Японская трясогузка Motacilla grandis – новая форма орнитофауны Советского Союза

Автор: Панов Евгений Николаевич

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 873 т.22, 2013 года.

Бесплатный доступ

Второе издание. Первая публикация: Панов Е.Н. 1963. Японская трясогузка – новая форма орнитофауны Советского Союза // Орнитология 6: 479.

Короткий адрес: https://sciup.org/140153403

IDR: 140153403

Текст краткого сообщения Японская трясогузка Motacilla grandis – новая форма орнитофауны Советского Союза

Японская трясогузка Motacilla grandis – новая форма орнитофауны Советского Союза

Е.Н.Панов

Второе издание. Первая публикация в 1963*

25 октября 1960 на берегу реки Кедровки (Хасанский район Приморского края) нами был добыт экземпляр трясогузки, оседлой в Японии и очень редко залетающей на материк (Южная Корея, Китай). Таксономическое положение этой формы до сих пор спорно. Некоторые исследователи (Hartert, Steinbacher 1932-1938; Гладков 1954) рассматривают её как подвид белой трясогузки – Motacilla alba grandis Sharpe. Однако то обстоятельство, что ареал этой формы на значительном протяжении (бóльшая часть острова Хоккайдо и север острова Хонсю) перекрывается с ареалом камчатского подвида белой трясогузки М. a. lugens Gloger, 1829, где названные формы не гибридизируют, позволяет Вори (Vaurie 1959) выделить японскую трясогузку в самостоятельный вид Motacilla grandis Sharpe, 1885. В тот период, когда птица была добыта, проходил пролёт белых трясогузок, и стайки их задерживались, иногда на несколько дней, на обширных галечниках сильно обмелевшей реки Кедровки. Японская трясогузка была впервые встречена 24 октября в обществе трёх белых трясогузок. Одна из них (в самочьем наряде) принадлежала якутскому подвиду Motacilla alba ocularis Swinhoe, 1860, две другие были молодыми птицами, подвидовую принадлежность которых установить не удалось. Японская трясогузка держалась несколько особняком. На следующий день она была встречена сначала в 0.5 км вниз по реке, среди стайки белых трясогузок из 12-15 особей, бóльшую часть которых составляли молодые птицы. Среди нескольких взрослых преобладали очковые трясогузки М. a. ocularis, но были и 2-3 птицы камчатского подвида М. a. lugens. Японская трясогузка хорошо отличалась от них не только по внешнему виду, но и по голосу. По окраске она очень сходна с маскированной трясогузкой М. a. personata Gould, 1861, так как имеет почти сплошную чёрную голову; белые только лоб, небольшой участок над глазом, а у самок также и подбородок. В отличие от маскированной трясогузки, глаз расположен не на белом, а на чёрном поле. Спина черноватая у самки и чёрная у самца (Vaurie 1959). Большие кроющие крыла и частично плечевые на значительном протяжении белые (как у М. a. lugens); у летящей птицы белые крылья резко контрастируют с чёрной спиной. Позыв звучит как двусложное хриплое «чрив-чрив», в голосе высокие звенящие ноты почти отсутствуют. Характерно также отличие в поведении: в то время как белые трясогузки питались (в период наблюдений) в основном бокоплавами, обильными на мелководье (среди гальки), японская трясогузка разыскивала корм под опавшими, лежавшими у воды листьями чозении, переворачивая их и отбрасывая в сторону. Добытый экземпляр оказался неразмножавшейся самкой.

31 октября 1961 мы вновь наблюдали японскую трясогузку недалеко от того места, где был добыт первый экземпляр. Птица держалась в обществе молодой очковой трясогузки, была очень осторожна и питалась, переворачивая лежащие в воде листья чозении и ольхи. Видимо, такой способ поиска пищи является характерным для этой формы.

Краткое сообщение