Эффективность использования механизма «единого окна» в ЕАЭС

Автор: Моторыгина А.А., Кусков А.Н.

Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness

Статья в выпуске: 12-2 (94), 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье рассмотрен актуальный вопрос развития механизма «единого окна» государств-членов Евразийского экономического союза (далее - «ЕАЭС»). Проведена оценка текущего состояния национального механизма «единого окна» по ключевым факторам по каждому государству-участнику ЕАЭС, выявлено положение каждого из них и проанализированы предпринимаемые действия на уровне союза в попытках создания системы «единого окна».

Единое окно, внешняя торговля, международная торговля, таможенное оформление, обмен данными, автоматизированная передача данных, евразийский экономический союз

Короткий адрес: https://sciup.org/170196463

IDR: 170196463   |   DOI: 10.24412/2411-0450-2022-12-2-30-36

Текст научной статьи Эффективность использования механизма «единого окна» в ЕАЭС

Развитие «единого окна» в странах ЕАЭС является одним из актуальных и приоритетных направлений сотрудничества на сегодняшний день. Создание привлекательных условий для ведения бизнеса в странах ЕАЭС при сохранении требуемого баланса со стороны государственных контролирующих органов является необходимой задачей государств.

Необходимо отметить, что уже на протяжении почти 10 лет обсуждается возможность создания системы «единого окна» на всей территории ЕАЭС, но с этим в данный момент есть некоторые трудности.

Для того, чтобы понять, почему до сих пор «единое окно» не реализовано в ЕАЭС, необходимо рассмотреть положение каждого государства-участника ЕАЭС и проанализировать, какие действия предпринимаются на уровне союза в попытках создания системы «единого окна».

В Российской Федерации (далее - РФ), начиная с 2006 года действует система, основанная на принципе «одного окна». Данная система должна была стать прототипом всемирно известной системы «единого окна». Но, к сожалению, эксперимент оказался неудачным и вместо того, чтобы решить существующие проблемы, «одно окно» принесло с собой новые.

И лишь с 2014 года началась работа по созданию и внедрению системы «единого окна» в РФ. Специально для этих целей была создана Комиссия, эксперты которой провели полный SWOT-анализ. Данный анализ показал, на каком уровне в настоящее время находится система «единого окна» и какие меры необходимо предпринять для совершенствования данного механизма. Итак, в результате проведенного анализа, эксперты выявили сильные стороны национального механизма «единого окна», слабые стороны, а также установили возможные угрозы.

Рассмотрим, каждую из этих сторон отдельно:

Сильные стороны

Слабые стороны

Угрозы

•Принятые законодательные акты, которые регулируют упрощение процедур торговли.

•Утвержден координирующий орган — рабочая группа по созданию и внедрению системы «единого окна».

•Закреплен принцип однократности представления документов.

•Переход на 100% электронное декларирование.

  • •    Совмещение полномочий государственных органов.

•Создаются отдельные подвиды «единого окна» -на морском и воздушном видах транспорта.

  • •    Открыт портал государственных услуг.

  • • Не принята Концепция развития национального «единого окна».

•Низкий уровень технической оснащенности всех государственных органов.

  • • До конца не выведен процесс представления данных на бумажных носителях.

■Государственные органы не участвуют в процессе разработки системы «единого окна».

  • •    Отсутствует портал национального «единого окна».

  • ■ Не введен режим комплексной выдачи документации.

  • • Не разработана межведомственная система управления рисками.

•Отсутствие финансирования.

•Недостаточная вовлеченность государственных органов.

•Отсутствие участия в процессах создания системы «единого окна» бизнес-сообществ.

•Неправильно поставленная изначальная задача, направленная на развитие подвидов системы, а не в целом механизма «единого окна».

Рис. 1.

Исходя из проведенного анализа, эксперты вынесли решение, что на сегодняшний день реализация создания системы «единого окна» выполнена лишь на 47%. Если смотреть по тематическим блока, то видно, что наилучший результат достигнут в разделе «Электронная таможня» - 80%, далее идет раздел «Разрешительные документы» - 53%, остальные блоки являются малоразвитыми: «Информационные технологии» - 45%, «Оплата платежей» - 40% и «Транспорт и логистика» развит всего лишь на 20%.26 Необходимо также отметить, что существуют огромные пробелы и в организационно-правовой основе развития механизма «единого окна». Так, до сих пор не был назначен уполномоченный орган, который будет отвечать за создание и реализацию системы «единого окна». Несмотря на то, что уже принято решение, что таким органом будет являться Министерство экономического развития РФ. Тоже самое касается и правовой базы: на сегодняшний день были приняты только планы и проекты (Проект концепции развития национального механизма «единого окна», план мероприятий «Совершенствование таможенного администрирования» и так далее), но не было принято ни одного законодательного акта, направленного на регулирование непосредственно системы «единого окна».

Таким образом, мы видим, что Российская Федерация пытается реализовать проект «единого окна», но, к сожалению, на данный момент все попытки являются безуспешными, так как отсутствует четкая последовательность действий при создании данной системы.

Оценка уровня развития механизма «единого окна» проводится ЕЭК в соответствии с комплексной «Методикой оценки состояния развития механизмов «единого окна» (далее - «Методика») [1].

В Республике Армения механизм «единого окна» начали внедрять с 2013 года. На законодательном уровне принята концепция внедрения принципов «одного окна» [2] и «одной остановки», что побудило государство начать активную работу в данном направлении. В настоящее время механизм работает по ограниченному функционалу. Использование только некоторых из возможных преимуществ «единого окна», обусловлено также и тем, что в Республике Армения имеются иные развитые сервисы оплаты платежей и информационно-справочные сервисы. Впослед- ствии они могут быть интегрированы в портал «единого окна».

На законодательном уровне установлен принцип эквивалентности электронных и бумажных документов, более того, электронные документы принимаются судом в качестве доказательств по делу.

По результатам оценки текущего состояния национального механизма «единого окна» по ключевым факторам создания успешно действующего механизма в Республике Армения данный механизм по состоянию на 2017 год реализован на 51% [3] (рис. 1).

Рис. 2. Оценка текущего состояния развития механизма «единого окна» в Республике Армения

Основными проблемами, которые требуется решить в ближайшие годы стали слабое межведомственное взаимодействие, отсутствие интеграции отдельных элементов «единого окна» между собой и отсутствие единой точки входа (канала) для взаимодействия с государственными органами.

При проведении оценки по второму направлению было выявлено, что по данным экспресс-анализа текущий уровень составляет примерно 58% ввиду того, что большинство элементов находятся на стадии реализации.

Законодательная база блока «Электронная таможня» Республики Армения в части таможенного оформления разработана в полном объеме. На данном этапе следует уделить внимание разработке нормативноправовых актов в сфере нетарифного регулирования для обеспечения получения и последующего декларирования полностью в электронном виде.

Необходимо отметить, что нормы и порядок оформления, выдачи и использования внешнеторговых документов определены только для страховых документов, для остальных - формы и порядок оформления в электронном виде не закреплены.

Оценка по тематическим блокам определила уровень реализации национального механизма на 45%, при этом результаты анализа в целом свидетельствуют о готовности Республики Армения к полноценному внедрению.

Высокая степень готовности к полноценному внедрению механизма была выявлена и в Республике Беларусь. По оценке текущего состояния, механизм «единого окна» реализован на 56%.

Наиболее интересным для ознакомления и понимания ситуации представляется анализ текущего состояния по отдельным элементам (рис. 2).

Интегрированный контроль на границе

Комплексное управление границей

Единый информационный портал для заинтересованных лиц

Принцип «одна остановка»

Межведомственная система управления рисками

Меж ведо мст вен ное инф орм а ц ион ное взаимодействие

Выдача электронных разрешительных документов

Электронное таможенное декларирование

Подача в электронном виде документов, на основании которых была заполнена таможенная декларация

Локальный механизм «единого окна» в пунктах пропуска

Оплата таможенных платежей посредством электронных платежей

Оплата сборов за оказание услуг государственных органов

Рис. 3. Уровень реализации механизма «единого окна» в Республике Беларусь (экспресс-анализ по ключевым элементам)

Из приведенной диаграммы видно, что разработка межведомственной системы управления рисками не предполагается, в то же время 3 элемента уже реализованы: оплата сборов за оказание услуг государственных органов, выдача электронных разрешительных документов и подача в электронном виде документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары.

Помимо неравномерного развития сервисов, все еще существует проблема дублирования подаваемых документов в различные контролирующие организации. Также было выявлено, что имеются предпосылки для создания транспортного сегмента механизма «единого окна» при про- должении последовательной работы по созданию правовых основ его функционирования. По отдельным элементам текущий уровень был оценен на 53%.

В Республике Беларусь при внедрении механизма «единого окна» активно выражена политическая воля, что позволило оперативно принять стратегические документы по развитию проекта, назначить уполномоченный и координирующий органы.

В ходе проведения анализа были обнаружены следующие риски:

  • 1.    Недостаточное участие в разработке и внедрении механизма уполномоченных государственных органов.

  • 2.    Неготовность бизнес-сообщества к переходу на электронный обмен с таможенными органами.

  • 3.    Акцент на развитии локальных механизмов в рамках отдельных ведомств, а не создание интегрированной системы.

  • 4.    Не все бизнес-процессы предусматривают возможность использования документов в электронном виде. Не имплементированы нормы ЮНСИТРАЛ об электронной торговле.

  • 5.    Отсутствие межведомственной системы управления рисками.

Самый высокий уровень текущего развития механизма «единого окна» в Республике Казахстан – 61%. В целях обеспечения организационно-правовой основы приняты стратегические документы, опре- делены цели и целевые показатели реализации проекта, на законодательном уровне закреплены принципы однократности предоставления информации и эквивалентности бумажных и электронных форм документов.

Взаимодействие государственных органов и участников ВЭД в рамках автоматизированных бизнес-процессов в сфере выдачи разрешительных документов осуществляется в электронном виде через информационную систему государственной базы данных «Е-лицензирование». Надо отметить, что развитие ключевых факторов успешного функционирования механизма «единого окна» происходит довольно равномерно (рис. 3).

Рис. 4. Оценка текущего состояния механизма «единого окна» по ключевым факторам в Республике Казахстан

По оценке экспресс-анализа отдельных элементов, ситуация менее оптимистичная. Текущий уровень состояния определен только на 50%, при этом полностью реализованы три элемента: межведомственное информационное взаимодействие, межведомственная система управ- ления рисками и выдача электронных разрешительных документов, в то время как большинство элементов находятся только на стадии планирования.

В блоках «Электронная таможня» и «Транспорт и логистика», несмотря на созданную правовую базу, сохраняются пре- имущественно «бумажные» технологии. Интегральная оценка текущего уровня развития национального механизма составляет 55%.

Основные риски и проблемные вопросы в Республике Казахстан возникают со стороны государственных органов. Анализ показал откладывание сроков внедрения механизма, в том числе, ввиду отсутствия нормативного закрепления компетенций и ответственности участвующих государственных органов и их недостаточной вовлеченности в проводимую работу.

Несмотря на вступление Кыргызской Республики в ЕАЭС довольно недавно, работы по внедрению механизма «единого окна» начались уже в 2004 году.

В результате анализа было выявлено, что основные риски связаны с неготовностью или невовлеченностью в процесс, как государственных органов, так и участников ВЭД. Данный фактор привел к разной автоматизации процессов в различных ведомствах, в некоторых ведомствах - к отсутствию таких систем, и разной степени готовности информационных систем. Текущее состояние развития национального механизма - 55%, по отдельным элементам - 56%. Низкий уровень реализации был выявлен при анализе по тематическим блокам (рис. 4).

Рис. 5. Состояние национального механизма «единого окна» по тематическим блокам

В блоках «Электронная таможня», «Оплата, платежи и электронная коммерция», «Транспорт и логистика», взаимодействие участников ВЭД и государства осуществляется преимущественно путем подачи документов в бумажной форме. Оценка уровня реализации - 43%, интегральная оценка - 51,1%.

Существенным фактором, замедляющим полноценное введение «единого окна» в Кыргызской Республике, является отсутствие закрепления на законодатель- ном уровне терминов «электронная торговля» и «электронная коммерция», а также невозможность предоставления в качестве доказательств в суде электронных форм документов, что автоматически обязывает участников ВЭД иметь документы и на бумажном носителе.

Тем не менее, Кыргызская Республика, как и остальные государства-члены ЕАЭС, готова к полноценному внедрению национального механизма «единого окна».

Следует заметить, что Рекомендация ЕЭК ООН № 33 предоставляет участвующим в торговле и транспортировке сторонам возможность подавать стандартизированную информацию и документы через единую точку входа. Координатор домена «Единое окна» рекомендовал не использовать термин «национальное «единое окно» (что сейчас происходит в рамках Союза) при наличии в государстве более чем одного такого механизма [4].

В России подготовка нормативноправовой базы механизма «единого окна» началась в 2013 году, непосредственная работа – в 2014 году. Вместе с тем автоматизация государственных контролирующих органов была начата в 2002 году с реализации Федеральных целевых программ

«Электронная Россия» (2002-2010 гг.) и «Информационное общество» (20112020 гг.). Сегодня технология «единого окна» реализуется во внешней подсистеме КПС «Морской порт» и в системе межведомственного электронного взаимодействия (далее - «СМЭВ») федеральных органов исполнительной власти (далее - «ФОИВ»).

Таким образом, все государства-члены ЕАЭС проводят мероприятия, направленные на внедрение механизма «единого окна» при осуществлении ВЭД. Уровень текущего развития механизма в странах-участницах больше 50%, что говорит о хороших результатах деятельности ФОИВ в данной области.

Список литературы Эффективность использования механизма «единого окна» в ЕАЭС

  • Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28.09.2015 № 123 "О методике оценки состояния развития национальных механизмов единого окна" // СПС "Консультант Плюс".
  • Распоряжение Президента Республики Армения от 23 июля 2013 года № НК-129 А "О внедрении принципов "одного окна, одной остановки" в Республике Армения" // Официальный интернет-портал Президента Республики Армения. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.president.am/ru/.
  • Евразийская экономическая комиссия "Заключение о состоянии развития механизма "единого окна" в Республике Армения" // Состояние развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности в государствах-членах ЕАЭС. - М.: ООО "ТПАРАН", 2017. - С. 10-31.
  • Бондаренко А. Роль и задачи Рекомендации СЕФАКТ ООН № 33 и ее дальнейшее развитие / А. Бондаренко // Семинар "Единое окно": интерпорабельность, обмен данными и цифровая торговля. - Официальный интернет-портал Евразийской экономической комиссии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org.
Статья научная