Ядовитые вещества как средства совершения преступлений: методологические основы криминалистического изучения

Автор: Бекетова Ю.А.

Журнал: Огарёв-online @ogarev-online

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 16 т.12, 2024 года.

Бесплатный доступ

В механизме ряда преступлений, связанных с посягательствами на жизнь и здоровье человека, в качестве средств их совершения могут выступать ядовитые вещества. Автор рассматривает ядовитые вещества как особый объект изучения в криминалистике, являющийся источником важной информации, фактической основой для выдвижения следственных версий и определения направлений расследования преступлений. Также отмечается определенная специфика действий по применению указанных веществ в преступных целях, описывается образуемая ими характерная «следовая картина», что требует разработки и реализации специальных криминалистических приемов и методов.

Еще

Токсичные вещества, ядовитые вещества, яды, токсичность, криминальное отравление, средства преступления, способ преступления, следы

Короткий адрес: https://sciup.org/147250518

IDR: 147250518

Текст научной статьи Ядовитые вещества как средства совершения преступлений: методологические основы криминалистического изучения

Рассматривая любое преступление как объект криминалистического научного и практического познания, исследователи выделяют в его содержании различные элементы в зависимости от того, какой аспект принимается во внимание в качестве ведущего. С позиции системно-деятельностного подхода, который признается одним из эффективных методов изучения преступных деяний, обязательным элементом многих преступлений выступают средства их совершения.

Средства преступления, используемые в процессе совершения посягательства, усиливают поражающий эффект преступного действия, увеличивают вред, причиняемый объекту (предмету) посягательства. Наличие у преступника средств (орудий) в ряде случаев упрощает задачу совершения преступления, позволяет осуществить его с наименьшими затратами сил либо с минимальной опасностью быть изобличенным или причинить более тяжкий вред, либо делает единственно возможным совершить определенное преступление.

Категория «средства преступления» рассматривается как в уголовно-правовом, так и в криминалистическом аспектах, учитывая соответствующее ее значение для квалификации противоправных действий и разработки криминалистических методов раскрытия и расследования преступлений. Уголовно-правовое понимание средств преступного посягательства охватывает многообразие предметов материального мира, находящихся в непосредственном владении субъекта преступления и используемых им в процессе совершения преступления в качестве орудия воздействия на объект уголовно-правовой охраны [6, с. 452].

С позиции криминалистики средства преступления рассматриваются в более широком значении, как объекты, с помощью которых преступник осуществляет взаимодействие с окружающей средой в ходе реализации преступного замысла. Происходящие при этом взаимодействии процессы и явления вызывают в окружающей среде материальные изменения в виде следов-отражений, содержащих криминалистически значимую информацию [2, с. 125].

Различные преступления предполагают использование преступниками разных средств осуществления посягательства: огнестрельного и холодного оружия, взрывных устройств, орудий взлома, транспортных средств, поддельных документов и т.д. Достаточно широкий круг средств может быть использован преступником при совершении посягательств на жизнь и здоровье человека, в числе которых традиционно выделяют ядовитые и иные токсичные вещества, используемые для совершения убийств, причинения вреда здоровью и др.

Ядовитые вещества известны человеку с древних времен. Первые достоверные упоминания о ядах растений и животных относятся к историческим периодам развития человеческого общества до нашей эры и содержат преимущественно их описание, способы применения в лечебных целях [3, с. 21-22]. Очевидно, что одновременно с этим человек пришел к выводу и об опасности соответствующих веществ и уже пытался их использовать в противоправных целях, лишая других людей жизни, приводя их в бессознательное или болезненное состояния в различных криминальных ситуациях.

Исторические изыскания подтверждают факты использования ядовитых веществ в политических целях для устранения неугодных правителей, конкурентов в борьбе за власть. С периода Первой мировой войны высокотоксичные отравляющие вещества начинают применяться при ведении боевых действий. В бытовой сфере яды нередко используются для устранения неверного или неугодного супруга, с целью скорейшего или внеочередного получения наследства, завладения чужим имуществом и т.д.

Известное распространение ядов в криминальной практике обусловлено их специфическими свойствами:

  • 1)    сильным токсическим воздействием на организм человека даже в малых дозах (так, минимальная токсическая доза, вызывающая отравление, для мышьяка и его соединений составляет 5-50 мг, летальная доза, от которой человек погибает - 50-340 мг; для ртути такие дозы - 0,4 мг и 150-300 мг соответственно; летальная доза синильной кислоты - 50-100 мг, цианидов натрия и калия - 150 мг и 120 мг; минимальные смертельные дозы природных ядов, таких как нейротоксин кобры, столбнячный токсин и др., в десятки раз меньше);

  • 2)    доступностью многих ядовитых веществ, объясняемой широким использованием их в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, распространением их в природе и т.п.;

  • 3)    возможностью незаметного введения яда человеку (с пищей, посредством медицинских процедур под видом лекарственных препаратов, с воздушными смесями и др.);

  • 4)    отдаленностью в ряде случаев последствий введения яда в организм человека, в том числе в форме кумулятивного эффекта, когда яд небольшими дозами вводится неоднократно и постепенно накапливается в организме до такой концентрации, при которой проявится его токсическое действие (кумуляция характерна для соединений ртути, мышьяка, таллия, многих лекарственных препаратов);

  • 5)    широким спектром или стертой картиной симптомов действия многих ядовитых веществ, схожестью с симптоматикой некоторых заболеваний;

  • 6)    сложностью посмертного обнаружения следов ядовитых веществ в тканях и органах человека, обусловливаемой быстрой выводимостью вещества из организма до наступления смерти или разложением в результате внутренних биохимических процессов.

Научные представления о ядовитых веществах характеризуются отсутствием общепринятого определения понятия «яд». К группе ядов одни исследователи относили лишь определенные химические соединения, отличающиеся высокой токсичностью, в то время как другие подчеркивали отсутствие необходимости строгого разделения химических соединений на ядовитые и безопасные, придавая особое значение количеству поступившего в организм опасного вещества.

Современная токсикология оперирует понятием «токсичные вещества», понимая под ними химические соединения, способные в минимальных количествах вызывать тяжкие нарушения жизнедеятельности человека или его гибель. При этом яды рассматриваются как разновидность токсичных веществ.

Важнейшим исходным положением, определяющим возможность признания конкретного вещества ядовитым, следует считать тот факт, что все химические элементы и их соединения (и природного, и искусственного происхождения) при определенных условиях могут быть ядом, обладать свойством токсичности (негативно воздействовать на живой организм) и приводить к отравлениям. В этой связи большое внимание уделяется наряду с физико-химическими свойствами самого вещества также и условиям его токсического действия (дозе, путям введения, распределению, депонированию и путям выведения из организма, условиям внешней среды, состоянию организма, комбинированию с другими веществами, условиям хранения и пр.) [4, с. 198-199; 5, с. 293-296].

История криминалистики знает случаи использования в преступных целях самых разных токсичных веществ, как обладающих высокой степенью токсичности (соединения мышьяка, синильная кислота и ее производные и др.), так и веществ, которые в обычных условиях представляются неопасными (лекарственные препараты, пищевые добавки, средства бытовой химии). Известны случаи преднамеренного отравления с помощью радиоактивных материалов, которые тоже относятся к классу токсичных веществ (отравление А. Литвиненко радиоактивным элементом полонием-210).

Посредством ядовитых веществ могут совершаться убийства, причинение вреда здоровью, приведение в беспомощное состояние с целью последующего ограбления или изнасилования, искусственное прерывание беременности и некоторые иные деяния. К особой разновидности криминальных деяний следует отнести преднамеренные лекарственные (ятрогенные) отравления, совершаемые медицинскими работниками. Ядовитые вещества могут стать средством совершения террористического акта.

С функциональной стороны применение ядовитых веществ с целью преднамеренного отравления следует рассматривать как способ совершения преступного посягательства. Включение ядовитых веществ в качестве средства в механизм преступного поведения опосредуется различными поведенческими актами, действиями, операциями, реализуемыми преступником. В зависимости от целевой направленности и временной последовательности реализации указанных актов можно выделить стадии подготовки, совершения и сокрытия действий по применению ядовитых веществ.

Подготовка отравления может включать в себя изучение преступником сведений об ядовитых веществах, выбор лицом конкретного ядовитого вещества, его приобретение (изготовление), определение наиболее подходящего пути введения яда в организм конкретного человека (жертвы), выбор времени и места введения ядовитого вещества, поиски необходимых технических средств.

При необходимости на данной стадии подбираются соисполнители (пособники).

Непосредственное применение ядовитого вещества включает, прежде всего, действия по введению яда в организм человека. Способами введения могут быть: через рот (перорально)

вместе с пищей, водой; через органы дыхания; через кожу (абсорбция); путем инъекционного введения под кожу, в мышцы или непосредственно в сосудистое русло. Выбор конкретного способа введения яда производится с учетом физического состояния ядовитого вещества (твердое, жидкое, газообразное), степени токсичности и времени проявления токсического эффекта, ожидаемых последствий, особенностей окружающей обстановки и ряда иных факторов.

Для облегчения процесса введения яда в организм жертвы преступник может выдать ядовитое вещество за лекарственный препарат, пищевую добавку, напиток. Вещества со специфическим запахом и вкусом смешиваются с острыми или солеными продуктами питания, помещаются рядом с пахучими веществами и т.п.

Действия по сокрытию криминального характера отравления состоят, в частности, в маскировке признаков, специфичных для проявления токсического эффекта конкретного ядовитого вещества. С этой целью преступник может скрывать способ и место введения яда в организм (например, прижечь участок на коже, куда была произведена инъекция, промыть участок кожи в месте воздействия едкого яда и т.д.); скрывать симптомы отравления или попытаться выдать их за симптомы какого-либо заболевания; уничтожать следы токсического воздействия ядовитого вещества; предпринимать попытки скрыть сам труп, затянуть время с момента отравления до обнаружения трупа (в расчете на естественное разложение яда).

Типичным способом сокрытия криминального характера отравления является инсценировка, заключающаяся в искусственном создании признаков случайного отравления или самоубийства. С целью инсценировки преступник, например, может ввести потерпевшего в заблуждение относительно опасности определенного вещества либо его безопасной дозы, подстроить якобы случайный прием ядовитого вещества вместо лекарства, выдать признаки отравления за симптомы какого-либо заболевания и т.п.

К попыткам сокрытия содеянного следует относить случаи использования преступником неизвестного (редко встречающегося) яда в расчете на то, что идентифицировать данное вещество будет невозможно.

В клинической токсикологии выделяют несколько периодов отравления (интоксикации): скрытый (характеризуется отсутствием соответствующих симптомов), токсикогенный (начинается с первыми клиническими симптомами и заканчивается после окончательной элиминации (удаления) яда из организма), соматогенный (когда возникают органные и полиорганные повреждения уже после элиминации яда). У человека, выжившего после отравления, начинается восстановительный период [3, с. 45]. Данная периодизация имеет определенное криминалистическое значение, поскольку способствует решению задач по диагностике использованного при отравлении ядовитого вещества, определению и оценке наступивших последствий.

Важное значение криминалистика придает изучению источников информации о преступных действиях лица, позволяющих получить полное и правильное представление об обстоятельствах расследуемого события. При преднамеренных отравлениях такими источниками являются: ядовитое вещество; труп; органы и ткани трупа; живой человек (потерпевший); следы биологической природы; предметы материальной обстановки со следами ядовитых веществ; очевидцы и иные свидетели манипуляций с ядовитыми веществами; документы, указывающие на приобретение, передачу, хранение, изготовление, использование ядовитых веществ.

Применение ядовитых веществ в криминальных целях специфично: оно оставляет характерные следы-последствия в окружающей среде. К типичным следам такого рода можно отнести: труп человека - жертвы отравления; следы введения химического вещества на трупе или теле живого человека (следы инъекций, химические ожоги кожных и слизистых покровов и др.); химические вещества в органах и тканях человека; последствия реакции организма на отравление (рвотные массы, иные выделения); характерные изменения кожных покровов человека; запаховые следы некоторых ядовитых веществ и их действия; поведение жертвы в период, следующий за введением ядовитого вещества; остатки пищи, воды с микроколичествами яда; упаковка, тара для хранения ядовитых веществ (ампулы, банки и др.); документы на получение ядовитых и иных опасных веществ; химическое оборудование для изготовления ядовитых соединений; остатки неизрасходованного яда и т.д.

В судебной медицине и токсикологии описаны типичные симптомы (синдромы) состояний человека, подвергнувшегося воздействию тех или иных ядовитых веществ (общая слабость, судороги, параличи, асфиксии, потеря сознания, тошнота, рвота и т.д.). Указанные симптомы, фиксируемые, например, в показаниях свидетелей, используются в расследовании криминальных отравлений. Вместе с тем следует учитывать, что многим ядовитым веществам свойственна широта спектра симптомов интоксикации, конкретные проявления их неспецифичны, что на практике существенно затрудняет диагностику [3, с. 433; 5, с. 300].

Также называются признаки изменения внутренних органов и тканей, выявляемые при судебно-медицинском изучении тела жертвы. Так, в случае отравления синильной кислотой или ее производными (цианидами) фиксируются: исходящий от органов и полостей трупа запах горького миндаля, светло-красный цвет трупных пятен, ярко-розовые кожные покровы, ярко-красный цвет крови [5, с. 319].

Основная часть следов - последствий любых действий с ядовитыми веществами может быть установлена только после проведения специальных исследований предварительного характера или после производства экспертизы. Экспертная ситуация нередко осложнена тем, что может быть не известна природа яда, вызвавшего отравление (ненаправленный анализ) [3, с. 345].

При расследовании преступлений, в ходе которых используются ядовитые вещества, обязательному установлению подлежит источник поступления данных веществ к преступнику. Следует учитывать, что соответствующие деяния нередко совершаются лицами, имеющими доступ к указанным веществам по роду своей трудовой деятельности или получившими право на владение ими на законном основании [1, с. 68]. Проверка данного факта способствует определению круга подозреваемых лиц. Также целесообразно выдвинуть и исследовать версию о совершенном хищении ядовитых веществ из медицинских учреждений (аптек, больниц и др.), промышленных и иных предприятий.

Таким образом, применение криминалистических средств и методов позволяет в ходе расследования установить обстоятельства, свидетельствующие об использовании ядовитых веществ в качестве средства преступного посягательства. Решению данной задачи способствует знание следователем характерных признаков и типичных следов применения ядовитых веществ, особенностей механизма криминального отравления, практики подготовки, совершения и сокрытия конкретных действий по использованию ядовитых веществ.

Список литературы Ядовитые вещества как средства совершения преступлений: методологические основы криминалистического изучения

  • Косарев С. Ю. Преступления, связанные с сильнодействующими и ядовитыми веществами: криминалистическая характеристика и особенности расследования. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. - 222 с. EDN: QVTMIX
  • Кустов А. М. Криминалистика и механизм преступления: цикл лекций. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. - 304 с. EDN: YYXFFZ
  • Плетенева Т. В. Токсикологическая химия: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Эксмо, 2008. - 560 с.
  • Самищенко С. С. Судебная медицина: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 471 с.
  • Судебная медицина: учебник / под ред. Ю. И. Пиголкина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 496 с.
  • Энциклопедия уголовного права. Том 4. Состав преступления / отв. ред. В. Б. Малинин. - СПб.: Издание профессора Малинина, 2005. - 798 с.
Статья научная