Изучение влияния лецитина и глюкозы на ростовые свойства штаммов Streptococcus pneumoniae

Автор: Сидоров Никита Геннадьевич, Поддубиков Александр Владимирович

Журнал: Вестник Пермского университета. Серия: Биология @vestnik-psu-bio

Рубрика: Микробиология

Статья в выпуске: 3, 2022 года.

Бесплатный доступ

Представлены результаты оценки влияния добавления в среду культивирования (сердечно-мозговой бульон) глюкозы и лецитина на скорость и накопление биомассы различных штаммов Streptococcus pneumoniae: № 3405, серотип 4 (К-4); № 16082, серотип 14 (К-14); № 3391, нестабильный в образовании капсулы (R-форма). Наблюдалось увеличение накопления биомассы штамма № 3405 (К-4) на 10% в варианте с добавлением лецитина; увеличение биомассы на 64% и удлинение стационарной фазы у штамма № 16082 (К-14) при выращивании с добавлением глюкозы; увеличение прироста биомассы штамма № 3391 (R-форма) на 37.5% и продление длительности стационарной фазы происходили при выращивании с лецитином. Показано, что лецитин и глюкоза по-разному влияли на рост исследованных штаммов пневмококка. Наиболее перспективным и технологичным оказался штамм № 16082 (К-14), который имел более стабильный рост в течение трех пассажей и во всех трех случаях идентифицировался с высоким коэффициентом достоверности («score value» 2>) при проведении MALDI-TOF масс-спектрометрии, обладал более высоким уровень накопления биомассы, отличался наиболее плотным осадком биомассы. В результате проведенных исследований отобран штамм, определены оптимальный состав питательной среды и соответствующие условия культивирования с целью получения наиболее высокого выхода биомассы S. pneumoniae.

Еще

Streptococcus pneumoniae, пневмококк, лецитин, фосфотидилхолин, глюкоза

Короткий адрес: https://sciup.org/147239674

IDR: 147239674   |   DOI: 10.17072/1994-9952-2022-3-235-240

Текст научной статьи Изучение влияния лецитина и глюкозы на ростовые свойства штаммов Streptococcus pneumoniae

Streptococcus pneumoniae (пневмококк) бессимптомно колонизирует носоглотку человека, у детей и иммунокомпрометированных лиц он способен являться причиной ряда тяжелых заболеваний: пневмония, менингит, бактериемия, средний отит и др. [Маянский и др., 2014; Brooks, Mias, 2018; Luck, Tettelin, Orihuela, 2020; Masomian et al., 2020; Agnew et al., 2022].

Бескапсульные формы и оптохинрезистентные изоляты S. pneumoniae , которые имеют значение в развитии пневмококковых инфекций, не всегда позволяют осуществить идентификацию с помощью существующих диагностических методов [Ing et al., 2012; Magomani et al., 2014; Keller, Robinson, McDaniel, 2016; Varghese, Jayaraman, Veeraraghavan, 2017; Chen et al., 2020; Jia et al., 2022;].

Использование видоспецифических антигенов S. pneumoniae является перспективным направлением для создания методов диагностики пневмококка. Одними из видоспецифических антигенов пневмококка являются уникальные по своей структуре тейхоевые кислоты (ТК) и липотейхоевые кислоты (ЛТК), которые могут рассматриваться в качестве кандидатов для создания диагностических средств [Denpaite et al., 2012; Сидоров, Поддубиков, 2021].

Пневмококк требователен к условиям культивирования [Лабораторная диагностика …, 2017; Oktari et al., 2019], поэтому было важным отобрать штамм, который способен расти в условиях искусственного выращивания без потери первоначальных биологических свойств, обладает стабильным ростом и отличается высоким уровнем выхода биомассы.

Известно, что рост и модификации клеточной стенки пневмококка зависят от холина [Maestro, Sanz, 2016; Bärland et al., 2022]. По данным литературы, фосфотидилхолин (лецитин) является поставщиком холина, и при внесении 0.01 г/л лецитина в питательный бульон происходит индукция размножения и экспрессия синтеза клеточных тейхоевых кислот пневмококка [Кветная, Железнова, 2014].

Исходя из литературных данных, S. mutans , выращенный в присутствии 0.5%-ного раствора глюкозы содержал повышенное количество ЛТК. Принимая во внимание тот факт, что глюкоза входит в состав повторяющихся цепей ТК и ЛТК пневмококка, в дальнейших экспериментах было важно оценить влияние глюкозы на ростовые свойства S. pneumoniae [Jacques et al., 1979].

Цель исследования – изучение влияния лецитина и глюкозы на ростовые свойства штаммов S. pneumoniae при выращивании клеток на полноценных питательных средах.

Объекты и методы исследования

Объектами исследования являлись штаммы S. pneumoniae : № 3405 (К-4), № 16082 (К-14), № 3391 (R-форма), полученные из Коллекции микроорганизмов III и IV групп патогенности ЦКП НИИВС им. И.И. Мечникова. Принадлежность использованных штаммов к виду S. pneumoniae подтверждали на основании исследования морфологических и культуральных свойств с помощью масс-спектрометрии с использованием прибора «MALDI Biotyper sirius RUO System» (Bruker, США). Для подтверждения серотиповой принадлежности применяли специфические пневмококковые антисыворотки (Statens Serum Institut, Дания).

Получение рабочих культур и оценку стабильности роста проводили путем проведения трех последовательных пассажей на кровяной агар с 5%-ным содержанием лошадиной дефибринированной крови (ЭКОлаб, Россия).

В качестве среды для культивирования использовали сердечно-мозговой бульон (Mast Group, Великобритания), в качестве дополнительных компонентов применяли глюкозу (Агат, Россия) или лецитин (AppliChem, Германия).

В ходе исследования были приготовлены три варианта питательной среды. В первые три контрольных флакона помещали 300 мл среды. В последующие три флакона добавляли 285 мл среды и 15 мл 10% глюкозы. В последние три флакона вносили 300 мл среды и 0.003 г лецитина. В каждый флакон вносили

1 мл бактериальной суспензии соответствующего штамма с показателем мутности 0.8 ед. МакФарланда (McF).

Штаммы культивировали в течение 24 ч. при температуре 37°C в инкубаторе с 5%-ным содержанием CO 2 и постоянным перемешиванием на шейкере «Elpan laboratory shaker type 358S» (Elpan, Польша). Каждый час в течение 10 ч. и по окончанию инкубации – 24 ч., производили оценку динамических показателей роста на приборе «Densi-La-Meter» (PLIVA-Lachema Diagnostika, Словакия).

По истечении 24 ч. инкубации образцы проверяли на микробиологическую чистоту путем посева 100 мкл из каждого флакона на кровяной агар с 5%-ным содержанием лошадиной дефибринированной крови с изучением фенотипических признаков. Идентификацию осуществляли с помощью MALDI TOF масс-спектрометрии. Оценку влияния добавления в среду культивирования глюкозы и лецитина на скорость и накопление биомассы различных штаммов S. pneumoniae выявляли путем сравнения показателя мутно-

сти исследуемых вариантов с контролем.

Кривые роста штамма Streptococcus pneumoniae W» 16082

0              1             10             11             zo

Чесы иниубации

• Кайерам -•■ Камерам * Слимы ■ ■ а ■ Каперам * Лащеем Кривые роста штамма Streptococcus pneumoniae W 3405

Чесы ННхуОации

Кривые роста штаммов S. pneumoniae.

Контроль — сердечно-мозговой бульон; * — р <0.01 по сравнению с контролем

[Growth curves of Streptococcus pneumoniae strains.

Staridart — Brain Heart Infusion Broth; * — p <0.01 compared to control]

Эксперимент по инкубированию штаммов был воспроизведён трижды. На основе полученных средних значений строили графики с кривыми роста для трех различных штаммов S. pneumoniae при культивировании в средах различного состава. Все данные подвергались статистическому анализу. Результаты обрабатывали с помощью стандартного программного пакета Microsoft Excel для Windows. Данные на графиках представляли как среднее (М) ± квадратичное отклонение (SD). Корреляционный анализ проведен с применением коэффициента t Стьюдента. Критический уровень значимости статистических различий принимали равным 0.01.

Результаты и их обсуждение

В результате оценки влияния добавления в среду культивирования глюкозы и лецитина на скорость и накопление биомассы различных штаммов S. pneumoniae было отмечено несколько основных моментов (рисунок). Штамм S. pneumoniae № 16082 (К-14) в присутствии глюкозы выходил на стационарную фазу при более высоком показателе мутности по сравнению с контролем и с вариантом с добавлением лецитина. При этом фаза стационарного роста была более продолжительной, в то время как два других варианта на момент 24 ч. уже находились в фазе отмирания. Увеличение биомассы на 64% происходило именно в варианте с добавлением глюкозы.

Для штамма S. pneumoniae № 3405 (К-4) более эффективным ростовым фактором оказался лецитин. Лецитин оказывал влияние на время роста и увеличивал накопление биомассы на 10%.

При культивировании штамма S. pneumoniae № 3391 (R-форма) происходило увеличение накопления биомассы на 37.5% при выращивании с лецитином. В присутствии лецитина заметно увеличивалась продолжительность стационарной фазы роста бактериальных клеток. Следует отметить, что на 24 ч. инкубации штамм не вступил в фазу отмирания в варианте с добавлением лецитина в отличие от двух других вариаций культивирования.

Исходя из полученных результатов, следует отметить, что лецитин и глюкоза по-разному влияли на рост штаммов пневмококка.

Заключение

Полученные результаты проведенных экспериментальных исследований показали, что наиболее перспективным и технологичным оказался штамм № 16082 (К-14). Штамм № 16082 (К-14) имел более стабильный рост в течение трех пассажей и во всех трех случаях идентифицировался с высоким коэффициентом достоверности («score value» 2>) при проведении MALDI-TOF масс-спектрометрии, отличался более высоким уровнем накопления биомассы, обладал наиболее плотным осадком биомассы.

В результате выполненной работы отобран штамм, определены оптимальный состав питательной среды и подходящие условия культивирования для получения более высокого выхода биомассы S. pneumoniae .

Список литературы Изучение влияния лецитина и глюкозы на ростовые свойства штаммов Streptococcus pneumoniae

  • Кветная А.С., Железова Л.И. Стимулирующее влияние фосфотидилхолина (лецитина) на патогенные свойства пневмококка // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова. 2014. Т. 21, № 1. C. 48-51. doi: 10.24884/1607-4181-2014-21-1-48-51.
  • Лабораторная диагностика внебольничной пневмонии пневмококковой этиологии: метод. рекомендации. М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2017. 64 с.
  • Маянский Н.А. и др. Серотиповое разнообразие и резистентность пневмококков // Вестник Российской академии медицинских наук. 2014. Т. 69, № 7-8. С. 38-45. doi: 10.15690/vramn.v69i7-8.1108.
  • Микробиология: возбудители бактериальных воздушно -капельных инфекций / под общ. ред. Л.И. Кафарской. М.: Юрайт, 2020. 115 с.
  • Сидоров Н.Г., Поддубиков А.В. Видоспецифические антигены Streptococcus pneumoniae как перспектива создания диагностических средств // Инфекционные болезни. 2021. T. 19, № 4. С. 73-78. doi: 10.20953/1729-9225-2021-4-73-78.
  • Agnew H.N. et al. Streptococcus pneumoniae strains isolated from a single pediatric patient display distinct phenotypes // Frontiers in Cellular and Infection Microbiology. 2022. Vol. 12. Article 866259. doi: 10.3389/fcimb.2022.866259.
  • Barland N. et al. Mechanistic basis of choline import involved in teichoic acids and lipopolysaccharide modification // Science Advances. 2022. Vol. 8(9). Article eabm1122. doi:10.1126/sciadv.abm1122.
  • Brooks L.R.K., Mias G.I. Streptococcus pneumoniae's virulence and host immunity: Aging, diagnostics, and prevention // Frontiers in Immunology. 2018. Vol. 9. Article 1366. doi:10.3389/fimmu.2018.01366.
  • Chen H.H. et al. Non-typeable Streptococcus pneumoniae infection in a medical center in Taiwan after wide use of pneumococcal conjugate vaccine // Journal of Microbiology, Immunology and Infection. 2020. Vol. 53(1). P. 94-98. doi:10.1016/j.jmii.2018.04.001.
  • Denapaite D. et al. Biosynthesis of teichoic acids in Streptococcus pneumoniae and closely related species: lessons from genomes // Microbial Drug Resistance. 2012. Vol. 18(3). P. 344-358. doi: 10.1089/mdr.2012.0026.
  • Ing J. et al. Characterization of nontypeable and atypical Streptococcus pneumoniae pediatric isolates from 1994 to 2010 // Journal of Clinical Microbiology. 2012. Vol. 50(4). P. 1326-1330. doi: 10.15690/10.1128/jcm.05182-11.
  • Jacques N.A. et al. Effect of carbohydrate source and growth conditions on the production of lipoteichoic acid by Streptococcus mutans Ingbritt // Infection and Immunity. 1979. Vol. 26(3). P. 1079-1087. doi: 10.1128/iai.26.3.1079-1087.1979.
  • Jia J. et al. Identification and molecular epidemiology of routinely determined Streptococcus pneumoniae with negative Quellung reaction results // Journal of Clinical Laboratory Analysis. 2022. Vol. 36(4). Article 24293. doi: 10.1002/jcla.24293.
  • Keller L.E., Robinson D.A., McDaniel L.S. Nonencapsulated Streptococcus pneumoniae: Emergence and pathogenesis // mBio. 2016. Vol. 7(2). Article e01792. doi:10.1128/mBio.01792-15.
  • Luck J.N., Tettelin H., Orihuela C.J. Sugar-Coated Killer: Serotype 3 pneumococcal disease // Frontiers in Cellular and Infection Microbiology. 2020. Vol. 10. Article 613287. doi: fcimb.2020.613287.
  • Maestro B., Sanz J.M. Choline binding proteins from Streptococcus pneumoniae : A dual role as enzybi-otics and targets for the design of new antimicrobials // Antibiotics (Basel). 2016. Vol. 5(2). Article 21. doi : 10.3390/antibiotics5020021.
  • Magomani V. et al. Challenges of using molecular serotyping for surveillance of pneumococcal disease // Journal of Clinical Microbiology. 2014. Vol. 52(9). Article 3271-6. doi: 10.1128/JCM.01061-14.
  • Masomian M. et al. Development of Next Generation Streptococcus pneumoniae Vaccines Conferring Broad Protection // Vaccines (Basel). 2020. Vol. 8(1). Article 132. doi: 10.3390/vaccines8010132.
  • Oktari A. et al. The optimization of Human Blood Agar (HBA) for Streptococcus pneumonia growth // Journal of Physics Conference Series. 2019. Vol. 1280(2). Article 02200. doi: 10.1088/17426596/1280/2/022002.
  • Varghese R., Jayaraman R., Veeraraghavan B. Current challenges in the accurate identification of Streptococcus pneumoniae and its serogroups/serotypes in the vaccine era // Journal of Microbiological Methods. 2017. Vol. 141. P. 48-54. doi: 10.1016/j.mimet.2017.07.015.
Еще
Статья научная