Эффективность пульпотомии во временных зубах у детей: обзор литературы
Автор: Маслак Е.Е., Арженовская Е.Н., Каменнова Т.Н., Афонина И.В., Хмызова Т.Г.
Журнал: Волгоградский научно-медицинский журнал @bulletin-volgmed
Рубрика: Обзорные статьи
Статья в выпуске: 4 (60), 2018 года.
Бесплатный доступ
В статье обсуждается клиническая и рентгенологическая эффективность пульпотомии во временных зубах у детей. Результаты витальной пульпотомии с применением МТА, биодентина, триксидента, формокрезола, пульпотека и сульфата железа были лучше, чем при использовании гидроксида кальция или девитальной пульпотомии.
Пульпотомия, дети, временные зубы, клиническая и рентгенологическая эффективность
Короткий адрес: https://sciup.org/142222505
IDR: 142222505
Текст обзорной статьи Эффективность пульпотомии во временных зубах у детей: обзор литературы
Пульпит временных зубов относится к распространенной стоматологической патологии детского возраста и встречается у большинства детей, обращающихся в стоматологические поликлиники [4]. Для лечения пульпита у детей во временных зубах применяют чаще всего ампутационные (витальная и девитальная, частичная и глубокая пульпотомия) методы лечения. Несмотря на большое количество публикаций, вопрос о преимуществах какого-либо материала для пульпотомии во временных зубах остается спорным [14].
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Изучить результаты лечения пульпита временных зубов у детей методом пульпотомии по данным научных исследований, опубликованных в течение последнего десятилетия.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В базах данных научных публикаций (Pubmed, e-library и др.) изучены сведения о результатах лечения пульпита во временных зу- бах у детей, представленные в работах, опубликованных в течение последних 10 лет (2009– 2018 гг.) на английском и русском языках. Для поиска были использованы ключевые слова: лечение пульпита, временные / молочные зубы, дети, ампутация пульпы, пульпотомия, клиническая / рентгенологическая эффективность; pulpitis treatment / pulp therapy, pulpotomy, primary / deciduous teeth, children, clinical / radiographic effectiveness.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯИ ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Всего было изучено 316 публикаций, в которых представлялись результаты отдельных случаев или серии случаев применения различных материалов при лечении пульпита ампутационным методом, проводилось сравнение двух и более материалов при проведении пуль-потомии.
Наиболее информативными были публикации результатов рандомизированных клинических исследований (РКИ), представленные в виде систематических обзоров с использованием мета-анализа [8, 14].
РКИ проводились с целью сравнения различных материалов для пульпотомии (75 РКИ), иногда – для сравнения пульпотомии и пуль-пэктомии (4 РКИ). Большинство РКИ в отношении лечения пульпита временных зубов были выполнены на небольших группах (в среднем – 68 зубов), имели высокий риск предвзятости, небольшой срок наблюдений. Всего для трех препаратов (формокрезол, минерал триоксид агрегат – МТА и сульфат железа) сравнительные РКИ пульпотомии были среднего уровня доказательности, исследования о применении других препаратов имели низкий уровнь доказательности [14].
Данные разных авторов о результатах лечения пульпита методом пульпотомии не были однозначными. При сравнении двух материалов (РКИ в параллельных группах) были получены следующие результаты. Применение при пульпотомии формокрезола оказалось более эффективным, чем применение гидроксида кальция, различия были статистически значимыми в отношении клинической эффективности через 6 и 12 месяцев, рентгенологической эффективности – через 6, 12 и 24 месяца [8]. Сравнение эффективности формокрезола и МТА показало, что через 2 года клиническая эффективность составляла 85 и 97 %, рентгено-логическая – 54,3 и 88,6 % соответственно [5]. Через 4 года клиническая эффективность формокрезола составляла 82,5 %, белого МТА – 89,9 %, рентгенологическая – 81,1 и 92,1 % соответственно [6]. Между результатами пульпотомии с применением формокрезола и сульфата железа не было получено значимых различий [8].
В РКИ, включавших сравнение эффективности трех и более материалов, установлено, что через 6, 12 и 24 месяца после пульпотомии лучшие клинические и рентгенологические результаты были получены при применении МТА, по сравнению с формокрезолом и гидроксидом кальция, однако различия не были значимыми статистически [8]. В сравнительном РКИ пуль-потомии с применением МТА, сульфата железа, формокрезола и цинк-оксид-эвгенолового цемента (ЦОЭ) клинико-рентгенологическая эффективность составляла через 2 года 96, 88, 88 и 68 % соответственно. Различия в эффективности применения МТА, сульфата железа и формокрезола не были статистически значимыми, а результаты применения ЦОЭ были статистически существенно ниже, чем МТА [9].
При оценке полученных данных следует учитывать, что МТА является дорогим препаратом, а формокрезол обладает определенной токсичностью, поэтому необходимо продолжать исследования для получения сравнительных результатов применения более дешевых препаратов (биодентин, лазерная терапия, гипохлорит натрия и др.) [14]. С этой точки зрения, представляют интерес исследования эффективности препаратов российского производства, применяемых при пульпотомии во временных зубах у детей.
Так, проведение РКИ для оценки эффективности лечения пульпита методом пульпото-мии с применением триоксидента (российский аналог МТА), сульфата железа и пульпотека, показало через 12 месяцев клиническую эффективность 100 % во всех группах, рентгенологическая эффективность составляла 100, 100 и 98 % соответственно (p > 0,05) [3].
Были изучены результаты применения триоксидента в сочетании различными препаратами, по сравнению с Эодентом (российский аналог ЦОЭ) в сочетании гемостабом. Трехлетнее наблюдение после пульпотомии во временных зубах показало клиническую эффективность сочетания триоксидента с гваяфе-ном – 94 %, гемостабом – 90,5 %, гипохлоритом натрия – 86,1 %, Эодента с гемостабом – 83,1 %. Рентгенологическая эффективность была значительно ниже во всех группах и составляла 78,4, 81,8, 78,8, 68,7 % соответственно (p > 0,05) [4].
Сравнительное исследование результатов пульпотомии с применением формокрезола, МТА, Портланд-цемента и деривата матрикса эмали не выявило статистически значимых различий в клинической (96,9, 100, 93,9 и 93,3 %) и рентгенологической (84,4, 93,9, 86,7 и 78,1 % соответственно) эффективности препаратов [14].
В РКИ с использованием для пульпотомии биодентина, МТА, МТА-плюс и сульфата железа была выявлена клинико-рентгенологическая эффективность через 2 года 82,7, 86,2, 93,1 и 75,9 % соответственно, однако различия не были значимыми статистически [11]. Также не было выявлено существенных различий при применении для пульпотомии серого и белого МТА в сочетании с сульфатом железа [10].
Результаты пульпотомии с применением МТА и биодентина через 12 месяцев не имели статистически значимых различий: клиническая эффективность МТА составляла 96 %, рентгенологическая – 80 %, биодентина – 96 и 60 % соответственно [7].
Изучение результатов пульпотомии в зависимости от степени формирования корней временных зубов показало, что через 1,5 года в зубах со сформированными корнями клиническая и рентгенологическая эффективность после применения триоксидента составляла 100 и 96,4 %, триоксидента в сочетании с диодным лазером – 100 и 100 %, резорцин-форма-линового метода – 61,5 и 46,1 % соответственно. В несформированных временных зубах клинико-рентгенологическая эффективность после применения триоксидента – 88,9 %, триоксидента в сочетании с диодным лазером – 100 %, резорцин-формалинового метода – 14,3 % [1]. Эффективность применения пульпо-тека при пульпотомии в несформированных резцах у детей в возрасте до двух лет составляла через год 89,1 %, через 2 года – 73,9 % [2].
В исследовании «split-mouth» проведено сравнение пульпотомии с использованием формокрезола и частичной пульпотомии с использованием МТА: клиническая эффективность через 2 года составила 100 и 90,9 %, рентгенологическая – 95,2 и 90,5 %, общая – 81,8 и 95,2 % соответственно, однако различия не были существенными статистически [13].
Ретроспективный анализ 15408 случаев лечения пульпита во временных зубах у детей в возрасте 1–9 лет, проведенного на рутинном стоматологическом приеме в муниципальных стоматологических поликлиниках, показал, что через 3 года эффективность лечения составляла после проведения витальной пульпотомии с использованием пульпотека – 79,8 %, деви-тальной ампутации пульпы с использованием резорцин-формалинового метода – 45,7 % [12].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ результатов исследований клинической и рентгенологической эффективности лечения пульпита во временных зубах у детей показал преимущества применения для пуль-потомии МТА, биодентина, триоксидента, фор-мокрезола, сульфата железа и пульпотека, по сравнению с использованием гидроксида кальция, ЦОЭ и проведением девитальной пульпо-томии. Однако недостаточный уровень доказательности и несовпадающие результаты выполненных исследований оставляют выбор материала для пульпотомии на усмотрение врача-стоматолога.
Для повышения уровня доказательности сравнительных исследований в отношении пульпотомии во временных зубах у детей необходимо увеличить число наблюдений, включаемых в РКИ, повысить качество исследований и расширить количество исследуемых материалов. Поиск альтернативных материалов для лечения пульпита временных зубов у детей обусловлен необходимостью снижения стоимости лечения (по сравнению с МТА) и токсичности применяемых материалов (по сравнению с формокрезолом).
Список литературы Эффективность пульпотомии во временных зубах у детей: обзор литературы
- Кисельникова Л. П., Петросян А. П. // Эндодонтия Today. - 2012. - № 1. - С. 46-51.
- Маслак, Е. Е. [и др.]. // Актуальные вопросы современной стоматологии: Материалы конференции, посвященной 75-летию Волгоградского государственного медицинского университета, 45-летию кафедры терапевтической стоматологии и 40-летию кафедры ортопедической стоматологии / Под общ. ред. акад. В. И. Петрова. - Волгоград: ООО «Бланк», 2010. - Т. 67. - С. 202-204.
- Романова О. С., Шаковец Н. В. // Стоматология детского возраста и профилактика. - 2016. -Т. 15, № 1. - С. 9-12.
- Ширяк Т. Ю., Салеев Р. А. // Стоматология. - 2016. - Т. 95, № 6. - С. 80.
- Airen P., Shigli A., Airen B. // J. Clin. Pediatr. Dent. - 2012. - Vol. 37, № 2. - P. 143-147.
- Biedma Perea M., [et al.] // Am J Dent. - 2017. - Vol. 30, № 3. - P. 131-136.
- Carti O., Oznurhan F. // Niger J. Clin Pract. - 2017. - Vol. 20, № 12. - P. 1604-1609.
- Elkhadem A., Sami I. // Evid. Based Dent. - 2014. - Vol. 15, № 4. - P.100-101.
- Erdem A. P., [et al.] // Pediatr Dent. - 2011. -Vol. 33, № 2. - P. 165-170.
- Frenkel G., Kaufman A., Ashkenazi M. // J. Clin. Pediatr. Dent. - 2012. -Vol. 37, № 2. - P. 137-141.
- Guven Y., [et al.] // Biomed Res Int. - 2017. Article ID 4059703, 7 pages, 2017. [10.1155/2017/ 4059703].
- DOI: 10.1155/2017/4059703
- Maslak E., [et al.] // Int. Dent. J. - 2017. - Vol. 67, Suppl. 1. - P. 230-231.
- Nematollahi H., [et al.] // Pediatr Dent. - 2018. -Vol. 40, № 3. - P. 184-189.
- Smaïl-Faugeron V., [et al.] // Cochrane Database Syst. Rev. - 2018. CD003220.pub3.
- DOI: 10.1002/14651858
- Yildirim C., [et al.] // J. Clin. Pediatr. Dent. -2016. - Vol. 40, № 1. - P. 14-20.