Эффективность различных методов контроля возврата птиц на места кольцевания
Автор: Зимин Владимир Борисович, Лапшин Николай Васильевич, Артемьев Александр Владимирович
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 1215 т.24, 2015 года.
Бесплатный доступ
Второе издание. Первая публикация: Зимин В.Б., Лапшин Н.В., Артемьев A.B. 1983. Эффективность различных методов контроля возврата птиц на места кольцевания // Тез. докл. 11-й Прибалт. орнитол. конф. Таллин: 91-93.
Короткий адрес: https://sciup.org/140155602
IDR: 140155602
Текст статьи Эффективность различных методов контроля возврата птиц на места кольцевания
Эффективность различных методов контроля возврата птиц на места кольцевания
В.Б.Зимин, Н.В.Лапшин, A. B.Артемьев
Второе издание. Первая публикация в 1983*
С 1968 года местное население различных воробьиных ежегодно контролировалось применением разнообразных методов их отлова и индивидуального мечения: стационарных крупногабаритных ловушек рыбачинского типа (Гумбарицы); паутинных сетей, устанавливаемых в мае-октябре на пробных площадях (Шокшинский стационар, Маячи-но); отлова взрослых птиц на гнёздах (в том числе и открыто гнездящихся видов – Зимин, Артемьев 1981) и зерновых прикормках; маркирование цветными кольцами отдельных особей и их визуальной регистрацией. Для настоящего сообщения использованы результаты исследования трёх видов певчих птиц.
Мухоловка-пеструшка Ficedula hypoleuca . На Шокшинском стационаре (1972-1977 годы) для контроля использованы отловы на гнёздах и паутинными сетями, устанавливаемыми на участках развески искусственных гнездовий. Величина возврата от 100 окольцованных самцов по отловам сетями была бы определена как 22%, на гнёздах – 23%, а общая – 36%. Для 106 самок, соответственно – 7.5, 18 и 23.6%. Паутинными сетями ловилось 61.1% возвратившихся в район мечения самцов и 32% самок, а на гнёздах – 58.3 и 84%.
Весничка Phylloscopus trochilus. В 1978 году в Гумбарицах, где численность вида в прибрежной полосе в 8-10 раз выше, чем в глубине лесных массивов, из 57 окольцованных в предыдущие годы птиц 61.4% было зарегистрировано большими ловушками 17.5% – паутинными сетями и 12.3% – на гнёздах с птенцами при отлове. Отловы 8.7% птиц дублировались разными методами. Следует отметить, что из 35 весничек, зафиксированных большой ловушкой в дальнейшем на гнёздах и в паутинных сетях было обнаружено лишь 3 особи (5.2%). Не исключено, что большой ловушкой контролируется не только местное население. Иные результаты получены на Шокшинском стационаре и в Мая-чино, где птиц отлавливали на гнёздах, паутинными сетями и визуально регистрировали по цветным кольцам. Величина возврата для 152 самцов на первом стационаре определена как 13.8%, а для 142 самок – 12.7%. При контроле только одним методом его величина составила бы для самцов 5.9% – отлов паутинными сетями, 9% – на гнёздах и 0.7% – визуальная регистрация; для самок, соответственно – 4.9, 12 и 0%. В Маячино из 64 вернувшихся на место кольцевания птиц 32.8% отловлено паутинными сетями и 51.6% – на гнёздах. 15.6% зарегистрировано обоими методами.
Обыкновенная чечевица Carpodacus erythrinus . Применение зерновых прикормок и отлова на них паутинными сетями, лучками, бойками, тайником и специальной ловушкой (Зимин 1973) позволило контролировать население чечевиц в радиусе более 1 км (Зимин 1981). Из 425 окольцованных птиц в последующие годы обнаружено 106 (24.9%). 6.6% зарегистрированы при отлове паутинными сетями, равномерно расставленными в гнездовой период по пробной площади (40 га); 16.7% пойманы на прикормках и лишь 1.6% отмечены по цветным меткам. В 1978 году из 20 возвратившихся в район мечения чече-виц 7 отловлены большими ловушками, 6 – паутинными сетями, 4 – на зерновой прикормке и 3 – на гнёздах. В Маячино из 27 возвратов 25 получены на прикормке ловушкой с конусообразными входами и лишь 2 особи отловлены паутинными сетями на пробной площади (30 га).
Величина возврата птиц на места кольцевания во многом зависит от метода и полноты контроля местного населения, а также от размера обследуемой территории. На наших стационарах птицы интенсивно отлавливались на площади 0.3-2 км2 (мухоловка-пеструшка в радиусе до 5 км). Выборочный отлов на гнёздах производился на удалении 25 км от мест установки паутинных сетей. Полнота контроля чечевицы и мухоловки-пеструшки, гнездящейся в искусственных гнездовьях, достигала 90%, веснички – 75%.
В зависимости от специфических особенностей биологии каждого вида разные методы регистрации возврата птиц на места гнездования дают различные результаты: для веснички и мухоловки-пеструшки максимальные показатели получены отловом на гнёздах, для чечевицы – на зерновых прикормках. В весенних отловах большими ловуш- ками и паутинными сетями среди окольцованных в предыдущие годы птиц присутствуют пролётные особи, места гнездования которых не известны. Существенные различия в оценках процента возврата самцов и самок могут быть обусловлены способом я временем контроля.
Увеличение разнообразия методов отлова способствует повышению точности определения степени гнездового консерватизма.
ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1215 : 4162-4163
Орнитофауна заповедника Каманос
Второе издание. Первая публикация в 1983*
Заповедник Каманос основан в 1979 году в северной части Литвы. Общая площадь заповедника 3660 га. Основная его часть — верховое болото — занимает 2244 га. Оно окружено влажными смешанными лесами. Заповедник расположен между рекой Вентой и её правым притоком Вадаксте, в западной части подзоны европейских равнинных широгколиственно-хвойных лесов.
Орнитофауну верхового болота Каманос в 1961 году впервые исследовал А.Вайткявичус. Он определил видовой состав орнитофауны и оценил обилие видов. Позже серьёзные орнитологические обследования верхового болота не проводились. Наши исследования имели целью определить качественные и количественные изменения орнитофауны верхового болота, происшедшие за 20 лет.
В течение 1979-1982 годов на верховом болоте зарегистрировано 58 видов птиц: 29 — гнездящиеся, 19 — прилетающие в поисках пищи, 10 — встречающиеся во время миграций. Большая часть учтённых видов относится к болотным, остальные — лесные или птицы открытых ландшафтов влажных лугов и полей. Среди гнездящихся птиц отмечены 3 вида, включённые в Красную книгу Литвы: серый журавль Grus grus, золотистая ржанка Pluvialis apricaria , большой кроншнеп Numenius arquata . В заповеднике гнездится около 3 пар журавлей. Золотистая ржанка гнездится в числе 9 пар — это самая крупная популяция в Литве. Большой кроншнеп также редок в республике. В заповеднике гнездится лишь 1 пара и то не ежегодно. Чибис Vanellus vanellus , черныш Tringa ochropus , фифи Tringa glareola , бекас Gallinago gallinago