Эффективность терапии постоянным положительным давлением у пациентов с обструктивным апноэ сна и хронической ишемической болезнью сердца
Автор: Тарасик Е.С., Булгак А.Г., Затолока Н.В.
Журнал: Евразийский кардиологический журнал @eurasian-cardiology-journal
Рубрика: Хроническая ИБС и атеросклероз
Статья в выпуске: S2, 2019 года.
Бесплатный доступ
Оценить влияние терапии постоянным положительным давлением (СИПАП-терапии) на уровень мелатонина у пациентов с синдромом обструктивного апноэ сна (СОАС) и хронической ишемической болезнью сердца (ХИБС).
Короткий адрес: https://sciup.org/143170170
IDR: 143170170
Текст статьи Эффективность терапии постоянным положительным давлением у пациентов с обструктивным апноэ сна и хронической ишемической болезнью сердца
Цель работы. Оценить влияние терапии постоянным положительным давлением (СИПАП-тера-пии) на уровень мелатонина у пациентов с синдромом обструктивного апноэ сна (СОАС) и хронической ишемической болезнью сердца (ХИБС).
Материал и методы. В исследовании приняли участие 120 пациентов с ХИБС. Из них мужчин было 80 (67 %), женщин – 40 (33 %). Средний возраст – 56,7 ± 8,5 лет, минимальный – 40 лет, максимальный – 68 лет. Все пациенты были разделены на группы. Первая группа составила 60 пациентов (пациенты с ХИБС и СОАС, затем, в зависимости от приверженности к СИПАП-терапии, группа была разделена на 2 подгруппы (1 подгруппа СОАС с СИПАП-терапией и 2 подгруппа с СОАС без СИПАП - терапии). Вторую группу составили 30 пациентов (ХИБС и первичным храпом). Третью группу (контрольная) составили 30 пациентов с ХИБС (без СОАС и первичного храпа). Клинико-инструментальные исследования про- водились при включении пациентов в исследование, через 6 и 12 месяцев наблюдения. По половому и возрастному составу группы были сопоставимы. Для диагностики СОАС проводился кардиореспи-раторный мониторинг аппаратом Somnocheck – 2 (Weinmann, Германия). При исследовании регистрировались: мониторинг назофарингеального потока, электрокардиограмма, частота сердечных сокращений, пульсоксиметрия, плетизмография, положение тела, торакоабдоминальные движения, запись звукового феномена храпа. Затем рассчитывался индекс апноэ/гипопноэ (ИАГ). Забор венозной крови для исследований осуществлялся в вакуумные пробирки системы «вакутайнер» (BectonDickinson, США). Показатели уровня мелатонина в крови определяли иммуноферментным методом на анализаторе Sunrise (Tecan, Австрия) с использованием реагентов компании Demeditec Diagnostics GmbH, Germany.
Результаты. При оценке первичных данных гормонального статуса уровень мелатонина был достоверно снижен в первой группе (5,5 ± 4,15 пг/ мл) по сравнению с группой с храпом (15,4±2,47 пг/мл) и контрольной группой (14,4 ± 2,71 пг/мл). Исходно уровень мелатонина в подгруппах первой группы достоверно не различался. В 1 подгруппе уровень мелатонина составил 5,7 [5,0–6,6] пг/мл, во 2 подгруппе 5,9 [5,1–6,1] пг/мл (р>0,05). При повторном исследовании через 6 месяцев в 1 подгруппе уровень мелатонина достоверно повысился на фоне СИПАП-терапии и составил 9,3 [8,0–11,7] пг/мл, во 2 подгруппе уровень мелатонина значимо не изменился и составил 5,8 [5,2–6,3] пг/мл. Таким образом, через 6 месяцев уровень мелатонина достоверно различался в 1 и 2 подгруппах (р < 0,05). При исследовании гормонального статуса через 12 месяцев в 1 подгруппе уровень мелатонина достоверно повысился на фоне СИПАП-терапии и составил 13,3 [9,8–16,8] пг/мл, во 2 подгруппе уровень мелатонина достоверно снизился и составил 5,6 [5,1–6,9] пг/мл. Таким образом через 12 месяцев уровень мелатонина был достоверно выше в 1 подгруппе по сравнению со 2 подгруппой (р < 0,05).
Заключение. У пациентов с синдромом обструктивного апноэ сна и хронической ишемической болезнью сердца снижен уровень мелатонина в крови по сравнению с группой пациентов с храпом и контрольной группой (р<0,05).
На фоне СИПАП-терапии у пациентов с хронической ишемической болезнью сердца и синдромом обструктивного апноэ сна в течение 6–12 месяцев выявлено повышение уровня мелатонина (р < 0,05).
При отказе от СИПАП-терапии у пациентов с хронической ишемической болезнью сердца и синдромом обструктивного апноэ сна выявлено снижение уровня мелатонина через 12 месяцев наблюдения (р < 0,05).
НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОГРЕССИРОВАНИЕ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ СЕРДЦА
ТАШКЕНБАЕВА Э.Н., ХАСАНЖАНОВА Ф.О., ХАЙДАРОВА Д.Д., АБДУЛЛАЕВ К.З.
Самаркандский государственный медицинский институт; Самаркандский филиал РНЦЭМП, г. Самарканд. Узбекистан
Цель работы. Определить основные неблагоприятные факторы риска, влияющие на развитие дилатации левого желудочка (ЛЖ) у больных с прогрессирующей стенокардией напряжения.
Материал и методы исследования. Нами обследованы 193 больных, находившихся на лечении в отделении кардиореанимации СФ РНЦЭМП с диагнозом ИБС Прогрессирующей стенокардией напряжения и имевших дилатацию ЛЖ по данным эхокардиографии (ЭхоКГ), в возрасте от 44 до 73 лет. Средний возраст больных составил 54,6 ± 9,9 лет. Диагноз верифицировался на основе клинических, электрокардиографических, эхокардиографических данных.
Результаты исследования. Все больные поступали в отделение с сжимающими болями в области сердца, нехваткой воздуха, выраженной одышкой. У 33,1 (17,2 %) больных отмечался постинфарктный кардиосклероз (ПИКС), у 137 (71,5 %) артериальная гипертензия (АГ). Из сопутствующих заболеваний у 64 (33,3 %) больных отмечалась хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ). У 18 (19,3 %) больных отмечалась инфекция мочеполового тракта, у 29 (15,1 %) больных – язвенная болезнь луковицы двенадцатиперстной кишки, сахарный диабет 2 типа – у 24 (12,9 %) и ХСН III функциональный класс (ФК) по New York Heart Association была у 77 (39,7 %) и IV ФК – у 12 (6,4 %) соответственно. ПИКС с QS комплексами по данным электрокардиографии
(ЭКГ) отмечался – у 64 (33,3 %) больных, из них – у 15 (16,1 %) обширный. Локализация перенесенного ОИМ на передней стенке была у 20 (21,5 %) больных, задней – у 17 (18,3 %), аритмии – у 32 (34,4 %) больных в виде фибрилляции предсердий – у 31 (13,9 %), блокады левой ножки пучка Гиса (БЛНПГ) – у 18 (9,6 %) и частой желудочковой экстрасистолы – у 21 (10,7 %). Если сложить частоту локализации QS комплексов и БЛНПГ, то инфаркт миокарда передней стенки был у 60 (31,1 %) больных. По данным ЭхоКГ конечно-диастолический размер (КДР) ЛЖ равнялся от 6 до 8,4 см (в среднем 7,2 ± 1,1 см), фракция выброса (ФВ) – от 20 до 46 % (в среднем 39,5 ± 4,9 %), наличие тромбов в ЛЖ было у 3 (3,2 %) больных. У всех пациентов наблюдалась митральная регургитация. Значения КДР от 6 до 7 см – у 26 (27,9 %) больных, от 7 до 8,4 см – у 17 (18,2 %). Больные с КДР > 7 см были более старшего возраста и имели повторные ОИМ в анамнезе, почти у всех передней локализации.
Заключение. Таким образом, данное исследование указывает на то, что такие факторы, как возраст, АГ, перенесенный передней локализации ОИМ, ХОБЛ имеют определенное значение в развитии дилатации ЛЖ. Дилатация больших размеров отмечается чаще при трансмуральном обширном переднем инфаркте миокарда и сопровождается, помимо митральной регургитации, тромбообразованием, а также высоким функциональным классом ХСН.