Язык экранной культуры: семиотика текстов и риторические возможности

Автор: Берлева Ирина Николаевна, Беляев Дмитрий Анатольевич

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Культура

Статья в выпуске: 2, 2023 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена семиотико-культурологическому рассмотрению языка экранной культуры. Актуальность работы обусловлена доминированием соответствующей риторики и текстов в повседневном медиадискурсе большинства людей. Методологически исследование базируется на нарративной аналитике экранных артефактов как части функциональной методологии media studies, а также на методах компаративного культурологического и культурно-семиотического анализа. В работе осуществляется реконструкция экранного языка на примере кино-, теле- и компьютерной реальности, реализуется сравнительная аналитика. Выделяются особенности и характерные семиотические черты экранных текстов, определяется их риторический потенциал. Отдельно рассматривается трансформация коммуникационной культуры под влиянием экранного языка. Заключается, что новый феномен киберобщения не имеет строгой нормативности, однако характеризуется интенсивным распространением в силу удобства и соответствия требованиям времени. Язык экранной культуры создает новые возможности для участников удаленного взаимодействия и в то же время продуцирует риски развития радикальной лингвотрансформации.

Еще

Экранная культура, экранный язык, экранная семиотика, экранный текст, экранная риторика, знак, кинематограф, телевидение

Короткий адрес: https://sciup.org/149142475

IDR: 149142475   |   DOI: 10.24158/fik.2023.2.14

Список литературы Язык экранной культуры: семиотика текстов и риторические возможности

  • Беляева У.П., Гревцева Е.В., Типунова А.С. Процедурная риторика в видеоиграх как эффективная медиа-технология трансляции социально-политических смыслов // Современные исследования социальных проблем. 2021. Т. 13, № 4-2. C. 238-243.
  • Беляева У.П., Фролова Е.С., Типунова А.С. Инфосфера публичной истории в современных экранных медиа: социально-философский анализ // Современные исследования социальных проблем. 2022. Т. 14, № 1 -2. C. 47-51.
  • Делез Ж. Различие и повторение. СПб., 1998. 384 с.
  • Евграфова Ю.А. Вербальный и образно-зрительный компонент экранных текстов (на примере кино- и телетекстов) // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2020. Т. 9, № 1. С. 32-38. https://doi.org/10.12737/2587-9103-2019-32-38.
  • Казючиц М.Ф. Язык экранных искусств: от кино к интернет-коммуникациям // Артикульт. 2011. № 2 (2). С. 42-51.
  • Сиротинина О.Б. Социолингвистический фактор в становлении языковой личности // Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты. Волгоград, 1998. С. 80-84.
  • Тарасов А.Н. Экранный тип культурного кода как семиотическая характеристика современной стадии социокультурной трансформации: культурфилософский анализ // Общество: философия, история, культура. 2016. № 12. С. 54-56.
  • Трофимова Г.Н., Барышникова Е.Н. Русский язык и Интернет: проблемы обучения // Традиции и новации в профессиональной деятельности преподавателя русского языка как иностранного. М., 2002. С. 320-328.
  • Grigoryev S.L. Screen Culture Ontology: Towards the Problem Statement // Communicology. 2022. Vol. 10, iss. 2. P. 57-68. https://doi.org/10.21453/2311 -3065-2022-10-2-57-68.
  • Huhtamo E. Elements of Screenology: Toward an Archaeology of the Screen // ICONICS: International Studies of the Modern Image. 2004. Vol. 7. P. 31-82.
  • Manovich L. Language of New Media. Cambridge, 2000. 354 p.
  • Melro A., Oliveira L. Screen Culture // Advanced Methodologies and Technologies in Artificial Intelligence, Computer Simulation and Human-Computer Interaction. Cham, 2019. P. 586-599. https://doi.org/10.4018/978-1-5225-7368-5.ch044.
Еще
Статья научная