «2» и «8».

Рис. 2. Психологические профили сотрудников спецподразделений органов внутренних по Республике Башкортостан после служебно-боевой командировки. (Незначимые [р>0,16] различия по F и 0) Обозначения : группа 1 (64 чел.) – черным цветом, группа 2 (84 чел.) – белым цветом, группа 3 – серым цветом (29 чел.).
Интерпретация этих шкал характеризует вошедших в нее сотрудников физической и психологической усталостью, с проявлениями пессимисимизма. Часто сотрудники с таким восприятием окружающего мира в результате пребывания в спецкомандировке замыкаются в себе, и негативные переживания характеризуют их в течение продолжительного времени. В целом группу полицейских с данными психологическими профилями можно охарактеризовать как лиц с трудностями адаптации.
Необходимо отметить, что из 177 обследованных сотрудников полиции наибольшее число (148 комбатантов – 84 %) сформировали психологические профиля, близкие по значениям Т-баллов, что говорит о повышении психологической устойчивости и более адекватной адаптации в условиях боевой обстановки. В результате психологического исследования после возвращения из служебной командировки была выделена группа 3 в составе 29 человек (16 %). Данная группа полицейских после служебно-боевой командировки характеризуется значительной усталостью, с пессимистичностью и стремлением к одиночеству, а также у них имеются трудности адаптации. Это требует внимания психологов еще на этапе командировок и адекватной реабилитации в межкомандировочном периоде.
Заключение. Таким образом, проведенный анализ изменений психологических профилей полицейских до и после служебно-боевых командировок в Северокавказском регионе позволяет утверждать о том, что до отправления среди всех сотрудников имеются 2 основных психопрофиля и 3 вида психологических профилей после возвращения. После возвращения выделяется третий вид психологического профиля. Данная группа полицейских в результате служебно-боевой командировки характеризуется значительной усталостью, пессимистично- стью и индивидуалистичностью, а также у них имеются трудности адаптации. Принимая во внимание тот факт, что сегодня работа полицейского многогранна и выходит за пределы только лишь охраны общественного порядка, внимание специалистов привлекают не только психологические особенности, выявляемые в ходе проведенного исследования, но и способы их реализации на практике в реабилитации сотрудников полиции и формирования системы профилактических мероприятий [12].