Изображения воинов на памятнике Эгемберди Датка в Таласской долине Кыргызстана

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521995

IDR: 14521995

Текст статьи Изображения воинов на памятнике Эгемберди Датка в Таласской долине Кыргызстана

Традиция изображать воинов в культуре кыргызов восходит к эпохе раннего средневековья. К этому периоду относятся изображения всадников с луками и стрелами из Копенского чаатаса и рисунки воинов и охотников на Сулекской писанице в Минусинской котловине. В долине Енисея найдено несколько бронзовых бляшек, на которых показаны всадники в панцирях с копьями в руках, с мечами и колчанами на поясе – кыргызские воины-батыры [Худяков, 1980, табл. L, LI].

В IX в., одержав победы над уйгурами, кыргызы образовали Кыргызский каганат, охвативший всю территорию Центральной Азии. Отряды кыргызских воинов совершали далекие походы в Забайкалье, Ордос, восточный Тянь-Шань. Их изображения можно встретить в разных районах Центральной Азии. Так, рисунок кыргызского воина есть среди петроглифов Барун-Бичигита в Гобийском Алтае (Монголия) [Волков, 1965, рис. 1, 1 ] и на фресках городища Кум-Тура в Восточном Туркестане [Худяков, 1979, с. 105–109].

Сложившаяся в кыргызской культуре традиция изображать воинов и охотников сохранялась у кыргызов Тянь-Шаня до позднего средневековья и нового времени. У современных кыргызов прослеживаются некоторые пережитки доисламских верований, в т.ч. рисунки воинов на погребальных памятниках – гумбезах , хотя в исламе не принято изображать на них людей и животных. Этот тип сооружений получил распространения на Тянь-Шане и в Семиречье в эпоху развитого средневековья. Подобные надгробные памятники кыргызы устанавливали в XVI–XX вв. [Бернштам, 1950, с. 39]. При оформлении сооружений на могилах известных батыров и охотников воспроизводили сцены охоты и перекочевки, а умерших рисовали с оружием в руках.

Одним из первых свидетельств использования воинских атрибутов при оформлении надмогильных сооружений на Тянь-Шане стало описание могилы батыра Ногоя на Иссык-Куле, составленное Ч.Ч. Валихановым во время путешествия по Кыргызстану в середине XIX в. Он упоминает гумбез Ногоя – одно из великолепных сооружений, возведенных в честь батыра из рода Салмаке. Ему удалось зарисовать и описать гумбез Джантая из рода Атаке-сарыбагыша [Валиханов, 1984, с. 330–331].

В дальнейшем памятник был осмотрен П.П. Семеновым-Тянь-Шан-ским. Он обратил внимание на купол гумбеза, где изображен батыр Ногой, сидящий на коне, с длинной пикой в руке. За батыром стоит его сын Чон-Карач, а далее – все члены семейства Ногоя и ряд вьючных верблюдов [ Семенов-Тянь-Шанский, 1946, с. 182-183 ] .

В XX в. на традицию украшения гумбезов обращали внимание А.Н. Бернштам [1941, с. 111] и Б.А. Дуйшеев [1986, с. 70].

Вплоть до конца XVIII в. у кыргызов Тянь-Шаня сохранялась традиция помещения в могилу оружия умерших воинов [ Абрамзон, 1971, с. 325 ] .

Об изображенных на надмогильных сооружениях кыргызов фигурах воинов с оружием есть упоминания в героическом эпосе «Манас». Б.А. Дуйшеев, анализируя материалы К. Айдаркулова, отметил, что во второй части трилогии эпоса «Семетей» имеется описание возведения Каныкей (женой Манаса) гумбеза в память о знаменитом муже-богатыре. Здесь же говорится о росписях на гумбезе Манаса. Согласно эпосу, Ка-ныкей соорудила на берегу р. Талас монументальный гумбез – прообраз ханской ставки. Это была куполообразная ставка-юрта с величественным порталом. Вход украшал богатый декор кыял – символ непобедимости и безграничной власти погребенного. «Интерьер гумбеза составляли жанровые сцены эпических богатырей. Центральной фигурой был сам Манас, здесь же – звери покровители: тигр, лев, леопард, орел. Манас представлялся в доспехах и во всеоружии, на боевом коне, также в панцирной попоне. Его спутники-богатыри: кырк чоро (сорок сподвижников, сорок витязей. – Х.Ю. , О.Ж. ), изображались в бою и единоборстве с врагами. Здесь же и многочисленные бытовые сцены, отображающие полукочевой образ жизни киргизского народа» [Дуйшеев, 1986, с. 71–72]. Можно предположить, что такие гумбезы с богато оформленными военными, охотничьими и бытовыми сценами получили распространение у кыргызов с эпохи средневековья.

В ходе экспедиционной поездки в Таласскую долину в марте 2013 г. нами был осмотрен мавзолей Эгемберди датка . Гумбез расположен в непосредственной близостью от дороги Талас – Бишкек, к северу от трассы. Здание современной постройки облицовано белым и серым камнем, имеет центральную и четыре угловых башни, над которыми возвышаются фигуры в виде полумесяца. Угловые башни снабжены колоннами. В верхней части здания расположены узкие окна. Сооружение возведено на фундаменте. К входной деревянной двери гумбеза ведет лестница из нескольких ступеней. Над дверью висит табличка с надписью, что это – могила известного кыргызского деятеля Эгемберди датка, жившего в XIX в. Гумбез огражден железными забором на фундаменте. У входа в мавзолей есть железные ворота, которые декорированы скрещенными саблями и округлыми щитами из железа. Подобные композиции имеются на каждой створке ворот.

От ворот до гумбеза ведет дорожка, огражденная рядами невысоких железных столбиков, соединенных цепями. За воротами на квадратных фундаментах установлены две скульптуры кыргызских воинов. Они показаны в колпаках, плащах-накидках и верхней одежде, с копьями и щи- тами в руках. Концы плаща-накидки соединены круглой бляхой. На руке, в которой воин держит древко копья, изображена боевая рукавица. На копьях выделены наконечники и бунчуки. Наконечники имеют узкое граненое перо с остроугольным острием и коническую втулку с кольцом, где крепится бунчук. Копья были рассчитаны на пробивание панцирной брони. Щиты имеют округлую форму. На внешней поверхности щитов выполнены барельефы: голова льва внутри округлого обода. У воинов показаны поясные ремни с широкой прямоугольной бляхой. Скульптуры окрашены в коричневый цвет. Данное надмогильное сооружение отличается своеобразием (см. рисунок).

По сведениям, полученным от информатора Жоробек уулу Эстебес, Эгемберди датка, погребенный в гумбезе, был известным деятелем у кыр-гызов Таласской долины. Его дедушка Бостон был бием в местности Кызыл-Жар, которая находится в долине Аксы. После смерти Бостона его вдова с двумя сыновьями переехала жить в Талас, поскольку была родом из с. Кок-Ой в Таласской долине. Младший из братьев – Бекболот – умер в 35 лет. Через год его брат Жанболот, проведя поминки по Бекболоту, взял в жены его вдову, согласно обычаям того времени. Тогда Эгемберди было три года. У него был старший брат Эшей, должен был родиться младший брат, которого называли Эшаалы. Все они были детьми Бекболота.

С детства Эгемберди выделялся способностями. Когда ему исполнилось 14 лет, он уже стал добрым молодцем, справедливым, честным

Гумбез Эгемберди датка в Таласской долине.

и уважаемым человеком. Ему пришлось с малых лет решать некоторые спорные вопросы, которые могли перерасти в межродовые ссоры. Поскольку Эгемберди пользовался большим уважением среди населения Таласской долины, глава местного исполнительного органа власти аким вручил ему печать и присвоил почетное звание датка . В течение многих лет, вплоть до конца жизни, Эгемберди был даткой Таласской долины. Он умер в 75 лет [Жоробек…, 2013]. Память об этом человеке сохранилась у местных жителей до настоящего времени, о чем свидетельствует богато украшенный мавзолей.

Приведенные материалы свидетельствуют о сохранении кыргызами Тянь-Шаня традиции изображать воинов и оружие на погребальных памятниках до этнографической современности.

Статья