Японский парламент: структура, история, актуальные проблемы
Автор: Паксютов Г.Д.
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Парламентаризм в странах Востока
Статья в выпуске: 4-1, 2024 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена эволюции парламентаризма и избирательной системы в Японии начиная с первого созыва парламента и установления избирательного права в эпоху Мэйдзи. В 1955 г. установилась так называемая «система 1955 года», основанная на доминирующем положении ЛДП и ее «системного оппонента», Социалистической партии; за исключением двух непродолжительных периодов, ЛДП сохраняет лидерство в национальной политике по сей день. В статье рассмотрены причины, благодаря которым лидерство ЛДП является столь устойчивым к актуальным вызовам, стоящим перед японской политической системой.
Японский парламент, японская избирательная система, «система 1955 года», японская политическая культура, лдп
Короткий адрес: https://sciup.org/170205878
IDR: 170205878 | DOI: 10.56700/j4655-6177-0563-v
Текст научной статьи Японский парламент: структура, история, актуальные проблемы
А нализ истории японского парламентаризма важен для того, чтобы понять структурные вызовы, проблемы, которые сегодня стоят перед японской политической системой. В то же время японский парламент – один из первых на Востоке парламентов западного типа, и его история тесно связана с японской модернизацией.
Начнем с нескольких важных фактов о современном японском парламенте и политической системе. Согласно Конституции, парламент Япо- нии – это высший орган государственной власти. Помимо законотворческой деятельности японский парламент номинирует премьер-министра, главу исполнительной власти, одобряет международные договоры, принимает государственный бюджет.
В японском парламенте две палаты – палата советников и палата представителей. Палата представителей является основной. Такие решения, как назначение премьер-министра, могут приниматься без одобрения палаты советников. Истоки такой двухпалатной системы исторические, о них я подробнее расскажу дальше.
Переходя к исторической проблематике: истоки японского парламентаризма – это эпоха Мэйдзи, с 1868 по 1912 год. Это период завершения международной изоляции Японии, ее модернизации по европейскому образцу, преимущественно прусскому образцу, частично по британскому. Важным стимулом для этой модернизации стала британская военная агрессия против Китая, так называемые «опиумные войны», о которых прекрасно были осведомлены японские элиты, которые убедились в военном, экономическом превосходстве Запада и пришли к решению, что необходимо именно в этом направлении развивать внутреннюю экономическую и политическую модель.
В 1881 году появился императорский указ о созыве парламента (в 1890 году) – этот указ, собственно, предполагал наличие двух палат парламента, которые сохраняются по сей день [Пантелеева, 2014: 127]. 29 ноября 1889 года вступила в силу первая Конституция Японии, которая гарантировала населению избирательное право. При этом право голоса имели только мужчины старше 25 лет, прошедшие определенный имущественный ценз. Этот имущественный ценз был достаточно строгим, и в итоге избирательное право имело около 1 процента населения Японии.
В последующие годы представительная система, избирательная система претерпевала некоторые трансформации. Так, в 1900 году вместо одномандатных округов были введены большие избирательные округа, был снижен имущественный ценз. В 1919 году был возврат к одномандатным округам. И наконец, в 1925 году установилась система с избирательными округами, 3–5 мандатов, которая сохранялась на протяжении нескольких десятилетий, до 1994 года [Пантелеева, 2014: 130].
Разумеется, трансформирующим событием для японской политической системы, которая до сих пор ее определяет, стало поражение Японии во Второй мировой войне и период прямого управления со стороны Соединенных Штатов Америки. Период непосредственного управления американцами длился с 1995 по 1952 год. Под влиянием американских консультантов в 1947 году была принята новая Конституция, которая в том числе гарантировала всеобщее избирательное право населению.
В 1955 году установилась система, основанная на доминировании двух партий – это так называемая Либерально-демократическая партия
(ЛДП), которая объединила правые и центристские силы, и Социалистическая партия Японии, которая также объединила различные социалистические силы, с несколько различной идеологией. И на протяжении многих десятилетий, до 90-х годов прошлого века, сохранялось фактически монопольное положение этих двух партий, которое также называют «системой полутора партий», потому что реально ЛДП имела большинство в парламенте, как правило, имела комфортное большинство, которое позволяло ей проводить свои решения, и Социалистическая партия оставалась некой системной оппозицией.
Некоторые причины стабильности на протяжении четырех десятилетий этой системы следующие (подробный анализ «Системы 1955 года» см. в [Стрельцов, 2019]). Во-первых, избирательная система с несколькими мандатами на избирательный округ позволяла ведущим политическим силам проводить несколько депутатов из одного округа. Японская политическая культура характеризуется так называемым консенсусным консерватизмом, японский избиратель тяготеет к тому, чтобы голосовать за уже устоявшихся кандидатов, поддерживать уже существующую систему. Кроме того, на протяжении этих десятилетий Япония демонстрировала солидные экономические успехи, и в этом отношении также не было стимулов для того, чтобы радикально что-то менять в политической системе.
В течение этого долгого периода политической стабильности сформировались черты японской политической системы, которые во многом сохраняются до сих пор. Во-первых, это фактическое преимущественное положение исполнительной власти. Законы в Японии имеют такой общий характер, который допускает их широкую интерпретацию чиновниками на местах. Также существует тесная связь власти и бизнеса. Зачастую чиновники и представители политических партий переходят в совет директоров, наблюдательные советы крупных компаний, и поддерживается общность интересов крупного бизнеса и политических кругов.
Однако в начале 90-х годов в Японии произошел экономический кризис, известный как крах мыльного пузыря. Комплекс факторов этому предшествовал, в частности, так называемые Плазские соглашения с Соединенными Штатами, которые привели к резкому укреплению йены и падению экспортного потенциала Японии. Произошла переоценка, резкое снижение стоимости японских финансовых активов, недвижимости. И на фоне этого экономического кризиса, и, естественно, паники населения впервые за несколько десятилетий Либерально-демократическая партия потерпела поражение на выборах. К власти в 1993 году пришла оппозиционная коалиция.
Однако уже в следующем, 1994 году, произошла очередная реформа избирательной системы. Поменялась система представительства, избирательная система. Теперь в Японии часть депутатов (изначально 300 из 500) избирается по одномандатным округам, часть – по партийным спискам [Исаев, 2010: 209]. Эта система сохраняется по сей день. И с 1994 года, кроме небольшого периода с 2009 года по 2012 год, ДДП опять вернула себе доминирующее положение (в партнерстве с партией-спутником Комэйто).
В чем причина столь стабильного доминирования одной партии в наши дни? Принято считать, что ЛДП опирается на сельскохозяйственные регионы, которые обладают большим представительством в парламенте, имеет место клиентелизм [Стрельцов, 2013; Deol 2021]. К примеру, возьмем небольшой городок сельскохозяйственный или провинциальный, или, грубо говоря, большая деревня с населением несколько тысяч человек. Устройство избирательной системы позволяет этому населенному пункту проводить депутата в парламент. И, как правило, парламентарии имеют тесные связи с населением таких небольших населенных пунктов. Организуют там презентации, различные мероприятия, население этих людей знает и не имеет особых стимулов их менять.
Также имеет место снижение политического участия населения, так называемая «серебряная демократия», при которой преимущественно политическую активность проявляют избиратели возрастные. Это не те люди, от которых следует ждать каких-то резких трансформаций в политической системе, в политической жизни.
На сегодняшний день в Японии наблюдается ситуация, при которой опросы населения, данные социологов, показывают существенное снижение доверия к Либерально-демократической партии. Но нет никакой реальной политической альтернативы, никаких сильных персоналий, никаких реальных привлекающих население идей.
В последние годы также Либерально-демократическую партию потряс ряд коррупционных скандалов5. В 2022 году был громкий скандал с так называемой «Церковью объединения». Это крупная международная секта, которая, как оказалось, имела тесные связи с некоторыми ведущими представителями ЛДП, в том числе в отношении финансирования. Был коррупционный скандал, связанный с финансированием токийской олимпиады. И вот в конце 2023 года разгорелся, и до сих пор продолжается, коррупционный скандал, связанный с практиками финансирования, в частности, избирательных кампаний в ЛДП. На этом фоне популярность действующего премьер-министра Кисида бьет отрицательные рекорды, некоторые опросы показывали, что его одобряют меньше 20 процентов населения. Популярность партии на этом фоне самая низкая за весь период возвращения к власти, после возвращения к власти в 1996 году6.
В январе 2024 года, чтобы как-то нивелировать эффект коррупционных скандалов, Кисида провозгласил политическую реформу, в частности, призванную улучшить транспарентность системы финансирования избирательной деятельности. Впервые в истории Японии премьер предстал перед парламентским комитетом по этике, отправил в отставку 4 министров. Но пока что ему не удается по-настоящему вернуть доверие японского населения.
Наконец, нужно заметить, что экономика Японии, ее политическая система стоят перед очень существенными вызовами. Так по результатам прошлого года экономика Японии опустилась на 4-е место в мире, выпустив вперед себя Германию7. Наблюдаются негативные демографические тренды: в частности, в прошлом году был побит очередной антирекорд рождаемости8. В этой ситуации необходима экономическая, политическая ревитализации, но политическая система для этого слишком инертна. И в ситуации, когда Япония еще и тесно привязана к политике, к интересам своего гаранта безопасности, Соединенных Штатов Америки, трудно ожидать каких-то политических изменений, появления каких-то интересных новых идей и персоналий. Тем не менее изучение японского парламентаризма остается ценным уроком, в том числе и с точки зрения понимания причин возникновения подобных системных вызовов.
Список литературы Японский парламент: структура, история, актуальные проблемы
- Исаев Б.А. Трансформация партийной системы Японии в середине XX - начале XXI вв. // ПОЛИТЭКС. 2010. Т. 6. № 1. С. 207-225. EDN: MVGSHP
- Пантелеева М.В. К вопросу о становлении избирательной системы Японии // Россия и АТР. 2014. № 3(85). С. 126-133. EDN: TJZZQF
- Стрельцов Д.В. (ред.). Политическая система современной Японии. - М.: Аспект Пресс, 2013. 384 с.
- Стрельцов Д.В. "Система 1955 года": внешняя и внутренняя политика Японии эпохи холодной войны. - М.: "Издательство восточной литературы", 2019. 239 с. EDN: RHTFFE
- Deol N. 2021. How Japan's Electoral System Promotes Patronage and Undermines Democracy // Brown Political Review, December 8.