Эффективность таргетной терапии при лечении распространенных форм рака яичников

Автор: Сабельникова Ж.Е., Саевец В.В., Важенин А.В., Чернова Л.Ф., Шимоткина И.Г., Курченкова О.В., Мухин А.А., Таратонов А.В.

Журнал: Злокачественные опухоли @malignanttumors

Рубрика: Онкогинекология

Статья в выпуске: 3S1 т.9, 2019 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140249268

IDR: 140249268

Текст статьи Эффективность таргетной терапии при лечении распространенных форм рака яичников

Введение: злокачественные опухоли яичников занимают 8 место в структуре заболеваемости и 6 место в структуре смертности среди онкологических заболеваний у женщин. Одногодичная летальность остается стабильно высокой и составляет 22%. Распространение опухоли яичников происходит за счет интраперитонеальной диссеминации в пределах брюшной полости и характеризуется длительным отсутствием клинических проявлений болезни, в связи с чем стандартным методом лечения является выполнение максимально циторедуктивной операции в объеме экстирпации матки с придатками, резекции большого сальника, перитонэктомии и других вовлеченных в опухолевый процесс органов с последующим проведением химиотерапии на основе препаратов платины. Однако не всегда возможно выполнить полную циторедукцию, в таких ситуациях единственным методом специального лечения является противоопухолевая лекарственная терапия. Стандартной схемой лечения в настоящее время являются препараты: карбоплатин AUC5–6 и паклитаксел 175 мг/м2, однако результаты лечения остаются неудовлетворительными и продолжается поиск новых лекарственных агентов. Так на сегодняшний день при рецидивах распространенных форм рака яичников высокой степени злокачественности с наличием мутаций в генах BRCA 1/2 рекомендован препарат — Олапариб в качестве поддерживающей терапии, который достоверно и существенно (до 4 лет) увеличивает медиану ВБП. Однако, у больных с отсутствием мутаций в генах BRCA 1/2 дополнительной опцией к лечению после субоптимальных и неоптимальных циторедуктивных операций является ингибитор сосудистого фактора роста — препарат бевацизумаб. Данный лекарственный препарат является эффективным лекарственным препаратом, достоверно увеличивающим общую и безрецидивную выживаемость в группе пациентов высокого риска, что подтверждается результатами крупных рандомизированных исследований — ICON 7 и GOG 218. FDA одобрила бевацизумаб в комбинации с химиотерапий на основе препаратов платины с последующим поддерживающим режимом у женщин с распространенными формами РЯ, что позволило снизить риск прогрессирования на 38%. Цель: оценить эффективность лечения распространенных форм РЯ после субоптимальных циторедуктивных операций в комбинации со стандартной химиотерапией и таргетной терапией.

Материалы и методы исследования: исследование проводилось на базе ГБУЗ «ЧОКЦО и ЯМ». За период с января 2017 по сентябрь 2019 гг. были пролечены 126 пациенток с диагнозом РЯ IIIC–IVстадии заболевания после субоптимальных циторедуктивных операций с остаточной опухолью от 1,0 до 2,0 см. Пациенты были рандомизированы на две группы. В первую группу включена 71 пациентка, лечение проводилось по схеме: паклитаксел 175 мг/м2, карбоплатин AUC6, бевацизумаб 15 мг/кг, курс 3 недели. Во вторую группу (группа контроля) включено 55 больных, которые получали лечение по стандартной схеме: паклитаксел 175 мг/м2 и карбоплатин AUC6 без введения бева-цизумаба. Возраст пациенток варьировал от 30 до 65 лет, средний возраст составил 51,1 лет. Соматический статус на момент лечения ECOG 0–1. По степени дифференцировки опухоли в первой группе превалировала аденокарцинома высокой степени злокачественности — 47 (66,1%) пациентка, низкой степени злокачественности — 24 (33,8%) пациенток. Во второй группе 31 (56,3%) пациенток имели низкую дифференцировку опухоли и 24 (43,6%) — высокую. Всем пациенткам в первой и второй группе на первом этапе было проведено 3 цикла химиотерапии по схеме: паклитаксел 175 мг/м2 и карбоплатин AUC6, на втором этапе проведена субоптимальная циторедукция с остаточной опухолью от 1,0 до 2,0 см, на третьем этапе проведено 3 цикла стандартной адьювантной химиотерапии. Первой группе больных в послеоперационном периоде на 28 день был добавлен препарат бевацизумаб 15 мг/кг к химиотерапии с последующим поддерживающим введением до 22 циклов. Нежелательные явления III–IV степени не зарегистрированы, I–II степени — в первой группе наблюдались в 33% случаев и проявлялись в виде утомляемости, слабости, носовых кровотечений, артериальной гипертензии, протеинурии 1 степени, алопеции в 100% случаев, нейтропении 1–2 степени. Во второй группе нежелательные явления встречались в 22% случаев, связаны с токсичностью химиопрепаратов (изменения функциональных проб печени, развитие костно-мышечной боли, гематологическая токсичность, алопеция). При проведении монотерапии бевацизумабом в поддерживающем режиме (18–22 цикла) токсичность III–IV степени отсутствовала, нежелательные явления были в виде носовых кровотечений, тромбоцитопении, протеинурии, артериальной гипертензии и гепатотоксичности в 12% случаев. Эффективность лечения оценивали по критериям RESIST 1.1 и маркеру СА-125 согласно критерию Rustin.

ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЕ ОПУХОЛИ

Российское общество клинической онкологии

MALIGNANT TUMOURS

Russian Society of Clinical Oncology

ТЕЗИСЫ ПОСТЕРНЫХ ДОКЛАДОВ И ПРИНЯТЫЕ К ПУБЛИКАЦИИ

Результаты: согласно критериям RESIST 1.1 в первой группе зарегистрирован полный ответ в 27,3%, частичный ответ — в 52,8 %, стабилизация заболевания — в 11,9 %, прогрессирование — в 8% случаев. Во второй группе полный ответ составил 21% случаев, частичный ответ — 45,7%, стабилизация — 24,5%, прогрессирование в — 8,8%. Таким образом, в группе поддерживающей терапии с препаратом бевацизумаб медиана ВБП составила 20,5 месяцев в сравнении с 15,3 месяцами в группе контроля (Р<0,01). Выводы: добавление к стандартной противоопухолевой лекарственной терапии препарата бевазицумаб с последующей поддерживающей терапией в монорежиме позволяет достоверно увеличить медиану ВБП у пациенток в группе неблагоприятного прогноза при приемлемом уровне токсичности.