Изображение кукол в творчестве Александра Бенуа: интермедиальный контекст

Автор: Марков А.В.

Журнал: Культурное наследие России @kultnasledie

Рубрика: Искусство, образование, наука

Статья в выпуске: 1, 2024 года.

Бесплатный доступ

Александр Бенуа создал канон изображения игрушек, исходя из ряда сценариев обращения с игрушками: мысленное оживление и театрализация, коллекционирование и антропологический интерес. Но его программа введения игрушек в мир визуального была осуществлена внутри рождения новых визуальных медиа: художественной открытки, городской фотографии и кинематографа. Этот интермедиальный контекст обычно ускользает от внимания искусствоведов, но именно он объясняет отношение между чистой репрезентацией свойств игрушек и театрализацией окружающего мира. Для Бенуа игрушка не столько обладает фактурой, сколько уже принята в игру и оживает на фоне фактур других игрушек; тогда как взгляд принадлежит игрушке, а не играющему, и характер взгляда самой игрушки определяет порядок ее восприятия. Сравнение работ Бенуа с другими решениями художников объединения «Мир искусства», таких как Мстислав Добужинский, позволяет говорить об открытии детства как времени умиления или фотографического «пунктума», продуктивном для сценических экспериментов.

Еще

Александр Бенуа, «Мир искусства», кукла, игрушка, фотографическое, репрезентация, философия куклы

Короткий адрес: https://sciup.org/170206255

IDR: 170206255   |   DOI: 10.34685/HI.2024.44.1.002

Список литературы Изображение кукол в творчестве Александра Бенуа: интермедиальный контекст

  • Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. 196 с.
  • Бартрам Н. Д. О возможности возрождения в игрушке народного творчества // Аполлон. 1912. № 2. С. 55–64.
  • Бенуа А.Н. Игрушки // Аполлон. 1912. № 2. С. 49–54.
  • Борюшкина Е.Н. Идея синтеза в «Азбуке в картинах» Александра Бенуа // Синтез в русской и мировой художественной культуре. Материалы XIX Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти Алексея Федоровича Лосева. М.: Литера, 2019. С. 77–80.
  • Буткова О. Волшебство и механика: сказочные герои и темы среди кукол и марионеток Серебряного века // Вопросы театра. 2012. № 3–4. С. 154–165.
  • Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ, и вступ. статья А. Д. Ковалева М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. 304 с.
  • Кем Т.Е. Образ Сары Бернар во французской иллюстрированной прессе 1870–1920 годов // Артикульт. 2023. № 3 (51). С. 62–96.
  • Куренной В.А., Сувалко А.С. Художественные ремесла в эпоху технической воспроизводимости: случай русской дымковской игрушки // Мир России. Социология. Этнология. 2022. Т. 31. № 3. С. 136–154.
  • Марков А.В. Игрушечное производство Бартрама как сеть знания // Stasis. 2022. Т. 14. № 2. С. 61–82.
  • Мозохина Н.А. А.Н. Бенуа как художественный лидер издательства при Общине св. Евгении // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2009. № 1. С. 151–159.
  • Сендерович С.Я., Шварц Е.М. Кукольная театральность мира: к характеристике Серебряного века, Опыт феноменографии одной культурной эпохи // Сендерович С.Я. Фигура сокрытия. Избранные работы. Т. 1. О русской поэзии XIX и XX веков. Об истории русской художественной культуры М.: Языки славянской культуры, 2012. С. 541–595.
  • Штайн О.А. От субъекта к субъектности: биография и топография // Истина и диалог. СПб.: РХГА, 2013. С. 1–6.
Еще
Статья научная