Эффект антисанкций: как изменилась география импорта и транспортных потоков
Автор: С. Аксюк, Т. Михайлова
Журнал: Мониторинг экономической ситуации в России @monitoring-esr
Статья в выпуске: 1 (62), 2018 года.
Бесплатный доступ
Существенное изменение географии внешней торговли Российской Федерации в результате введенного торгового эмбарго (антисанкций) стимулировало переключение импорта запрещенных товарных групп от ближайших стран ЕС в сторону географически удаленных стран. Переключения же импорта из ЕС от запрещенных товаров на другие товарные группы практически не наблюдается. При этом география транспортных потоков импорта через границу РФ сужалась в прямом соответствии со снижением общих объемов импорта из пограничных стран.
Короткий адрес: https://sciup.org/170176856
IDR: 170176856
Текст научной статьи Эффект антисанкций: как изменилась география импорта и транспортных потоков
^^— Страна эмбарго, товар эмбарго, период эмбарго
— — Страна эмбарго, товар НЕ эмбарго, период эмбарго
Рис. 1. Эффект введения импортного эмбарго на импорт товаров из стран под эмбарго
барго, очищенный от эффектов Источник: расчеты авторов.
расстояния и эффектов падения курса рубля.
Таким образом, переключение импортных товарных потоков между разными странами работает гораздо интенсивнее, чем переключение потоков между разными группами товаров из одной и той же страны. При этом сравнительно легко происходит переориентация на географически далеких торговых партнеров. Значит, роль фиксированных издержек импортеров, специфичных по отношению к конкретной стране-контрагенту, невелика. Основную роль играет структура спроса внутри России – импортируются те товары, которые нужны потребителям, независимо от географии поставщиков.
Важно также указать на изменения в географии транспортных потоков импортных грузов через пограничные пункты пропуска. Из-за введения эмбарго загрузка пунктов пропуска на границе Российской Федерации (или границах Белоруссии и Казахстана, членов Таможенного союза) должна измениться. Интенсивность потока грузов на пунктах пропуска на границе со странами ЕС должна упасть из-за эмбарго. Это снизит загруженность пунктов пропуска. Наше предположение состоит в том, что снижение загруженности может сделать пункты пропуска более привлекательными: поток транспорта может перераспределиться в сторону освободившихся пунктов пропуска.
Кроме этого, военные действия на востоке Украины также закрыли несколько пунктов пропуска на российско-украинской границе для товарооборота, что также может привести к перераспределению транспортных потоков. Однако необходимо учесть общее падение товарооборота между Россией и Украиной за рассматриваемый период, чтобы оценить размер перераспределившихся потоков грузооборота.
В исследовании РАНХиГС и Института Гайдара1 данные внешней торговли анализировались с помощью эконометрических методов. Мы протестировали, наблюдается ли такое перераспределение транспортных потоков на альтернативные (географически соседние) пункты пропуска из-за падения загруженности и из-за военных действий. Оценивался не фактический абсолютный рост или падение грузооборота через пункт пропуска, а относительный рост или падение с учетом общих тенденций во внешней торговле России2.
В табл. 1 приведен список пунктов пропуска, где наблюдалось статистически значимое увеличение потока транспорта импортных грузов. Пункты Бугаевка и Валуйки находятся на границе с севером Луганской области и на границе с Харьковской областью Украины. Это ближайшие пункты пропуска к северу от зоны боевых действий. В сторону этих пунктов перераспределились потоки грузов.
Таблица 1 ПОГРАНИЧНЫЕ ПУНКТЫ ПРОПУСКА, УВЕЛИЧИВШИЕ ОТНОСИТЕЛЬНУЮ
ИНТЕНСИВНОСТЬ ПОТОКА ТРАНСПОРТА ИМПОРТНЫХ ГРУЗОВ
Пункты пропуска |
Комментарий |
Бугаевка (автомобильный), Валуйки (ж/д) |
Граница с Украиной |
Ивангород (автомобильный), Чернышевское (автомобильный) |
Граница с ЕС |
Выборг (морской) Порт Атлантического бассейна
Новосибирск (Толмачево) (авиа), Владивосток (Кневичи) (авиа) |
Авиаперевозки |
На границе с ЕС есть только два пункта пропуска, увеличившие относительную привлекательность – Ивангород и Чернышевское. Это пограничные города, где наблюдается существенный маятниковый поток частных поездок: жители Ивангорода ездят за покупками в эстонскую Нарву, Чернышевское находится на границе Калининградской области и Литвы. Другие пункты пропуска на границе с ЕС не получили дополнительного трафика. Таким образом, можно сделать вывод, что снижение загруженности пунктов пропуска не стало притягательным фактором в выборе транспортных маршрутов: импортные грузы, в общем и целом, не переключаются на более свободные пункты пропуска.
Среди других пунктов пропуска, получивших статистически существенное усиление интенсивности импортных потоков, – морской порт Выборг, что может объясняться в том числе возросшей интенсивностью торговли с дальними странами, поскольку такие перевозки осуществляются морским путем. Аэропорты Владивостока и Новосибирска могли также увеличить грузопоток за счет дальних стран-контрагентов.
Обобщая результаты, можно сделать вывод, что загруженность пунктов пропуска в среднем не является существенным фактором, влияющим на выбор маршрута импортных грузов. Качество внутренней российской транспортной инфраструктуры, как было показано в нашей более ранней работе1, влияет на выбор маршрута в гораздо более существенной степени. Соответственно, модернизация внутренней транспортной инфраструктуры даст интенсификацию не только товарооборота внутри РФ, но также и внешней торговли. Импорт потребительских товаров в РФ может гибко перестраиваться между поставщиками, приблизительно сохраняя общую товарную структуру, при этом роль транспортных издержек и географического расстояния до страны-контрагента не является важной. Переключения же на другие группы товаров от привычных поставщиков практически не происходит. Загруженность пограничной инфраструктуры также не является существенным фактором в маршрутизации грузопотоков импорта. Гораздо более важным является качество внутренней транспортной инфраструктуры.ф