Эффекты генотипов гена гормона роста на признаки продуктивного долголетия свиней

Автор: Гетманцева Л.В., Бакоев Н.Ф., Костюнина О.В., Бакоев С.Ю.

Журнал: Вестник аграрной науки @vestnikogau

Рубрика: Сельскохозяйственные науки

Статья в выпуске: 5 (80), 2019 года.

Бесплатный доступ

Исследования, направленные на изучение продуктивного долголетия свиноматок, вызывают все больший интерес. В связи с этим цель работы - оценить перспективность гена GH в качестве генетического маркера продуктивного долголетия свиней на основе исследования ассоциативных связей между полиморфизмом G316A гена GH и признаками продуктивного долголетия. Исследования проводили на свиноматках крупной белой породы (КБ, n=280) и ландрас (Л, n=360), разводимых в условиях племенного хозяйства в РФ. Генотипы гена GH определяли методом ПЦР-ПДРФ с использованием эндонуклеазы рестрикции FokI. В результате у свиноматок КБ частоты аллелей A и G составили 0,46 и 0,54; генотипов АА, AG и GG - 21,8; 47,8 и 30,45% соответственно. У свиноматок Л частоты аллелей A и G составили 0,25 и 0,75; генотипов АА, AG и GG - 7,5; 35,0 и 57,5% соответственно. Свиноматки КБ генотипа GH_AG за весь продуктивный период имели меньшее количество поросят при рождении на 9,7 гол. (р≤0,05), многоплодие на 8,6 гол. (р≤0,05) и тенденцию к меньшему количеству опоросов, по сравнения с аналогами гомозиготных генотипов. Свиноматки Л генотипа GH_AG за весь продуктивный период имели меньшее количество поросят при рождении на 5,5 гол. (p≤0,1) по сравнению со свиноматками гомозиготных генотипов. Результаты, полученные на чистопородном поголовье свиней крупной белой породы и ландрас, показали потенциальные возможности полиморфизма гена GH в качестве генетического маркера, связанного с продуктивным долголетием свиней. Дальнейшие исследования позволят более детально изучить эффекты полиморфизма гена GH и его возможного применения в селекционных программах.

Еще

Свиньи, гормон роста, продуктивное долголетие, генетические маркеры

Короткий адрес: https://sciup.org/147228815

IDR: 147228815   |   DOI: 10.15217/issn2587-666X.2019.5.63

Текст научной статьи Эффекты генотипов гена гормона роста на признаки продуктивного долголетия свиней

Вве^ение. За последние два десятилетия репродуктивные показатели свиноматок претерпели значительные изменения. Особенно мо^но отметить рост количества поросят при ро^дении и многоплодия (количество ^ивых поросят при ро^дении). Однако, интенсивный отбор по плодовитости в результате повлек за собой сни^ение продуктивного долголетия свиноматок [1]. B настоящее время в большинстве коммерческих стад свиноматок бракуют после третьего-четвертого опороса. При этом затраты на выращивание и содер^ание свиноматки окупаются только по дости^ению четвертого опороса, а получение прибыли возмо^но только по результатам пятого и дальнейших опоросов [2, 3]. B связи с этим, все больший интерес вызывают исследования, направленные на изучение продуктивного долголетия свиноматок. B данном аспекте привлекают внимание гены, которые могли бы выполнять роль генетических маркеров. Одним таких генов мо^ет быть ген гормона роста (GH). GH вырабатывается передней долей гипофиза и циркулирует пульсирующим образом, с пиками во время сна. Пики циркулирующего GH модулируются несколькими факторами, включая возраст, состояние здоровья, пол и питание. Продукция GH уменьшается с возрастом; однако, она никогда не исчезает полностью [4]. Дефицит GH или сни^ение его секреции связано с фенотипами долголетия у мышей и людей [5-7]. Однако исследований, направленных на изучение связи полиморфизма гена GH с долголетием у свиней, в открытых источниках литературы не представлено. B основном, интерес по изучению полиморфизма гена GH у свиней был направлен на поиск ассоциаций с ростовыми показателями и отло^ением ^ира [8].

Цель иссле^ований – оценить перспективность гена GH в качестве генетического маркера продуктивного долголетия свиней на основе изучения ассоциативных связей ме^ду полиморфизмом G316A гена GH и признаками продуктивного долголетия.

Услови^, материалы и мето^ы. Исследования проводили на свиноматках крупной белой породы (КБ, n=280) и ландрас (Л, n=360), разводимых в условиях племенного хозяйства в РФ. Bсе ^ивотные имели одинаковые условия содер^ания и кормления. Геномную ДНК экстрагировали из проб ткани свиней (ушной выщип) с помощью набора реагентов ДНК-Экстран-2 (ООО «НПФ Синтол», Россия) в соответствии с протоколом производителя. Генотипы гена GH определяли методом ПЦР-ПДРФ с использованием эндонуклеазы рестрикции FokI по методике, представленной Chen et al. [9], с небольшими собственными модификациями. Для анализа использовали данные по всем опоросам за весь продуктивный период свиноматок. Учитывали следующие признаки: общее количество поросят при ро^дении (гол.), многоплодие (гол.) и количество опоросов, полученных от свиноматки за весь период содер^ания. Для исследования выбрали свиноматок, имеющих не менее 3 опоросов. ^ссоциативный анализ связи ме^ду полиморфизмом гена GH и продуктивными признаками проводили с использованием статистического аппарата смешанных линейных моделей средствами языка программирования для обработки данных в системе R-studio. На основе расчетных модельных данных определили аддитивные и доминантные эффекты генотипов гена GH по методике, представленной в работе Lopes et al. [10].

Результаты и обсу^^ение. B исследуемых группах свиней крупной белой породы и ландрас полиморфизм гена GH представлен двумя аллелями (A и G) и тремя генотипам (^^, AG, GG) (рис. 1). У свиней крупной белой породы различия ме^ду гомозиготными генотипами были небольшие и в целом мо^но отметить, что все три генотипа GH_^^, GH_^B и GH_BB имели частоту выше 20%. B отличии от них, свиньи породы ландрас имели высокую частоту генотипа GH_BB, а частота минорного генотипа GH_^^ составила 7,5%.

AA          AG          GG

■ Ландрас ■ Крупная белая

Рисунок 1 – Полиморфизм гена GH у свиней крупной белой породы и ландрас

Лучшие показатели по исследуемым признакам определены у особей гомозиготных генотипов. Свиноматки КБ генотипа GH_AG за весь продуктивный период имели меньшее количество поросят при ро^дении на 9,7 гол. (р≤0,05), многоплодие на 8,6 гол. (р≤0,05) и тенденцию к меньшему количеству опоросов, по сравнения с аналогами гомозиготных генотипов (табл. 1). У свиноматок Л статистически значимые эффекты генотипов гена GH на оцениваемые признаки не установлены. Однако мо^но отметить отрицательную тенденцию на количество поросят при ро^дении, связанную с гетерозиготным генотипом. Свиноматки Л генотипа GH_AG за весь продуктивный период имели меньшее количество поросят при ро^дении на 5,5 гол. (p≤0,1) по сравнению со свиноматками гомозиготных генотипов.

Таблица 1 – Признаки продуктивного долголетия у свиноматок различных генотипов гена GH

Признаки продуктивного долголетия свиноматок крупной белой породы

^^ (n=61)

^B (n=134)

BB (n=85)

Количество поросят при ро^дении, гол.

79,38±5,67

72,22±6,74d*

83,80±7,54

Многоплодие, гол.

71,01±5,56

64,99±6,46d*

75,41±7,34

Количество опоросов

5,71±0,36

5,53±0,43d

6,23±0,48

Признаки продуктивного долголетия свиноматок породы ландрас

^^ (n=27)

^B (n=126)

BB (n=207)

Количество поросят при ро^дении, гол.

71,72±7,58

64,98±8,20d

70,26±8,07

Многоплодие, гол.

63,96±6,72

58,69±7,26

62,71±7,15

Количество опоросов

5,19±0,51

4,75±0,54

4,97±0,54

Примечание. d- доминантный эффект при уровне достоверности p≤0,1; d*- доминантный эффект при уровне достоверности p≤0,05.

B целом расчетные данные показали, что наиболее значимый эффект на вариативность анализируемых признаков имел гетерозиготный генотип гена GH. B наших исследованиях особый интерес вызывает наличие отрицательной связи гетерозиготного генотипа с признаками продуктивного долголетия, которое было установлено как у свиноматок КБ (более значимый эффект), так и у свиноматок Л (тенденции). Проявляется этот эффект только у чистопородного поголовья или ^е и у кроссированных свиноматок F1, а так^е будет ли он поло^ительный, либо отрицательный, пока^ут дальнейшие исследования.

Выво^ы. Результаты, полученные на чистопородном поголовье свиней крупной белой породы и ландрас, показали потенциальные возмо^ности полиморфизма гена GH в качестве генетического маркера, связанного с продуктивным долголетием свиней. Дальнейшие исследования на большем поголовье свиней различных пород позволят более детально изучить эффекты полиморфизма гена GH и его возмо^ного применения в селекционных программах.

Список литературы Эффекты генотипов гена гормона роста на признаки продуктивного долголетия свиней

  • Sow removal in commercial herds: Patterns and animal level factors in Finland / P. Bergman, Y.T. Gröhn, P. Rajala-Schultz, A.-M. Virtala, C. Oliviero, O. Peltoniemi, M. Heinonen // Preventive veterinary medicine. 2018. № 159. Р. 30-39.
  • Tani S., Piñeiro C., Koketsu Y. Characteristics and risk factors for severe repeatbreeder female pigs and their lifetime performance in commercial breeding herds // Porcine Health Manage. 2017. № 3. Р. 12.
  • Using first and second parity number born alive information to estimate later reproductive performance in sows / T. Gruhot, J.A. Calderon Diaz, T.J. Baas, K.J. Stalder // Livestock Science. 2016. № 196. Р. 22-27.
  • Höybye C., Christiansen J.S., Growth hormone replacement in adults - Current standards and new perspectives // Best Pract. Res. Clin. Endocrinol. Metab. 2015. № 29. Р. 115-123.
  • Bartke A. Pleiotropic effects of growth hormone signaling in aging // Trends Endocrinol. Metab. 2011. № 22. Р. 437-442.
  • Growth hormone secretion is diminished and tightly controlled in humans enriched for familial longevity / E. van der Spoel, S.W. Jansen, A.A. Akintola, B.E. Ballieux, C.M. Cobbaert, P.E. Slagboom, G.J. Blauw, R.G.J. Westendorp, H. Pijl, F. Roelfsema, D. van Heemst // Aging Cell. 2016. № 15. Р. 1126-1131.
  • The GH receptor exon 3 deletion is a marker of male-specific exceptional longevity associated with increased GH sensitivity and taller stature / D. Ben-Avraham, D.R. Govindaraju, T. Budagov, D. Fradin, P. Durda, B. Liu, S. Ott, D. Gutman, L. Sharvit, R. Kaplan, P. Bougnères, A. Reiner, A.R. Shuldiner, P. Cohen, N. Barzilai, G. Atzmon // Sci Adv. 2017. Vol. 3. № 6. https://advances.sciencemag.org/content/3/6/e1602025 (дата обращения 15.06.2019).
  • Polymorphisms in several porcine genes are associated with growth traits / L. Getmantseva, A. Kolosov, M. Leonova, S. Bakoev, A. Klimenko, V. Vasilenko, A. Radyuk // American Journal of Animal and Veterinary Sciences. 2016. № 11(4). Р. 136-141.
  • Growth hormone gene polymorphisms and growth performance traits in Duroc, Landrace and Tao-Yuan pigs / W.T.K. Cheng, C.H. Lee, C.M. Hung, T.J. Chang, C.M. Chen // Theriogenology. 2000. № 54. Р. 1226-1237.
  • A Genome-Wide Association Study Reveals Dominance Effects on Number of Teats in Pigs / M.S. Lopes, J.W.M. Bastiaansen, B. Harlizius, E.F. Knol, H. Bovenhuis // PLoS ONE. 2014. № 9(8). https://www.researchgate.net/publication/265056183_ A_Genome-Wide_Association_Study_Reveals_Dominance_Effects_on_Number_of_ Teats_in_Pigs (дата обращения 15.07.2019).
Еще
Статья научная