Эффекты мелатонина на динамику восстановления сердечной активности у крыс после острого эмоционального стресса
Автор: Калиниченко Л.С., Перцов С.С.
Журнал: Академический журнал Западной Сибири @ajws
Рубрика: Эксперимент
Статья в выпуске: 3 (46) т.9, 2013 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140221075
IDR: 140221075
Текст статьи Эффекты мелатонина на динамику восстановления сердечной активности у крыс после острого эмоционального стресса
В современной медицине одной из наиболее актуальных является проблема психоэмоционального стресса. Патогенез сердечно-сосудистых заболеваний, являющихся одной из ведущих причин смертности в мире, тесно связан с формированием стрессорных состояний [3]. В ранних исследованиях эмоционального стресса были выявлены индивидуальные различия чувствительности животных к стрессорным воздействиям. В работах Е.В. Коплик [1] показано, что поведенческая активность крыс в тесте открытое поле является прогностическим критерием их резистентности к негативным последствиям стресса. Активные животные являются более устойчивыми к стрессорным воздействиям по сравнению с пассивными особями.
В связи с широким распространением сердечнососудистых заболеваний, большое значение приобретает возможность предупреждения или коррекции нарушений ритма сердца с помощью эндогенных биологически активных соединений. Эпифизарный гормон мелатонин является одним из естественных антистрессорных веществ. Мелатонин предупреждает стресс-индуцированное развитие язвенных поражений слизистых оболочек желудочно-кишечного тракта, изменение состояния органов-маркеров стресса, нарушение состава соединительной ткани у животных [2].
Целью нашей работы явилось изучение влияние мелатонина на динамику восстановления сердечной деятельности у крыс с разной поведенческой активностью после острого эмоционального стресса.
Материал и методы. Исследования проведены на 10 крысах самцах Вистар с активным и пассивным типами поведения в тесте «открытое поле». За 30 минут до стрессорной нагрузки животным вводили мелатонин (2 мкг/кг) или физиологический раствор. Моделью острого эмоционального стресса служила 1-часовая иммобилиза- ция крыс с одновременным электрокожным раздражением подпороговой силы. Для изучения показателей сердечной деятельности регистрировали ЭКГ в стандартных отведениях (aVR, aVL, aVF).
Результаты и обсуждение . Острый эмоциональный стресс сопровождался значительным увеличением ЧСС у крыс с разными параметрами поведения, получавших инъекции физиологического раствора. У активных особей ЧСС постепенно возвращалась к исходному уровню к 210 минуте после стрессорной нагрузки. У пассивных животных ЧСС восстанавливалась до нормального значения уже к 30 минуте после стресса, однако в дальнейшем наблюдались фазные изменения этого показателя. Отмечены скачки ЧСС до стрессорного уровня на 60 и 150 минутах после стрессорной нагрузки. Острый эмоциональный стресс на фоне введения мелатонина сопровождался значительно меньшим приростом ЧСС у особей с разными параметрами поведения. Значение ЧСС у активных крыс восстанавливалось до исходного уровня уже к 120 минуте. У пассивных животных мелатонин не влиял на время восстановления ЧСС (30 минут после стрессорной нагрузки), однако нивелировал резкие приросты ЧСС, выявленные после иммобилизации с одновременным электрокожным раздражением.
Известно, что зубец P и интервал PQ соответствуют периоду возбуждения предсердий. Стрессорная нагрузка вызывала увеличение длительности этих показателей у активных крыс. После стресса ширина зубца Р и интервала PQ сразу восстанавливалась до исходного уровня. Однако на 120 минуте после стрессорной нагрузки у животных этой группы отмечено значительное увеличение длительности зубца Р и интервала PQ. Выявленные изменения могут свидетельствовать о замедлении проведения возбуждения от предсердий к желудочкам, а также о нарушении проводимости в атриовентрикулярном узле или пучке Гиса у поведенчески активных особей через 2 часа после стресса. Внутрибрюшинное введение мелатонина предупреждало выявленные изменения предсердного комплекса у прогностически устойчивых к стрессу крыс. В отличие от активных, у пассивных особей стрес-сорная нагрузка сопровождалась незначительным снижением длительности зубца Р и интервала PQ, причем инъекция мелатонина нивелировала указанные изменения.
Несмотря на нарушение проведения возбуждения по предсердиям, параметры распространения возбуждения по желудочкам (QRS комплекс) у крыс с разной устойчивостью к эмоциональному стрессу после острого эмоционального стресса не изменялись. Введение мелатонина не оказывало значимого влияния на длительность QRS комплекса.
Стрессорная нагрузка практически не влияла на показатели желудочкового комплекса (интервал QT) у крыс с разными параметрами поведения. Однако в постстрес-сорный период животные с разными параметрами поведения характеризовались различными изменениями проведения возбуждения по желудочкам: длительность интервала QT значительно снижалась у активных особей (на 30 минуте после стресса), но увеличивалась у пассивных крыс (на 210 минуте). Предварительное введение мелатонина предупреждало изменения процессов возбуждения желудочков у поведенчески активных животных.
Полеченные данные демонстрируют специфику нарушений сердечной деятельности в условиях эмоционального стресса у поведенчески активных и пассивных животных. Введение мелатонина предотвращает развитие стрессорных изменений проведения возбуждения в мио- карде предсердий и желудочков у крыс с разной устойчивостью к эмоциональному стрессу.
Список литературы Эффекты мелатонина на динамику восстановления сердечной активности у крыс после острого эмоционального стресса
- Коплик Е.В. Метод определения критерия устойчивости крыс к эмоциональному стрессу//Вестн. нов. мед. технол. -2002. -Том 9, № 1. -С. 16-18.
- Перцов С.С. Мелатонин в системных механизмах эмоционального стресса. -М.: Изд-во РАМН, 2011. -232 с.
- Судаков К.В. Эмоциональный стресс: теоретические и клинические аспекты. -Волгоград: Комитет по печати и информации, 1997. -168 с.